Во время полномасштабного нападения Россия не только захватила часть украинских территорий, но частично перекрыла кислород украинскому экспорту. Ведь до войны 75% украинской торговли шло через морские порты на Черном и Азовском морях.
Большинство портов остановили работу, а часть из них уже увлечены россиянами. Это стало тяжелым ударом для украинского экспорта: морем, самым дешевым путем, транспортировали зерно, масло, металлы и руду, которые приносят Украине значительную часть валютной выручки.
Самый актуальный вопрос – экспорт зерна. По словам президента Украины, из-за организованной Россией блокады портов нельзя вывезти 22 млн тонн.
“Все, скажем так, морские возможности экспорта пищевой продукции – нашего зерна, ячменя, подсолнечника и прочего… 22 миллиона тонн сегодня заблокированы”, – отметил Владимир Зеленский на пресс-конференции в мае.
По его оценкам, могут пострадать 400 млн человек – именно столько потребителей украинского продовольствия в мире, по данным украинских властей.
По данным правительства, на начало мая в портах было заблокировано 90 млн тонн аграрной продукции, 70 судов и страна ежедневно теряла 170 млн долларов.
Как можно решить эту проблему и как партнеры могут помочь Украине?
“Значительные запасы украинского зерна остаются в хранилищах, их нельзя экспортировать”, – сообщила 25 мая британская разведка.
Поэтому цены будут расти, что больше всего ударит по странам Африки и Ближнего Востока, где украинское зерно имело спрос.
Президент Польши Анджей Дуда на Всемирном экономическом форуме заявил, что без украинского продовольствия Африку ждет новая миграционная волна:
“Если окажется, что в Северной Африке начнется голод и нет экспорта украинского зерна, тогда вся южная Европа будет иметь огромную миграционную страну. Для нас очевидно, что будет огромное миграционное давление, не говоря уже об опасности массовых протестов в Северной Африке и других регионах”.
Эти оценки разделяют западные эксперты, бьющая тревогу и ООН. Количество пострадавших дискуссионно, но перед войной Украина обеспечивала 12% мирового рынка пшеницы, и покрывала, например четверть потребностей в зерне в 100-миллионном Египте.
В МИД России предлагают гуманитарный коридор для кораблей с зерном, но в обмен на разминирование украинских портов и снятие санкций.
“Решение продовольственной проблемы требует комплексного подхода, связанного в том числе со снятием санкционных ограничений, наложенных на российский экспорт и финансовые транзакции. А также требует разминирования со стороны Украины всех портов, где стоят корабли, Россия готова предоставить необходимый гуманитарный проход, что она делает каждый день”, – цитирует Интерфакс замминистра иностранных дел России Андрея Руденко.
28 мая в беседе с канцлером Германии Шольцем и президентом Франции Макроном высказал позицию по поводу деблокады черноморских портов российский руководитель Путин.
“Россия готова способствовать нахождению вариантов беспрепятственного экспорта зерновых, включая вывоз украинского зерна из черноморских портов. Снизить напряженность на мировом продовольственном рынке позволит и наращивание поставок российских удобрений и сельхозпродукции, что, разумеется, потребует снятия соответствующих санкций”.
Прессслужба немецкого канцлера сообщила, что условием разблокировки Путин назвал разминирование украинских портов.
“Путин пообещал, что открытие заминированной зоны, созданной для защиты украинских портов, чтобы разрешить экспорт зерна суднами, не будет использоваться Россией для наступательных действий. Канцлер, президент Макрон и президент Путин договорились о центральной роли Организации объединенных наций в достижении и реализации соглашения на этот счет”, – говорится в сообщении.
Некоторые страны Запада, например, Британия и США, уже отвергли российские предложения снять санкции.
“Мы не будем снимать санкции в ответ на пустые обещания. Быстрее всего решение проблемы роста цен на сырье, рост цен на продовольствие во всем мире – это прекращение россиянами этой жестокой войны, прекращение Россией блокады портов Украины, прекращение нападений на зерновые элеваторы, прекращение нападений на суда с зерном”, – заявил представитель Госдепартамента США Нед Прайс.
Также Украина не будет разминировать порты без гарантий, что туда не смогут прорваться российские военные корабли.
“Как только мы разминируем и сообщим координаты коридоров для прохождения судов, если не будет международной военной группировки, НАТО или ООН, этими коридорами сразу воспользуются российские военные корабли с десантом”, – считает руководитель мониторинговой группы Института черноморских стратегических исследований редактор Black Sea News Андрей Клименко.
Для разминирования с украинской стороны должно быть иностранное военное присутствие в Черном море, убежден он.
Эта дискуссия продолжается на фоне обвинений Украины и России по поводу дрейфующих мин в Черном море: страны обвиняют друг друга в создании длительной угрозы судоходству в регионе. Чтобы избавиться от этих мин перед восстановлением торгового судоходства морские пути должны обезопасить минные тральщики.
На этой фотографии из разрушенного Мариуполя можно увидеть морскую мину, неизвестно как оказавшуюся на асфальте возле разрушенного россиянами дома в приморском городе.
