Для жителей городка Ист Палестин в штате Огайо Джона и Лизы Хамнер жизнь, которой они его знали, оборвалась в 20:55 третьего февраля. Именно в тот день поезд с химикатами сошел с рельсов всего в нескольких метрах от их предприятия мусоровозов, которое за 18 лет выросло с пяти клиентов до более чем 7 000. Был большой пожар.
“Это полностью разрушило нашу жизнь”, – сказал он BBC, едва сдерживая слезы на стоянке своей компании, где запах химикатов до сих пор остается сильным.
“Сейчас я думаю о том, как убраться отсюда. Мы собираемся уехать. Мы больше не можем работать”, – добавляет он.
Глаза Хамнера покраснели и разбухли. Он думает, что это из-за влияния химикатов, загрязнивших городок после крушения.
Но он и его жена рассказывают, что основной ущерб, причиненный им, – невидимый, психологический.
“Я не могу спать. Я уже дважды был у врача и принимаю таблетки от тревожности”, – говорит он.
“Это в 10 раз хуже, чем просто потерять деньги. Мы ведь построили этот бизнес”.
Как и ее муж, госпожа Хамнер говорит, что провела бессонные ночи, волнуясь об их бизнесе, их 10 сотрудниках и городе, в котором она провела 20 лет своей жизни.
Уже несколько десятков их давних клиентов отменили услуги по сбору мусора и заявили, что планируют покинуть Ист Палестин.
“Я боюсь за людей, которые здесь живут, – говорит она. – Я не знаю никого, кто может спать, потому что это касается многих аспектов. Речь идет о вашем бизнесе, вашем здоровье и здоровье ваших друзей”.
Стоя на фоне обугленных остатков нескольких железнодорожных вагонов-цистерн, Хамнер сравнил этот инцидент с “Чернобылем в Ист Палестине”.
И он такой не один. В течение двух дней, проведенных в Ист Палестине, несколько жителей рассказали, что считают эту катастрофу поворотным моментом в истории города. По крайней мере, в ближайшем будущем их жизнь будет измеряться произошедшим до катастрофы 3 февраля и тем, что произошло после.
Федеральные и местные чиновники посоветовали жителям пить воду в бутылках. Власти заявили, что люди могут безопасно вернуться в город через пару дней после крушения, хотя эксперты-экологи выразили скептицизм.
Дело в том, что значительное влияние химических веществ, загрязнивших городок после аварии, в том числе винилхлорида и бутилакрилата, может привести к появлению симптомов от тошноты и до рака.
“Для этого города – это Перл-Харбор или 11 сентября. Одна из тех вещей, о которых люди всегда говорят”, – говорит владелец кофейни Бен Ратнер.
Ратнер говорит, что в его случае стресс и психологическая травма оказались в “интересной смеси” эмоций и ощущений.
Теперь его раздражает когда-то обычный звук проезжающих поездов, и он добавляет, что он кажется ему громче, чем в прошлом.
Он рассказывает, что его друзья в Ист Палестине легко впадают в панику, постоянно настороженные, и эти чувства он сравнил с посттравматическим стрессом.
“Нам нужно начать смотреть на эмоциональное и психологическое долгосрочное влияние. Люди волнуются, когда они слышат поезда, когда они думают, что их дети выходят на улицу, или выпускают свою собаку во двор, и она случайно пьет зараженную воду… это серьезно”.
Ратнер добавил, что местные дети – после лет ограничений из-за Covid-19 – теперь должны бороться с еще одним травмирующим событием, перевернувшим их жизнь.
“Эта вещь может продолжаться в течение нескольких поколений. Это нечто гораздо большее, чем газы, большое облако и выброс химикатов”.
Химические вещества, попавшие в окружающую среду в результате крушения и пожара, могут серьезно влиять на здоровье, заявил BBC профессор гигиены окружающей среды Университета Джона Хопкинса в Балтиморе Кив Нахман.
“Чего действительно не хватает, так это информации о том, как люди вступают в контакт с этими химическими веществами в воздухе, питьевой воде через почву”, – говорит он.
Царит недоверие
В четверг администратор Агентства по охране окружающей среды (EPA) Майкл Рейган посетил Ист Палестин, чтобы встретиться с местными властями и заверить жителей в том, что правительство их поддерживает.
“Мы видим вас, мы слышим вас и понимаем, почему возникает беспокойство”, – сказал он.
Агентство заявляет, что не выявило вредных уровней загрязняющих веществ в воздухе и проверило качество воздуха в сотнях домов.
Кроме того, оба сенатора от штата Огайо – Дж. Д. Венс и Шеррод Браун – выразили поддержку сообществу, а губернатор штата Огайо Майк ДеВайн обратился за помощью к федеральным властям.
Чиновники водного хозяйства признали, что некоторые пути реки Огайо загрязнены, но говорят, что это не повлияет на запасы питьевой воды.
В письме Алан Шоу, генеральный директор Norfolk Southern — компании, управлявшей сошедшим с рельсов поездом, — признал, что жители устали, обеспокоены и остались с “вопросами без ответов”.
Однако решение железнодорожной компании не посещать сессию вопросов и ответов с жителями города в среду, объяснившееся там обеспокоенностью собственной безопасностью, усилило гнев местных жителей.
Некоторые жители считают, что мало что можно сказать, чтобы преодолеть недоверие и гнев, все еще господствующий в городе.
Несколько человек сообщили, что спустя почти две недели после схода с рельсов они еще не получили никаких сообщений от инспекторов или официальных лиц.
“Никто не пришел, чтобы спросить нас о чем-то. Никто ничего не проверял. Ничего”, – говорит Ким Хэнкок, живущая чуть больше одной миль (1,6 км) от места схода с рельсов.
“Как они могут сказать мне, что все безопасно? Нет никакого способа. Я не глупа. Я видела, как облако дыма нависло над моим домом”, – возмущается она.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.