В то время, как Верховная Рада готовится проголосовать за представление президента об увольнении главы НБУ, САП и НАБУ сообщили о подозрении Кириллу Шевченко.
По сообщению Специализированной антикоррупционной прокуратуры, это произошло в рамках расследования дела “Укргазбанка”, являющегося одним из крупнейших и “системообразующих” банков Украины.
Подозрения по этому делу, кроме Кирилла Шевченко, получили еще четыре человека.
Правоохранители подозревают, что деятельность должностных лиц государственного банка привела к убыткам в сумме более 206 млн. гривен.
В САП и объясняют: должностные лица банка заключали фиктивные договоры с физическими и юридическими лицами, “якобы будучи “агентами” банка привлекли к нему крупных клиентов. За такие “агентские услуги” банк ежемесячно незаконно выплачивал “вознаграждение” этим лицам”.
Все это, по данным следователей, происходило на протяжении 2014 – 2019 годов. Именно тогда Кирилл Шевченко был сначала исполняющим обязанности, а затем председателем правления “Укргазбанка”.
В САП особо подчеркивают, что подозрение не касается “периода пребывания действующего главы Нацбанка в должности и исполнения им полномочий руководителя центрального банка Украины”.
Назначение и два увольнения
4 октября Кирилл Шевченко написал прошение об отставке, объяснив такое решение состоянием здоровья. В то же время в заявлении, которое подала пресс-служба НБУ, он также подчеркнул, что считает свою миссию в банке выполненной, несмотря на то, что его каденция еще не завершилась:
“С первых дней в НБУ я был прежде всего антикризисным менеджером – и выполнил свою миссию: обеспечил бесперебойную работу финансовой системы в сверхсложное время полномасштабной войны”.
В июле этого года глава НБУ выступил против продолжения эмиссии гривны, которая, по его мнению, увеличит инфляцию, цены и подорвет доверие к гривне и действующей власти.
На должность главы НБУ Кирилла Шевченко – на тот момент председателя правления “Укргазбанка” – назначили в июле 2020 года.
Его предшественник Яков Смолий написал заявление об отставке, ссылаясь на политическое давление на него на его команду в НБУ. За полтора месяца до этого он рассказывал в интервью, что не собирается в преждевременную отставку и “чувствует себя очень уверенно, потому что мы (НБУ) имеем профессиональную команду”.
При назначении Кирилла Шевченко от некоторых депутатов, в том числе и тогдашних членов президентской фракции “Слуга народа”, звучали оговорки о том, что причастность потенциального главы НБУ к уголовным делам. Однако другие отмечали его крепкую профессиональную репутацию банкира.
После своего назначения главой НБУ, за которое проголосовали 332 депутата, Кирилл Шевченко провел ряд кадровых изменений в Национальном банке. А уже через два с половиной месяца после назначения нового главы НБУ обеспокоенность ситуацией, сложившейся в центральном банке Украины, выразили внимание в МВФ. Там также призвали сохранить независимость Нацбанка.
Вместе с тем НБУ оставался одним из ключевых государственных органов, который вел переговоры с МВФ, а также сыграл центральную роль в сохранении экономической и финансовой стабильности в Украине в первые месяцы войны.
Именно это подчеркивал в своем заявлении об увольнении и Кирилл Шевченко, – он считает, что его команда “достойно сдали экзамен” войной.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.