“Пропасть между обещаниями и реальностью”. Дипломаты ЕС не верят в скорейшее вступление Украины в Евросоюз

Многие страны ЕС считают скорейшее присоединение Украины к Евросоюзу нереальным и предостерегают от создания нереалистичных ожиданий у украинцев. 

Об этом пишет британское издание Financial Times в преддверии саммита в Киеве, на котором, как ожидается, Владимир Зеленский будет лоббировать членство Украины в ЕС, использование замороженных российских активов для финансирования восстановления страны и правовой механизм преследования россиян за военные преступления.

Как отмечает FT, высокопоставленные дипломаты стран ЕС обеспокоены тем, что чиновники Брюсселя способствуют невыполнимым ожиданиям Украины, в частности, о вступлении в союз до 2026 года, вместо того чтобы сдерживать их.

“Ни один политический лидер не хочет оказаться не на другой стороне истории. Никто не хочет, чтобы его обвинили в недостаточных усилиях. Поэтому они говорят, что все возможно”, – цитирует издание высокопоставленного дипломата ЕС.

В ответ на вторжение России в феврале в прошлом году ЕС решил поддержать Украину пакетами военной, гуманитарной и финансовой поддержки, а также санкциями против России.

Евросоюз также пошел на беспрецедентный шаг, сделав Украину официальным кандидатом на членство – несмотря на то, что она не отвечает стандартным требованиям, пишет FT.

Если некоторые центральные и восточные страны-члены поддерживают требования Украины, то северные столицы Европы обеспокоены тем, как ее многочисленное бедное население и огромный сельскохозяйственный сектор будут интегрироваться в ЕС.

Как напоминает британское издание, осторожным по поводу обещаний о вступлении Украины в ЕС был прежде всего президент Франции Эммануэль Макрон, предупреждавший в мае, что процесс может продолжаться “несколько десятилетий”.

В то же время, руководство ЕС выступало в более оптимистическом тоне. И президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен, и президент Европейского совета Шарль Мишель заявляли, что прогресс в этом направлении есть.

Эта риторика, пишет FT, породила в Киеве ожидание, что он заслуживает привилегии и быстрого вступления в блок.

Но некоторые дипломаты ЕС предупреждают, что эта риторика столкнется с реальностью.

Несколько официальных лиц государств-членов сказали Financial Times, что комиссия должна объяснить Украине, что перед началом официальных переговоров о присоединении стоят огромные препятствия, которые сами по себе могут занять десятилетия или больше.

“Эта бездна [между обещаниями и реальностью] росла в течение некоторого времени. И мы дошли до точки, когда она стала слишком большой”, – сказал еще один дипломат ЕС.

“Они, похоже, верят, что смогут стать членами завтра. Но это, очевидно, не так”.

Издание цитирует еще одного европейского чиновника, который предположил, что Урсула фон дер Ляен и Шарль Мишель “соревнуются друг с другом в том, кто может показать себя более проукраинским”.

За счет русских активов?

В сентябре прошлого года Украина, Брюссель и Всемирный банк оценили восстановление страны почти в 350 миллиардов евро. Из-за еженедельных российских атак на критическую инфраструктуру стоимость восстановления продолжает расти, пишет FT.

Возможность использовать для восстановления замороженных активов российских компаний и физических лиц вызывает скепсис у юристов.

Комиссар ЕС по вопросам юстиции Дидье Рейндерс заявил FT на этой неделе, что эта идея “сложна не только с юридической стороны, но и с точки зрения должного функционирования денежно-кредитной системы”.

Мнения ЕС также разделились и по формату потенциального трибунала для привлечения к ответственности россиян за военные преступления, совершенные ими в Украине.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-02-01