Культовый и самый известный образ всех времен, которым увлекаются уже многие столетия – Давид. Почему на протяжении веков люди считают его символом мужества и мужской красоты?
Скромный пастух, убивший лучшего воина филистимлян, великана Голиафа, а позже коронованный как царь Израиля, стал героем самых знаменитых произведений в истории искусства.
Лучшие скульпторы Италии — Донателло, Веррокке, Микеланджело и Бернини — сломали культурные стереотипы своими образами Давида, а художники Гийом Куртуа, Рубенс, Рени и Караваджо создали его эмоциональные портреты.
Его драматическая история и хорошая внешность, описанные в Библии, сделали его идеальной музой для художников.
Впервые фигура Давида завоевала сердца во Флоренции в 1408 году, когда Донато ди Никколо ди Бетто Барди, тогда еще почти мальчик, вылепил в мраморе юного победителя Давида с отрубленной головой Голиафа у его ног.
Мраморный “Давид” – первое из дошедших до наших времен произведений Донателло.
Традиционно Давида изображали в виде мудрого царя преклонных лет – с свитком законов в руках, или псалмопевца – с лирой.
В трактовке же Донателло Давид показан юным воином, празднующим свою победу над гигантом Голиафом.
Свободная поза героя — пример контрапоста: вес тела лежит на правой ноге, в то время как левой, полусогнутой, он словно попирает голову проигравшего им Голиафа.
Мы восхищаемся красотой юноши частично из-за необычной человечности в творчестве Донателло, считает искусствовед Пета Моттюр.
“Молодой герой – идеализирован, но не потерял индивидуальности”.
Скульптура Донателло “придает психологическую чувствительность” и демонстрирует “понимание скульптором человеческой психики” и “врожденную способность ловить момент”.
Мраморный “Давид” Донателло не похож на традиционные изображения библейского героя.
Донателло вернулся к теме Давида в конце 1430-х годов.
Работа была необычной: это был не только частный заказ (для самого влиятельного человека Флоренции Козимо де Медичи), но и расположение во дворе виллы означало, что его будут видеть со всех сторон.
Все исследователи так или иначе отмечают необычную женственность образа юноши и его “негероическую” позу. “Донателло изобразил очаровательного юношу, в котором своеобразно сочетается неловкость молодости с округлостью женских форм, дышащих чувственной красотой”.
Некоторые критики предполагают, что Донателло, гомосексуал, намеренно сексуализирует своего Давида, в то время как другие считают эту интерпретацию анахронизмом.
В Донателло обнаженное тело впервые показано через призму гуманизма как совершенное произведение природы, наделенное живой, природной красотой.
В сущности, эта фигура знаменует начало новой эпохи в истории итальянского искусства.
Линия красоты
Шестьдесят лет спустя тему Давида подхватил Микеланджело.
Он изобразил его обнаженным юношей-гигантом, готовящимся к решительной битве. Давид стоит в спокойной позе, но в его фигуре ощущается внутреннее напряжение, а в лице – гнев и несокрушимая воля.
В отличие от своих предшественников пятнадцатого века, Микеланджело, казалось, не стремился создать женственную красоту.
Его Давид заметно повзрослел и физически окреп. Его обнаженность очень отличается от той, которую можно увидеть в бронзе Донателло. В нем чувствуется более мужской эротизм, демонстрирующий расположение Микеланджело к классической мужской обнаженной натуре.
Давид Микеланджело (1501–1504) вызвал бурную реакцию, когда мраморная скульптура заняла ведущее место на главной площади Флоренции.
Сначала его избили камнями, а затем на талию повесили гирлянду из медных листьев, скрывавших половой орган.
Говорят, что королева Виктория, которой великий герцог Тосканы подарил копию статуи, была так обижена ее наготой, что ей сделали фиговый лист, чтобы прикрыть гениталии.
На самом же деле гениталии Дэвида могут быть умышленной десексуализацией статуи – его чрезвычайно маленький пенис – умышленной попыткой уменьшить его сексуальность.
Примечательно, что для того, чтобы сделать статую более выразительной, автор целенаправленно пошел на искажение пропорций тела Давида. Ученые установили, что между правой лопаткой и позвоночником ему не хватает мышц.
Что если бы олимпийцы вернулись к традиции соревноваться обнаженными?
Однако все обнаженные Давиды были не так об идеальном теле и сексуальной привлекательности, как о демонстрации уровня художественного мастерства, невиданного со времен античности, прославлявшего человеческое тело и знание о нем.
“Тога может скрыть множество ошибок, – говорит скульптор Джейсон Арклз, – Обнаженная фигура показывает игру мышц и физическую форму. И это был триумф”.
Даже когда Андреа дель Верроккьо в 1465 году надел своего бронзового Давида, он сделал это полупрозрачно, продолжая путь, проложенный Донателло, и демонстрируя красоту и гармонию человеческого тела.
Давид в интерпретации Бернини
“Почти невозможно представить себе связь с произведением искусства так, как флорентийцы связаны с Давидом, – говорит Арклз, – Люди были не просто тронуты до слез, они писали стихи и оставляли их у подножия статуи. На короткое время она стала почти объектом религиозного уважения”.
В городе, и так переполненном художественными сокровищами, Давид Микеланджело по-прежнему возглавляет список. Посетители выстраиваются в очередь, чтобы увидеть оригинал в галерее Академии или собираются вокруг его копии на площади Синьории.

Современные художники также обретают новые формы для Давида. 10-метровую золотую копию Давида Микеланджело создал турецко-американский художник Серкан Озкая для Стамбульской биеннале в 2005 году, а художник из Лос-Анджелеса Кадыр Нельсон исследовал идею черного Давида в 2019 году.
10-метровую золотую копию Давида Микеланджело создал турецко-американский художник Серкан Озкая для Стамбульской биеннале 2005 года.
Доподлинно неизвестно, кто позировал скульпторам при создании образа Давида, и ходила ли когда-то по Земле во плоти и крови утонченная красота этих совершенных мужчин-моделей.
Но это не так уж важно. Никакая другая мужская фигура не увлекла так крепко человеческое воображение и не стимулировала художников к самовыражению.

