Как вывезти зерно из Украины, чтобы предотвратить голод в мире?

Украинские аграрии имеющие 20 миллионов тонн зерна, которые не могут попасть на международные рынки, а вскоре должен начаться сбор нового урожая. Как доставить еду людям, которые в ней крайне нуждаются, когда цены во всем мире растут? 

В начале февраля Надежда Стецюк ждала доходного года. В 2021 году была хорошая погода, и она собрала отличные урожаи кукурузы, пшеницы и подсолнечника в своем небольшом хозяйстве в Черкасской области.

Цены на международном рынке были высокими и каждый день росли, поэтому она держала часть своих запасов, чтобы продать позже. Но напала Россия.

Ее регион не затронули худшие бои – как и 80% сельскохозяйственных угодий страны, он до сих пор находится под контролем Украины – но война оказала огромное влияние на ее хозяйство.

“С начала вторжения мы вообще не могли продать зерно. Сейчас цена здесь вдвое ниже, чем была до войны, – говорит Стецюк. – В Европе и мире может возникнуть продовольственный кризис, но это безысходность, потому что мы не можем вывезти эту еду” .

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба назвал “шантажом” предложение России снять блокаду украинских черноморских портов в обмен на снятие санкций.

Украина является ведущим экспортером продовольствия – на страну приходится 42% подсолнечного масла, продающегося на мировом рынке, 16% кукурузы и 9% пшеницы.

Экспорт зерна

Некоторые страны сильно зависят от украинских урожаев. Ливан импортирует 80% пшеницы из Украины, а Индия – 76% подсолнечного масла.

Всемирная продовольственная программа ООН (WFP), которая кормит людей на грани голодной смерти в таких странах как Эфиопия, Йемен и Афганистан, получает 40% пшеницы из Украины.

Еще до войны продовольственная ситуация в мире была нестабильной. Засуха в прошлом году повлияла на посевы пшеницы и растительного масла в Канаде, а также урожайность кукурузы и сои в Южной Америке.

Коронавирус также оказал большое влияние. В Индонезии и Малайзии нехватка рабочей силы привела к снижению урожая пальмового масла, что подтолкнуло рост мировых цен на растительное масло.

В начале этого года цены на основные продукты питания в мире добились исторических максимумов. Многие надеялись, что урожаи из Украины помогут компенсировать глобальный дефицит.

Но вторжение России помешало этому. Министерство сельского хозяйства Украины сообщает, что в настоящее время в стране застряли 20 миллионов тонн зерна.

До войны 90% украинского экспорта шло через глубокие порты в Черном море, которые могут загружать танкеры, достаточно большие, чтобы путешествовать на большие расстояния – в Китай или Индию – и при этом получать прибыль. Но сейчас все они закрыты. Россия захватила большую часть побережья Украины, а остальное заблокировала флотом из не менее 20 судов, включая четыре подводные лодки.

Глава WFP Дэвид Бизли призвал международное сообщество организовать конвой, чтобы прорвать эту блокаду.

“Без понимания со стороны России в военном плане многое может пойти не так”, – говорит Джонатан Бентам, аналитик морской обороны из Международного института стратегических исследований. По его словам, конвой потребует значительной воздушной, наземной и морской силы, и его организация будет сложной с политической точки зрения.

“В идеале, чтобы не сильно повышать напряженность, можно было бы попросить это сделать страны на Черном море, такие как Румыния и Болгария. Но у них, вероятно, нет такой возможности. Тогда придется рассмотреть возможность введения за пределы Черного моря членов НАТО”.

Это поставило бы в затруднительное положение Турцию, контролирующую проливы в Черном море. Она уже заявила, что ограничит вход для военных кораблей.

Предложение России открыть коридор через Черное море для поставок продовольствия в обмен на смягчение санкций прозвучало, когда Европейский Союз обсуждал в среду новый пакет санкций и не показал никаких признаков изменения курса.

