Дедекер Уинстон находилась в немоногамных отношениях более десяти лет, но раньше никогда не видела такого большого интереса к открытым отношениям. Эта тема традиционно была табуирована во многих странах, в том числе и в США, где живет Уинстон. В 2014 году, когда она запустила подкаст о немоногамных отношениях Multiamory, она вместе с другими продюсерами сомневалась, использовать ли в нем свои настоящие имена.
“На тот момент существовал только один или два подкаста на эту тему, – говорит Уинстон, – И люди, которые создавали и вели эти подкасты, использовали псевдонимы”.
Но со временем все изменилось. Приблизительно в 2016 году Уинстон заметила настоящий “взрыв интереса к немоногамии” – примерно через год после того, как она начала работать коучем из знакомств, специализирующаяся на таких типах отношений.
“Тогда почувствовала поворотный момент, когда вдруг так много людей в интернете захотели говорить о том, что они немоногамны, – говорит она, – выразить ли интерес к таким вещам”.
Сара Левинсон, консультант по Creative Relating Psychology Psychotherapy в Нью-Йорке, специализирующаяся на сексуальности и динамике отношений, также заметила рост интереса к открытым отношениям в последнее десятилетие.
“10 лет назад это было гораздо более непонятно, а сейчас это очень распространено”, – говорит она.
Эти примеры, а также другие данные показывают все больший интерес к немоногамным отношениям с согласия, в частности, к открытым отношениям.
Эксперты говорят, что изменению восприятия нетрадиционных стилей отношений способствовали многие социальные и культурные факторы, и играть свою роль в этом могла даже пандемия.
Но хотя интерес к открытым отношениям растет, эксперты не уверены в том, насколько широким может быть их фактическое распространение – по крайней мере, пока.
Различные варианты
Есть много способов быть немоногамным, говорит Левинсон.
“Это может быть что угодно: от жизни с несколькими партнерами с общим семейным бюджетом до разрешения партнеру раз в год иметь секс на одну ночь во время рабочей командировки”, – говорит она.
Открытые отношения подпадают под определение немоногамии, но многие склонны различать этот тип отношений и другие типы немоногамии, такие как полиамория.
Полиамория обычно означает, что люди имеют постоянные отношения с несколькими партнерами, тогда как открытые отношения чаще ассоциируются с людьми, имеющими обычно исключительно сексуальные контакты с другими людьми, кроме своего основного партнера.
Иными словами, открытые отношения менее сосредоточены на эмоциональных связях с людьми вне основных отношений, а больше на сексуальных.
Для некоторых это могут быть случайные свидания и “секс по дружбе” с людьми, которые не являются их основными партнерами. Для других – лишь редкие романы на одну ночь.
Еще для кого-то открытые отношения могут больше напоминать свинг – например, заниматься сексом с другими парами вместе, но не ходить на свидание в отдельности.
Уинстон также говорит об открытых отношениях в стиле “не спрашивай – не говори”, когда оба партнера позволяют друг другу иметь сексуальные отношения с другими людьми – но не хотят это обсуждать.
Открытые отношения выбирают самые разные люди. Левинсон говорит, что в последние несколько лет на своих сессиях относительно открытых отношений в Нью-Йорке она видела людей, очень разных во всех планах – от уровня благосостояния до этнической принадлежности. В то же время, она признает, что в более консервативных частях США картина может отличаться.
При этом Уинстон говорит, что люди, имеющие открытые отношения или интересующиеся ими, как правило, относительно молодежи – в возрасте от 25 до 45 лет. Также многие из них идентифицируют себя как квир, бисексуалов и/или пансексуалов. Однако в своей практике она работала с клиентами, которым было и 19 лет, и 70.
“Приходящие ко мне люди представляют весь спектр”, – говорит она.
“Становится интересно”
О растущем интересе к открытым отношениям говорят также тенденции, наблюдаемые в приложениях для знакомств. Во-первых, появились платформы, непосредственно посвященные немоногамии, в том числе открытым отношениям. Но даже на более традиционных платформах для знакомств, таких как OkCupid, заметен всплеск интереса к открытым отношениям.
“Хотя большинство пользователей OkCupid ищут моногамные отношения, в 2021 году количество ищущих немоногамных отношений выросло на 7%”, – сказал BBC Worklife представитель OkCupid.
