Форт-Ливенворт: база, где украинцы учатся воевать как американцы

Старшие офицеры ВСУ проходят обучение на американской военной базе в штате Канзас – в тысячах километрах от российского вторжения и ожесточенных боев на Донбассе. 

Рядом раскинулись пшеничные поля. Широкие и открытые земли с пологими холмами растянулись на многие километры, и небо – синее и бескрайнее.

Этот типично канзасский пейзаж сопровождает многие поколения иностранных офицеров, проходящих обучение на базе Форт-Ливенворт.

Советник министра внутренних дел Украины Антон Геращенко говорит, что этот американский ландшафт очень напоминает украинский Донбасс, где сейчас ведутся ожесточенные бои.

С ним согласен представитель Пентагона Джон Кирби.

“Эта часть Украины похожа на Канзас, она более плоская и открытая”, – рассказал он журналистам во время брифинга.

Форт-Ливенворт в последние несколько десятилетий стал ценным обучающим полигоном для десятков украинцев, которые в течение года учатся в Командно-штабном колледже сухопутных войск США.

По словам экспертов, полученные там знания очень помогают им в обороне своей страны — частично из-за контраста между гибкостью американской военной программы и жестким советским подходом, до сих пор применяемым к российским офицерам во время учебы.

В аудиториях – аккуратно расставленные стулья, все выглядит, как в обычном университетском городке. Но, в отличие от других мест, здесь есть электронный сигнал “безопасный свет”. Когда студенты работают с секретными данными, мигает индикатор на красном фоне, напоминая, что информацией можно делиться только с допуском.

На базе в Канзасе прошли обучение более 8 000 иностранных офицеров, среди них несколько высших военных чинов из Украины: начальник Управления гражданско-военного сотрудничества ВСУ, полковник Алексей Ноздрачов и генерал-лейтенант Михаил Забродский.

Полученные знания украинские офицеры сразу применяют на практике в бою, говорит Джим Фейн из международного студенческого отделения.

Украинский подполковник, например, уехал во время весеннего семестра, чтобы присоединиться к защите страны. “Сейчас он воюет, – говорит Джим Фейн. – Недавно получил повышение”.

Украинцы начали приезжать в Форт-Ливенворт в начале 1990-х, после обретения Украиной независимости. Тогда они учились вместе с россиянами. Затем, в 1999 году, Россия перестала присылать своих офицеров.

По мнению Фейна, это связано с растущей напряженностью вокруг НАТО. Приблизительно тогда же Венгрия, Польша и Чехия присоединились к военному альянсу.

В этом году бюджет программы для иностранных студентов составляет 7 млн. долларов. Офицеров для обучения выбирают их страны, они финансируют половину суммы. Остальные оплачиваются на средства грантов, которые Государственный департамент США предоставляет иностранным правительствам.

С началом войны в Украине международная подготовка украинских войск усилилась. Некоторые уехали в Британию, где тренируются на британской бронетехнике. Других в Польше учат, как пользоваться американскими артсистемами. Но количество студентов в Ливенворте не изменилось, говорит Фейн.

Программа в Форт-Ливенворте базируется на теории войны, этике и других аспектах современной армии, резко контрастирующей с советской военной школой, которая, по мнению экспертов, до сих пор действует в России.

“Советское образование сводилось к подчинению и препятствовало независимому мышлению”, – говорит Виталий Чернецкий из университета в Лоуренсе, штат Канзас.

“В Ливенворте ударение делают на аналитическом подходе. Здесь готовят военных специалистов, настоящих интеллектуалов”.

Преподаватели университета в Лоуренсе описывают советскую модель военной подготовки как жесткую и авторитарную. Один из них, 66-летний Махир Ибрагимов, знает о ней не понаслышке: он учился в советском военном училище в 1970-х годах.

“Советские инструкторы во время учебы стояли рядом, и если вы что-то делали не так, они просто били рукой по столу. Иногда могли и студента ударить”, – вспоминает он.

Один из студентов Ливенворта – майор Лаури Теппо из Эстонии.

Сегодня Украина воюет с врагом, превосходящим ее по численности бойцов и оружия.

Но преимущество украинцев в том, что они самостоятельно мыслят на поле боя, считает Мэтт Гофманн, выпускник Ливенворта, работавший с украинскими офицерами в Афганистане.

“Россияне до сих пор подражают шаблонам линейной тактики и очень придерживаются своей доктрины. Они не могут справиться с непредсказуемостью украинцев”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-07-10