Почему Херсонщина является лидером проукраинских настроений юга

Херсонская область стала единственным регионом Украины, который в силу разных обстоятельств почти смогла полностью захватить Россия в первые дни наступления. 

Россияне уже назначили там своих управленцев вместо законно избранных руководителей, пытаются ввести рубль и говорят о перспективе присоединения то ли к России, то ли провозглашения псевдореспублики.

Несколько раз российские ставленники говорили об определенном референдуме по поводу судьбы региона, однако его так и не провели. Хотя российские чиновники уже туда ездят и говорят о скором присоединении Херсонщины к “русской семье”.

Местное население, несмотря на силовые разгоны и применение оружия, выходят на протесты против российской оккупации.

Украинская сторона говорит, что серьезной поддержки у местного населения у россиян нет. По данным украинских властей, регион уже покинули около половины населения – полмиллиона человек. Там ведь нарастает гуманитарная катастрофа.

Западные эксперты, украинская разведка и даже российские оппозиционные издания указывают, что Россия ожидала “теплее” встречи в Украине, по крайней мере, в Херсонской области так точно.

Однако социологи, политологи и культурные деятели давно фиксировали, что Херсонщина чрезвычайно проукраинский регион даже по сравнению с соседними областями.

В политическом плане он всегда отличался проукраинской и прозападной позицией. С этим и столкнулись россияне в своих попытках контролировать регион после молниеносной оккупации.

Выборы президента и парламента за последние 20 лет показывают, что Херсонщина существенно отличалась от соседей, хотя демографические показатели у них отличаются не столь сильно.

И эта тенденция подтверждалась практически во всех голосованиях.

На парламентских выборах 2002 года сформировался мощный прозападный избирательный блок “Наша Украина” во главе с Виктором Ющенко, впервые сумевший победить коммунистов и занять первое место.

Конечно, на юге и востоке он существенно уступил коммунистам, но Херсонщина стала единственной в регионе, где прозападный блок пришел вторым и взял почти 12%. В соседних Запорожской, Николаевской, Одесской и Днепропетровской областях блок Ющенко получил в полтора-три раза меньше.

На чрезвычайно напряженных президентских выборах 2004 года, где впервые разыграли карту противостояния востока и запада, пророссийских и проукраинских сил, Херсонщина разделилась почти поровну. Это очень сильно отличало ее от соседей.

Виктор Янукович тогда получил здесь всего 51% (Ющенко – 44%), тогда как в Запорожской – более 70%, Одесской – 66%, Николаевской – 67%, а Днепропетровской – 61%.

Цифры поддержки Ющенко у соседей были в полтора-два раза ниже херсонцев.

На парламентских выборах 2006 года Херсонщина снова отличалась – за тогдашнюю пророссийскую Партию регионов область дала 39%, а все соседние в пределах 50%.

Причем в самом Херсоне “оранжевые” силы Тимошенко и Ющенко набрали почти как партия Януковича.

На внеочередных выборах парламента 2007 года почти та же картина – Херсонщина дает Партии регионов около 40%, а соседи – более 50%.

Последний раз пророссийский кандидат в президенты выигрывал в Херсонской области в 2010 году. Хотя тогда Виктор Янукович шел на выборы со сравнительно мягкими лозунгами по России.

Херсонщина дала ему 59%, а соседи в Крыму 78%, в Запорожье – 71%, Днепропетровщине – 62%, Николаевщине – 71%, Одесщине – 74%.

А уже в 2012 году, несмотря на страшный админресурс власти и Партии регионов, Херсонщина фактически голосовала за оппозицию.

Партия регионов здесь получила первое место с 29%, но соседи дали регионалам в среднем более 40%.

Тогдашний мэр Владимир Сальдо от Партии регионов в Херсоне сумел победить в округе кандидата от прозападной оппозиции всего на 800 голосов, что вызвало подозрения в возможных подлогах.

Оппозиция смогла взять почти половину округов области, а там, где проиграла, разница была ничтожна. И это на фоне почти тотальной победы Партии регионов у соседей.

В 2014 году на президентских постреволюционных выборах Херсонщина дала Порошенко почти 50%, в то время как соседи около 40%. Самый пророссийский Сергей Тигипко здесь взял 10%, у всех соседей – 13-18%.

На парламентских выборах 2014 проукраинские партии БПП и Народный фронт выиграли на Херсонщине. Пророссийский “Оппозиционный блок” взял здесь только 10%, а у соседей – 15-24%.

Показательно, что в 2019 году даже при тотальном преимуществе Зеленского по всей стране, Херсонская область дала Порошенко и его “армии, языку, вере” 15%, тогда как соседи – 10-12%.

На последних парламентских выборах сейчас запрещенная ОПЗЖ Виктора Медведчука взяла здесь 16,5%, тогда как одесситы дали ей 24%, николаевцы – 18%, запорожцы – 21%, а днепропетровцы – 14,7%.

Уже упомянутый Владимир Сальдо, которого россияне сейчас поставили руководить оккупированной Херсонщиной, после 2012 не имел значительной поддержки в области.

В 2015 году он пытался выиграть мэрские выборы под знаменами партии “Наш край” – проиграл. На местных выборах 2020 года та же картина – он проиграл во втором туре нынешнему мэру Игорю Колыхаеву с результатом 33% на 63%.

Тогда же пророссийская ОПЗЖ, хоть и получила на выборах в облсовет 20%, на первое место, однако прозападные партии взяли более 60%.