Бентам говорит, что, даже если война закончится завтра, для обеспечения безопасности Черного моря понадобятся месяцы или годы, поскольку Украина защищает свое побережье с помощью мин и стратегически затопленных кораблей.

Пока еду из Украины можно вывозить только по суше или на баржах через Дунай.

На прошлой неделе ЕС объявил о планах помочь, инвестируя миллиарды евро в инфраструктуру. Но этого недостаточно.

Он пытается перевозить товары с начала войны и раздраженный горой документов, которые требует ЕС, из-за чего, по его словам, на границе образовались очереди протяженностью до 25 км.

“Это просто бумажка, а не то, что они действительно берут образцы кукурузы. Вы просто должны иметь бумажку”, – говорит он.

18 мая, через два дня после объявления ЕС, таможенные органы попросили его водителей предоставить два бланка, которых они никогда раньше не видели. “Пересечение границы не становится легче, а наоборот – все более бюрократическим”, – говорит он.

За последние три недели Хейзинг экспортировал 150 тонн зерна. То же самое он мог сделать через Одесский порт через несколько часов.

“Откройте границы, – умоляет он ЕС. – Просто пропустите товары”.

Сейчас основным маршрутом выезда из страны является железная дорога. Но железнодорожные пути в Украине более широкие, чем в ЕС, а это значит, что на границе грузы приходится перегружать на новые вагоны. Среднее время ожидания составляет 16 дней, но может занять до 30.

Хотя глобальные разговоры о дефиците продовольствия в большинстве своем касаются пшеницы, большая часть зерновых, которые сейчас вывозятся из Украины – это кукуруза. По словам Елены Неробы, украинской аналитики по вопросам зерна из брокерской компании Maxigrain, это происходит по двум причинам.

Она считает, что украинские фермеры не спешат продавать пшеницу, потому что их преследует память о Голодоморе, созданном Сталиным в 1932 году, во время которого погибли миллионы украинцев. С другой стороны, кукурузу в Украине не так много едят.

Другим фактором, по ее словам, есть спрос. Европа мало закупает украинскую пшеницу, она самодостаточна. А за пределы ЕС эту пшеницу вывезти сложно, поскольку порты Польши и Румынии не оборудованы для экспорта больших объемов зерна.

“До июля страны ЕС будут заняты экспортом собственных летних урожаев и будут иметь еще меньше возможностей для обработки продовольствия из Украины”, – говорит Нероба.

Время на решение этой проблемы истекает. Складские помещения заполнены, а до летнего сбора пшеницы, ячменя и рапса осталось несколько недель.

На ферме Стецюк еще хранится около 40% прошлогоднего урожая и мало места для следующего.

“Мы не хотим это упустить. Мы знаем, насколько это важно для Запада, для Африки, для Азии, – говорит она. – Это плод нашего труда, и это нужно людям”.

Если она не сможет продать свои запасы, она не сможет позволить себе засеять осенью. Она надеется, что международное сообщество поможет украинским аграриям профинансировать хранение зерновых и новую посевную.

Если они этого не сделают, говорит она, дефицит зерна в следующем году будет еще больше.

Многие посевы пшеницы сейчас находятся в особо плохом состоянии. В Центральной Европе, США, Индии, Пакистане и Северной Африке сухая погода приводит к низкой урожайности. В Украине, напротив, погода для пшеницы была хорошей.

Госпожа Стецюк начала свое хозяйство вместе с усопшим мужчиной 30 лет назад, когда Украина выходила из руин СССР. Они первыми в своем регионе приобрели сельскохозяйственную землю и стали гордой фермерской семьей. Ее две дочери и сын – все работают в семейном бизнесе.

“Мы хотим продолжать это делать. Мы хотим помогать, снабжая людей едой”, – говорит она.

За несколько месяцев, по ее словам, Россия отбросила их по меньшей мере на 20 лет назад.

2022-05-26