На протяжении почти семи месяцев войны России против Украины на оккупированных территориях загадочно погибали те, кто пошел на сотрудничество с российскими властями. Среди них – чиновники, полицейские, депутаты местных советов.
Кто стоит за этими убийствами или покушениями, точно неизвестно.
Российские власти, руководители сепаратистских “республик” на Донбассе и назначенные Россией “главы” оккупированных территорий обвиняют Украину в спланированных терактах. Однако, кроме заявлений, никаких доказательств не звучит.
В Украине признают причастность к этим инцидентам. Представители украинской власти неоднократно заявляли, что к уничтожению подозреваемых в коллаборационизме из РФ причастны действующие на оккупированных территориях партизаны, координируя свои действия с ВСУ.
Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк в эфире ютуб-канала “Ходорковский Live” на прошлой неделе заявил, что ВСУ действительно наносят такие удары, и такие действия следует расценивать как “работу по деоккупации этих территорий”.
“Все это – отработка конкретных военных целей для того, чтобы в очередной раз публично продемонстрировать желание Украины освободить свои территории и важность вовремя покинуть их коллаборантам и представителям российской оккупационной администрации”, – сказал он.
Партизаны координируют свои действия с ВСУ, уничтожая чиновников, сотрудничающих с российскими властями.
Однако украинские власти не признают причастности ко всем смертям. В частности, Киев отрицает причастность ВСУ к самому громкому убийству, произошедшему на прошлой неделе – так называемого “генерального прокурора” “ЛНР” Сергея Горенко и его заместителя Екатерины Стегленко.
Мы собрали информацию об обстоятельствах покушений на сотрудничавших с российскими оккупантами. Речь идет о 13 убийствах и не менее 10 покушениях, следствием которых стали ранения. Больше всего таких случаев – в Херсонской области, которую Россия полностью захватила в первые дни войны.
Самые громкие убийства
Убийство руководителей так называемой “генпрокуратуры” “ЛНР” Серия Горенко и его заместительницы Екатерины Стегленко на прошлой неделе российские СМИ сразу же назвали терактом, совершенным ВСУ.

На прошлой неделе они погибли в результате взрыва в здании “генпрокуратуры”. Однако, что именно вызвало взрыв, точно неизвестно. СМИ писали об авиаударе ВСУ и о взрыве внутри здания.
Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк говорит, что у “ДНР” и “ЛНР” растут панические настроения и там началось перераспределение собственности. Он считает, что гибель Горенко скорее связана с внутренними спорами между уголовными группировками, или же речь идет о попытках России обезвредить свидетелей военных преступлений, совершенных в Донецке и Луганске за восемь лет.
Алексей Ковалев, депутат Верховной Рады от фракции “Слуга народа”, назначенный россиянами заместителем главы пророссийской администрации города Голая Пристань, был убит выстрелом в голову в собственном доме в Херсоне.
После начала полномасштабного вторжения РФ он уехал в Херсонскую область, где еще в 2019 году был избран депутатом парламента. Рассказывал в фейсбуке, занимающемся волонтерством. Но впоследствии оказалось, что начал сотрудничать с оккупантами и получил “должность”.
На оккупированной Луганской области, кроме громкого убийства “руководителей генпрокуратуры” “ЛНР”, еще в марте выстрелом в сердце был убит глава города Кременная и бывший депутат парламента от фракции Партии регионов Владимир Струк. Согласно информации СМИ, его похитили из дома, впоследствии тело обнаружили в соседнем селе.
Как писал советник министра внутренних дел Антон Геращенко, в 2014 году Струк был активным сторонником ЛНР, однако потом выехал на контролируемую Киевом территорию области. Сразу же после начала войны начал сотрудничать с россиянами и главарями “ЛНР”.
Подрыв автомобилей как метод борьбы
Большинство смертей и большинство покушений без смертельных исходов произошли от детонации взрывных устройств в автомобилях.
Павел Слободчиков, помощник бывшего мэра города, депутата парламента и руководителя пророссийской администрации Херсонской области Владимира Сальдо, который был убит 20 марта, и это было первое убийство лица, ушедшего на сотрудничество с агрессором. Слободчиков погиб от взрыва автомобиля, это произошло у дома Сальда.
Валерий Кулешов, блоггер и помощник замглавы пророссийской администрации Херсонской области Кирилла Стремоусова был убит в апреле. Его расстреляли, когда он сидел в автомобиле у подъезда своего дома. Раздавались предположения, что Кулешов мог стать руководителем “милиции” захваченной россиянами области.
Дмитрий Савлученко, назначенный россиянами начальник управления по делам семьи, молодежи и спорта пророссийской администрации Херсона, погиб в июне. Его автомобиль также взорвали взрывчаткой. Савлученко был одним из активистов запрещенной в Украине “Партии Шария” и еще до войны не скрывал своей пророссийской позиции.
Иван Сушко стал “мэром” поселка Михайловка Запорожской области в апреле, а в августе его убили, подложив взрывчатку под сиденье автомобиля. До “должности” в пророссийской “администрации” поселка его знали как тамаду и этой деятельности он посвящал сообщения в соцсетях.
Через несколько дней после этого убийства нашли повешенным Андрея Рыжкова, называвшего себя “начальником полиции” Михайловки.
Серия убийств произошла на территории оккупированной части Запорожской области в конце августа-начале сентября.