В самом Херсоне ОПЗЖ и Владимир Сальдо имели свои фракции, но были в меньшинстве. Областной и городской совет не подчинились россиянам и отказались сотрудничать.

Последняя перепись населения проводилась в Украине более 20 лет назад – в 2001-м.

По его официальным данным, абсолютное большинство жителей Херсонской области назвали себя украинцами – 82%, а 14% – россиянами. Украинский язык родным назвали 73% жителей области, а русский – 24%.

Эти цифры существенно отличаются от Крыма, где россияне были в большинстве, и Донбасса, где украинцы были в большинстве, однако родной язык для них преимущественно был русский.

Но практически во всех областях юга Украины у национальной и языковой ситуации общие тенденции с Херсонщиной.

В Одесской области украинцев в 2001 году было 62%, а россиян 20%. В вопросе родного языка украинский и русский делил жителей пополам.

Доля жителей областей, которые указали украинский родной. Херсонщина в 2001 году имела показатель 73,2%

В Запорожской области украинцев 70%, а россиян – 24%. Относительно родного языка ответ также делился почти пополам с преобладанием украинского.

В Днепропетровской области украинцев 79%, а россиян – 17%. А разделение на родном языке – 67% украинский, а русский – 30%.

В Николаевской области национальный и языковой состав похож на Херсонщину – 82% украинцев и 14% россиян, а родной язык украинский для 69%.

В отсутствие официальной переписи свои цифры дают социологи. По их данным, за последние десять лет в целом по Украине доля родного украинского выросла до 76%, а российского упала с 40% до 20%.

Почему так?

Известный херсонский писатель и краевед Антон Санченко в разговоре с BBC News Украина объяснил свое видение специфики региона.

Прежде всего он обращает внимание на то, что в данных переписи 2001 действительно фиксируется большая доля херсонцев, для которых родной язык украинский. И это больше, чем соседи.

“Это всегда была фактически украиноязычная область, кроме самого города Херсона и Новой Каховки. На мой взгляд, это и отличало, а отсюда и несколько иные настроения людей”, – считает Санченко.

Еще один важный нюанс – мощное фермерское движение и дух собственности и защиты своей земли. Вспоминает, как местный фермер и владелец огромного рынка агропродукции Федор Негой выиграл кандидата от Партии регионов на выборах в 2012 году. Несмотря на давление силовиков и админресурса.

“Дух сопротивления оккупанту или кандидату от произвольной власти имеет ту же природу. Это инстинкт защищать себя и свою землю”, – рассуждает Санченко.

Он говорит, что сейчас россияне пытаются ввести плату с фермеров, а иногда даже установить взимание 70% урожая. Что-то просто выгребают и уносят в Крым.

“Получается, успех всей Херсонщины и фермеров напрямую зависит от успеха украинской государственности”, – заключает Санченко.

Поэтому прогнозирует, что долго Россия не сможет контролировать Херсонщину, ведь уже сейчас проблемы, чтобы найти достаточное количество коллаборантов для налаживания нормальной жизни.

Глава комитета избирателей Алексей Кошель в разговоре с BBC News Украина также указывает, что Херсонщина давно отличалась в своих политических предпочтениях даже на фоне соседей.

“Херсонщина более аграрный регион, соответственно здесь не было столь сильной миграции рабочей силы из России, это вопрос технического языка предприятий и русификации работников. Но это все уже в истории”, – рассказывает Кошель.

Ведь даже в русскоязычном Херсоне за прозападные партии голосовали лучше, чем жители области.

Сложный “референдум”

Учитывая протестные акции и сопротивление украинцев, россияне просто не понимают, как провести референдум в Херсонской области, считает Кошель.

Он напоминает, что местные коллаборанты уже трижды говорили о намерениях провести его, но им это так и не удалось.

“Даже если речь идет хотя бы о видимости референдума, то хочу напомнить, что в пределах Херсонской области на выборах работали 12 тысяч членов избирательных комиссий разных уровней. А этих желающих сейчас нет”, – настаивает Кошель.

Он признает, что можно нарисовать любой результат, но для организации хотя бы видимости голосования ресурсов не хватает.

“И это при наличии войск России, устрашения и работы ФСБ”, – добавляет Кошель.

На Донбассе в 2014 году “референдум” провели, как воочию видели корреспонденты ВВС, преимущественно на бумаге без реального голосования на большинстве участков и просто объявили нужные цифры.

В Крыму была та же ситуация, большинство участков открывали, но подсчет голосов никто не контролировал.

Недавно самопровозглашенный заместитель руководителя Херсона Кирилл Стремоусов заявлял, что они обратятся к Путину принять регион в состав России.

В то же время представитель Путина Дмитрий Песков ответил, что судьбу региона должны решить жители, а все юридические вопросы нужно тщательно изучить.

Хотя и без этого российские чиновники кичатся, что пытаются ввести здесь рубли, российское инфопространство и образование.

“Считаем, что у Херсона большая перспектива и (область займет) достойное место в нашей российской семье”, – заявил 17 мая в Херсоне Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Но деталей этот процесс не предоставил.

Россия контролирует небольшую часть Херсонщины – правобережье и сам город

Украинская армия ведет бои на подступах к Херсону на правом берегу Днепра. Эксперты не исключают, что областной центр в стратегической перспективе может быть освобожден от россиян.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-05-19