Как блокада повлияла на экономику
Из-за блокады с февраля не работают порты Одессы, Черноморска, Белгород-Днестровского, Николаева, порты “Южный” и “Ольвия”.
Кроме того, захвачены россиянами порты Херсона, Мариуполя, Бердянска, Скадовска. Россия уже объявила о намерении запустить порт в Мариуполе и вывозить хранящийся там металл.
Заместитель председателя Государственной службы морского и речного транспорта Виктор Вишнев рассказывает, что сейчас из-за блокады основные грузовые потоки пытаются переместить на железную дорогу, автодороги и порты на Дунае (Измаил, Рени, Килия (часть Усть-Дунайского порта)).
“Эти порты имеют ограничения в нагрузке – сделать быстро дноуглубительные работы там невозможно. Там ходят баржи, которые могут вывозить по полторы-две тысячи тонн. И нужно 15-20 барж, чтобы заместить одно крупное судно в ныне заблокированные Николаев или Южный”, – объясняет он.
Баржи идут по Дунаю к румынским и болгарским портам – например кукуруза в Констанцу, а подсолнечник в Русе, откуда их везут в другие страны.
По прогнозам Вишнева, морские порты на Дунае не смогут перебрать более 15-20% товарооборота, который был до 24 февраля.
Так что правительство ищет другие пути.
Укрзализныця пытается увеличить поток через западную границу в порты Польши и Литвы. Мешает различие между украинским широким путём и европейским узким.
“Надо решать этот вопрос переставлением колесных пар. Сейчас прорабатывается использование железнодорожных платформ: на платформу ставится контейнер, загружается, по широкому пути экспортируется. А затем у границы кран сразу перегружает контейнер на состав для узкого пути – это экономит время и решает вопрос нехватки колесных пар”, – объясняет Виктор Вишнев. Дополнительная проблема – то, что в Польше товарные поезда короче: около 20 вагонов, а не более 50, как в Украине.
Правительство недавно объявило, что Украина постепенно перейдет на европейский узкий путь, но не ясно когда.
Блокада оказала большое влияние на торговлю. Подорожали автоперевозки, увеличилось время оформления. Заявки на перевозку сейчас оформляют еще поступившие в середине марта, рассказывает на условиях анонимности директор брокерской компании из центральной Украины:
“И это все накапливается, скорее не становится. …Нет какой-то единой схемы решения, каждый пытается найти свой путь, везти через тот или иной пункт пропуска”.
По его словам, необходима лучшая координация усилий перевозчиков, железной дороги и таможни, чтобы товары проходили быстрее.
“Надо или деблокада портов, или вмешательство государства, потому что сейчас спасение утопленников – дело рук самих утопленников”, – говорит он.
Помогут ли конвои
Один из вариантов снятия блокады – организация конвоев, когда военные корабли других стран будут сопровождать суда с зерном.
23 мая министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис предложил проведение военно-морской операции по вывозу зерна из Одессы.
“Времени очень мало. Мы приближаемся к новому урожаю, и нет другого практического пути экспорта зерна, кроме через черноморский порт Одесса. Крайне важно показать уязвимым странам, что мы готовы принять меры, необходимые для того, чтобы накормить мир”, – заявил он.
24 мая президент Эстонии Алар Карис заявил в интервью Bloomberg, что растет поддержка военных конвоев для торговых судов в Черном море.
“Это будет не обязательно операция НАТО, но, скажем так, стран НАТО”, – сказал он.
Как сообщает El Pais, на экстренном саммите Европейского совета 30 мая будет рассматриваться возможность организации конвоев и под эгидой ЕС.
Для Украины наилучшим вариантом было привлечение именно стран НАТО, считает Андрей Клименко.
“Здесь нет другого варианта как использовать в той или иной степени какую-то международную военно-морскую группу. Есть, например, корабли НАТО, включая минно-тральной группой в Средиземном море, там есть фрегаты и корветы, которые могут их прикрыть”, – говорит он.
Однако помешает этому стоит Турция. В апреле министр обороны Хулусу Акар заявил изданию Hurriyet, что прохождение кораблей нечерноморских стран может нарушить “принцип региональной ответственности и права прибрежных стран” и ситуация выйдет из-под контроля.
Андрей Клименко напоминает, что Турция опирается на конвенцию Монтре, регулирующую проход проливами Босфор и Дарданеллы: 27 февраля Анкара закрыла проливы для кораблей воюющих государств, согласно статье 19 конвенции, а статью 21 она использует, чтобы закрыть проход проливами для других государств, если сама Турция испытывает опасность войны.
“И Турция теперь ключевое государство”, – говорит он.
Ведущие союзники Украины в НАТО уже отказались от участия в конвоях.
Представитель правительства Британии 24 мая заявил, что пока “нет планов отправлять британские корабли в Черное море” для участия в конвоях, а 26 мая возможность привлечения американских “военных ресурсов” для сопровождения торговых судов возразил представитель Пентагона Джон Кирби.
Поэтому наиболее вероятным вариантом остаются конвои с участием турецких военных кораблей.
26 мая агентство Reuters со ссылкой на анонимного турецкого высокопоставленного чиновника сообщило, что Турция договаривается с Россией и Украиной об открытии коридора через Босфор для экспорта украинского зерна.