Среди более чем 1 миллиона пользователей OkCupid в Великобритании, ответивших в приложении на вопрос “думаете ли вы об открытых отношениях?”, в 2022 году 31% ответили “да” – по сравнению с 29% в 2021 году и 26% в 2020 году.
Кроме того, данные приложения для знакомств Hinge за 2022 показали, что каждый пятый пользователь Hinge думал о том, чтобы попробовать открытые отношения, в то время как каждый десятый уже их имел. Директор отдела науки об отношениях в Hinge Логан Ури говорит, что это может быть эффект пандемии, потому что, по ее словам, это была “идеальная возможность остановиться и подумать о том, чего мы хотим”.
Уинстон говорит, что интерес к открытым отношениям часто проявляют миллениалы, которые “подвергают сомнению то, как их воспитывали” – в частности, веру в то, что конечной целью интимных отношений является долгосрочная моногамия в браке.
В свою очередь, Левинсон считает, что это может быть результатом общей тенденции большей открытости в обществе.
“Люди охотнее бросают вызов устоявшимся общественным конструкциям”, – говорит она, – Когда вы снова и снова выбираете моногамию, и она для вас не работает… вам становится интересно, есть ли другие варианты».
И для таких заинтересованных ресурсов сейчас больше, чем когда-либо. Вместе со взрывом интереса к открытым отношениям, говорит Уинстон, происходит “взрыв среди создателей контента и людей, пишущих об этом в СМИ… в приложениях, говорят на встречах”.
Это означает, что информация о немоногамии стала доступна широкой публике – а не в “старых, запыленных LiveJournals в глубинах интернета”, где, говорит Уинстон, ей приходилось искать информацию более десяти лет назад.
Фантазии, а не реальность?
Несмотря на то, что популярность немоногамии и открытых отношений растет, общее их восприятие преимущественно до сих пор негативно.
“Исследования и опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что отношение к немоногамии по согласию в целом преимущественно негативное, хотя в последние годы оно все же стало более положительным”, – говорит доктор Джастин Лемиллер, научный сотрудник Института Кинси и ведущий подкаста “Секс и психология””.
В то время как такое негативное отношение не мешает людям думать об открытых отношениях, оно может сдерживать их от того, чтобы их начать. В своем исследовании сексуальных фантазий, например, Лемиллер обнаружил, что “большинство людей определенным образом ранее фантазировали о том, чтобы быть немоногамными – например, участвовать в свинге, открывать свои отношения или быть полиаморными”.
Однако, добавляет он, “относительно немногие люди практикуют это в реальной жизни”. Канадское исследование 2019 приводит цифру около 4%, аналогичная цифра также фигурирует в исследовании США 2018 года.
Левинсон считает, что частично это может вытекать из укорененного представления о том, что открытые отношения “нездоровы”. По ее словам, среди ее коллег-терапевтов до сих пор многие считают “диаду” или пару “единственным действенным способом иметь надежную связь”.
Религиозные убеждения и культурные нормы определенных общин также могут мешать людям иметь сексуальные отношения с более чем одним партнером одновременно.
Однако, несмотря на это, Уинстон видит, что люди, особенно миллениалы и поколения Z, продолжают постепенно отходить от идеи, что один партнер может удовлетворить все их потребности, которую поощряет традиционно моногамная концепция брака.
Она говорит о том, что все больше платонических друзей решают жить вместе и воспитывать детей, а количество браков уменьшается, и предполагает грядущие общественные изменения по отношению к отношениям.
“Люди все больше пытаются создать такие отношения, которые наиболее подходят именно к их жизни”, – говорит она.
В то же время Левинсон не думает, что это станет глобальным явлением, потому что во многих культурах присутствуют барьеры для людей, желающих открыть свои отношения, поэтому табу остается распространенным во всем мире.
В то же время, руководитель глобальных коммуникаций OkCupid Майкл Кэй имеет другое мнение.
“Люди становятся более открытыми и прозрачными по поводу того, как они идентифицируют себя [и] чего хотят в отношениях. Я думаю, что с каждым годом мы начинаем все меньше осуждать других”, – считает он.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.