В августе в Бердянске взорвали автомобиль назначенного россиянами “заместителя начальника ГАИ” города Андрея Колесникова. Его довезли в больницу, однако он скончался от полученных ранений.
В сентябре в центре Бердянска возле здания горгосадминистрации от взрыва авто погиб также “военный комендант” города Артем Бардин.
Вскоре после этого в Бердянске, возле своего гаража, были убиты “заместитель главы госадминистрации” города по ЖКХ Олег Бойко, а также его жена Людмила. Она возглавляла местную избирательную комиссию по проведению так называемого “референдума” о вхождении региона в состав России.
В Харьковской области было зафиксировано одно убийство должностного лица, сотрудничавшего с российской оккупационной администрацией. В результате подрыва автомобиля погиб глава поселка Большой Бурлук Евгений Юнаков.
Покушение, отравление и взрывчатка
По меньшей мере, о 10 покушениях на убийство сообщали СМИ и соцсети.
Самыми противоречивыми были сообщения о главе оккупационной администрации Херсонской области Владимире Сальдо.
12 сентября в российских СМИ появилась информация о его смерти в Москве. Там его якобы лечили после загадочного отравления. Что же произошло с известным в области политиком, неизвестно. Одна из версий – в начале августа в Херсоне его могли отравить.
Владимир Сальдо (справа) и Кирилл Стремоусов (слева). Последний не раз заявлял, что ему поступают сообщения со словами “Ты следующий”.
Однако вскоре Владимир Сальдо опубликовал видео, где опровергал свою смерть.
После российского вторжения и оккупации Херсона Владимир Сальдо сразу начал сотрудничать с россиянами, получил российское гражданство и в апреле был назначен главой оккупационной администрации Херсона.
В мае неизвестные пытались уничтожить главу так называемого “совета самоорганизации Энергодара” Андрея Шевчика, начавшего сотрудничать с оккупационными властями. Взрыв произошел в подъезде дома, где живет Шевчик. По неофициальной информации, он попал в реанимацию. Подозреваемый в коллаборационизме работал на Запорожской АЭС, в 2010 году был депутатом горсовета от Партии регионов.
В оккупированном Мелитополе в июле совершили нападение на назначенного россиянами “главу Мелитопольской районной администрации” Андрея Сигуту, он не пострадал.
В июне в Херсоне взорвали автомобиль Евгения Соболева, руководителя облуправления службы исполнения наказаний, назначенного россиянами. Он выжил, но получил серьезные травмы ног. До войны Соболев возглавлял исправительную колонию №90.
Глава Херсонской облгосадминистрации Геннадий Лагута и начальник колонии Евгений Соболев (справа) в начале 2022 года. Спустя несколько месяцев Соболев начал сотрудничать с российскими оккупантами.
В августе – в результате взрыва автомобиля был ранен один из руководителей партии “Единая Россия” Олег Шостак, ячейку которой создали в оккупированном Мелитополе. Именно в этом штабе готовили “референдум” по присоединению к РФ.
В августе в Чернобаевке в Херсонской области взорвали автомобиль главы местной пророссийской администрации Юрия Турулева, а в Херсоне – машину заместителя начальника департамента внутренней политики оккупационной облгосадминистрации Херсонщины Игоря Телегина. Они выжили.
Турулев до оккупации был директором одной из автостанций Херсона, Телегин – близкий соратник Владимира Сальда, до войны не скрывавший украинофобских настроений.
В Херсоне 16 сентября в результате взрыва у раненых назначена Россией “начальник” департамента труда и социальной политики оккупационной администрации Алла Бархатнова и, вероятно, другие работники. Взрывы произошли у здания ОГА в рабочее время. Российские СМИ сообщали об ударе HIMARS, нанесенном ВСУ.
В начале прошлой недели произошел взрыв в доме, где живет назначенная россиянами “ректором” Херсонского госуниверситета Татьяна Томилина. Она выжила, получив ранение. После оккупации Херсона Томилина в сопровождении российских военных захватила здание университета и стала называть себя “ректором университета РФ”.
В августе в Мариуполе была попытка уничтожения “руководителя” Мариуполя, назначенного россиянами, Константина Иващенко. Самодельная взрывчатка сработала у входа в зоопарк, куда должен был приехать Иващенко. Тогда никто не пострадал. До войны он был депутатом горсовета от партии ОПЗЖ.
И наконец вечером 18 сентября стало известно о вероятном покушении на полицейского Дениса Стефанкова в Мелитополе, которое якобы отвечало за допросы украинцев, которые не подчинялись оккупационным властям. Однако пока подтверждения этой информации нет.
Инсценирование ФСБ?
Еще два случая “убийств” российские СМИ назвали инсценировкой ФСБ России якобы с целью спасти от гибели определенных лиц.
7 июля появились сообщения о том, что в собственном автомобиле был застрелен заместитель “начальника” отдела полиции Новой Каховки Сергей Томко.
6 августа – о тяжелых ранениях и смерти одного из руководителей Новокаховской общины Виталий Гура.
Но 12 сентября российский “Первый канал” сообщил, что ФСБ спасла Виталия Гуру и Сергея Томко от покушения и показал обоих в сюжете.
Несколько дней назад руководитель Национальной полиции Украины Игорь Клименко сообщил, что правоохранители открыли 1358 уголовных дел по фактам сотрудничества с российскими захватчиками.
Подозрения в коллаборационизме получили 223 человека. По словам главы полиции, большинство подозреваемых в государственной измене выехали в Россию.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.