Еще два источника информагентства сообщили, что Россия может согласиться с этим, потому что Турцию рассматривают как более нейтральную, чем других членов НАТО.
“Турция традиционно очень сильна в Черном море, и она готова помочь”, – сообщил Reuters высокопоставленный европейский дипломат на условиях анонимности.
Старший аналитик Центра исследования современной Турции Карлтонского университета Евгения Габер говорит, что в Турции благосклонно относятся к идее турецких конвоев:
“С дипломатической точки зрения Турция не только была бы готова, она была бы рада взять на себя организацию подобных конвоев, потому что такой шаг повысит ее имидж гуманитарного и международного игрока. Турция может это себе записать как доставку хлеба всем народам Ближнего Востока и Африки”.
Поддержка вырастет еще больше, если ООН будет готова дать свой мандат на проведение подобной операции. Но в Анкаре будут учитывать и уровень поддержки России, и проблему дрейфующих мин.
Также, по мнению Евгении Габер, Анкара скорее согласится исключительно на турецкие конвои, чем с привлечением румынских и болгарских кораблей. Участия нечерноморских стран НАТО, например США или Британии, в Анкаре точно не захотят.
“И раньше Турция тяжело соглашалась на какие-то краткосрочные учения и операции с их участием. Официально проливы Босфор и Дарданеллы по статье 19 Конвенции Монтре закрыты только для военных кораблей воюющих стран, но фактически они сейчас закрыты для кораблей любых стран. Если через проливы зайдет корабль НАТО, то с точки зрения Турции это будет провокация России”, – объясняет эксперт.
Она также прогнозирует, что на Украину будут давить по миру любой ценой.
“Многие турецкие эксперты сейчас говорят, что нужно заканчивать войну и садиться за стол переговоров. Важно сотрудничать с Турцией, но важно не допустить давления на Украину”, – говорит Евгения Габер.
По ее словам, в Турции выступают за восстановление территориальной целостности Украины, потому что не хотят видеть доминирование России в Черном море, и эта позиция неизменна с 2014 года.
Но одновременно Анкара хочет сохранить экономическое сотрудничество с Россией и избежать потрясений, поскольку сейчас в Турции не лучшая экономическая ситуация, а в следующем году ждут выборы, которые Эрдоган и его партия стремятся выиграть. На все это налагается зависимость от российского газа и потребность в российских туристах. Отсюда и заинтересованность в скорейшем прекращении войны.
По мнению Андрея Клименко, газ – ключевая мотивация для Турции не обострять конфликт с Россией именно сейчас. Ведь в следующем году в Черном море должны заработать турецкие газовые платформы, которые в зависимости от России если не снимут, то существенно снизят:
“Они очень беспокоятся, чтобы эти платформы не пострадали в результате войны”.
Но, по его мнению, конвоев в первую очередь не захочет Россия.
“России не нужны эти конвои. Она занимается шантажом, шантажирует голодом. У нее зерно есть, и я уверен, что в Москве просто ждут, пока к ней обратятся с просьбой компенсировать российским зерном потерю украинского для мировых рынков. И, конечно, будут просить снять санкции”, – говорит эксперт.
Реалистический ли военный путь?
Другим вариантом снятия блокады является военный.
По мнению военного эксперта Национального института стратегических исследований Николая Белескова, военное снятие блокады будет дешевле и надежнее организации конвоев.
“Нужно уничтожить всю военную инфраструктуру, которую имеют россияне в Крыму, – не только надводные корабли, но и противокорабельные комплексы Бастион, авиацию, которая может кошмарить корабли. Надо нанести удары по аэродромам, базам флота и по субмаринам в момент, когда они станут на обслуживание на базе”, – говорит Белесков.
Но сделать это, по его словам, Украина может только, если получит баллистические ракеты от западных партнеров: “Баллистические ракеты россиянам будет тяжело перехватить, особенно если удастся уничтожить или ослабить ПВО”.
Но прежде, по его мнению, также необходимо разорвать маршруты поставок из России в Крым.
“Будет ситуация как в 1920 году с армией Врангеля, когда она бодалась с красными, но их все равно уничтожили. Крым не самодостаточен. И если уничтожить Крымский мост, это будет означать, что российская группировка на юге Украины, на Херсонщине, ослабнет без нормального снабжения и посыплется”, – объясняет Белесков.
Впрочем, у Украины нет необходимого оружия.
“Надо аргументировать – если США не дадут нам оружие для этого, им придется тушить пожары, которые возникнут в мире, в той же Африке и на Ближнем Востоке, из-за недостатка нашего продовольствия. Мир будет лихорадить”, – считает Белесков.
В то же время, по мнению Андрея Клименко, нельзя терять время и нужно строить железнодорожную инфраструктуру для экспорта, потому что мечты о конвоях или оружии, которое позволит снять блокаду, могут и не реализоваться.
“Военного решения этого вопроса сейчас нет. Чтобы решить вопрос, нужно уничтожить Черноморский флот. Ракеты Гарпун этому не помогут”, – говорит он.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.