Он установил рекорд Гиннесса по самой стремительной потере состояния, не досчитавшись $182 млрд с ноября 2021 года по январь 2023 года. Он потерял звание самого богатого человека в мире.
С тех пор Маск отыграл около $50 млрд и теперь занимает второе место – с капиталом в $188 млрд – согласно подсчетам издания Forbes в реальном времени.
Именно в прошлом бурном для себя году Маск приобрел соцсеть Twitter за $44 млрд.
Чтобы расплатиться за покупку, учредителю компаний SpaceX и Tesla пришлось несколько раз массово продавать акции последней.
Одновременные продажи миллионов акций автопроизводителя для многих ознаменовали уныние Маска в Tesla, поэтому подорвали доверие рынка к компании, что повлекло за собой падение ее стоимости на 65%.
Впрочем, Tesla до сих пор остается самой дорогой компанией мира по производству автомобилей.
Однако общему пользователю в 2022 году Илон Маск запомнился не столько драмой вокруг Tesla, сколько управлением Twitter и публикацией скандальных твитов на широкий круг тем – от троллинга российских чиновников до размышлений о принадлежности Крыма в контексте российского нападения на Украину, от распространения дезинформации на мужчину Нэнси Пелоси к обсуждению функционирования “старлинков” для украинских военных на передовой российско-украинской войне.
Прошло полгода, как Twitter перешел в собственность Маска. Это время ознаменовалось как достаточно радикальными изменениями в работе и позиционировании соцсети, так и острой критикой этих изменений со стороны аудитории и тысяч уволенных работников.
На днях корреспонденту BBC по технологиям Джеймсу Клейтону удалось договориться с миллиардером об интервью за 20 мин до его начала. И вот что об отношениях Маска с Twitter мы поняли из этого разговора.
Над этим текстом работала корреспондентка BBC Украина Мирослава Пеца.
Год назад миллиардер предложил приобрести соцсеть за 44 млрд, однако параллельно требовал доказать, что ботов и спамеров в Twitter не больше 5%. После обнародования предложения Маска акции соцсети упали в цене. Началось противостояние, которое длилось полгода и завершилось покупкой Twitter.
Маск признается, что именно угроза проигрыша суда заставила его совершить покупку. Он со смехом сравнивает общение с советом директоров соцсети с сериалом:
“Это как мыльная опера. Когда я впервые сделал предложение, ответ был такой, как после ядовитой таблетки. Они сказали: “Нет, черт возьми, мы скорее умрем, чем вы купите Twitter”. Это был первый ответ… А потом сказали: ” Нет, вы должны это купить!” Приставили пистолет к голове! “Вы должны его купить!” И я такой: “А вы те же люди, которые сказали, что лучше умрете, чем вас купят? Разве это не удивительно?”
Совет директоров Twitter сначала отказывался от его предложения покупки, а затем угрожал ему судом, если не купит. Шансов выиграть который у Маска было мало.
Миллиардер объявил о “назначении” своей собаки породы сиба-ину на должность CEO Twitter еще в феврале 2023 года. Этому предшествовал декабрьский опрос на профиле Маска, стоит ли ему покинуть пост гендиректора Twitter. 57,5% участников голосования сказали “да”.
Теперь Маск отказывается называть себя руководителем Twitter.
“Я не CEO Twitter. Мой пес Флоки – CEO. Он взял на себя обязанности. Он отличный пес. У него хриплый голос. У него черная водолазка – что еще вам нужно?”
Корреспондент Джеймс Клейтон подметил в этом намек на Стива Джобса, униформой которого были черная водолазка и синие джинсы.
“Меня постоянно атакуют. У меня ведь не каменное сердце. Если вас постоянно атакуют, если это непрерывно выплескивается на вас, в частности через Twitter, это жестко.
Если СМИ пишут большинство историй о том, почему вы ужасный человек, знаете, это больно.
Несмотря на эмоциональное перенапряжение в результате покупки и руководства Twitter и вопреки собственному признанию причины покупки, Маск в этом же интервью заявляет, что Twitter все равно нужно было купить.
Получение негативного фидбека он называет “действительно важным” и говорит, что разблокировал забаненные им ранее аккаунты, так что теперь ему поступает куча критики. И несмотря на все его ожидания от Twitter улучшаются, не в последнюю очередь, из-за возвращения рекламодателей.
“Долго ли это [Twitter] держит мое имя на кону? Конечно. Но все хорошо, что хорошо заканчивается. Я чувствую, что мы направляемся к хорошему месту. Мы безубыточны. Мы стараемся получить положительный денежный поток буквально за несколько месяцев. Рекламодатели Я думаю, что качество рекомендованных твитов значительно улучшилось, и мы взяли много отзывов от людей, рассматривавших алгоритм рекомендаций с открытым кодом. Поэтому, в общем, я считаю тенденцию очень хорошей”.
[Не] безразличие к деньгам
В своих интервью Маск неоднократно утверждал, что ему безразличны деньги. Этот тезис он повторяет и в разговоре с BBC.
Впрочем, сразу добавляет, что 44 миллиарда, которые он выложил за Twitter, – высокая цена не только с рыночной точки зрения, но и для него лично.
Маск продолжает настаивать, что боты и фейковые страницы в соцсети были главным фактором, который останавливал его купить Twitter, и сравнивает приобретение соцсети с покупкой вещей, значительная часть из которых была испорчена.
“Вот хорошая аналогия. Есть полный склад товаров. Они говорят, что меньше 5% лежащего на складе сломано. Вы приходите на склад, и говорите, что на самом деле это 25%. Я все еще хочу купить то, что есть на этом складе, но, возможно, по более низкой цене, а не покупать поломанные вещи”.
Впрочем, в октябре покупка была оформлена, Twitter получил нового владельца и руководителя. И именно это, по мнению Маска, спасло соцсеть от банкротства.
Он утверждает, что в обычный год Twitter зарабатывал и тратил примерно $4,5 млрд. в год и был фактически неприбыльной организацией. Впрочем, перед попаданием в руки Маска перспективы компании, по его словам, были нерадужными.
“В приблизительных цифрах доход упал с $4,5 млрд до $3 млрд, расходы выросли с %4,5 млрд до $6 млрд, создав ситуацию с оттоком капитала в $3 млрд, а твиттер имеет 1 миллиард в банке. Это 4 месяца жизни. немедленно не принять решительные меры, компания умрет… Как бы вы себя чувствовали? Хватит плохо”.
Выход из этой ситуации для Маска лежал на поверхности – массовые увольнения персонала. И несмотря на заверения сотрудников, что таких планов у нового владельца нет, в первые недели тысячи сотрудников с обеих сторон Атлантики не смогли включить рабочие компьютеры и таким образом узнали, что больше не работают в Twitter.
Всего из менее 8 тысяч рабочих в компании осталось работать 1500 человек. Маск называет этот шаг “совсем не веселым” и “мучительным”.
Однако на вопрос, который был самым сложным решением за последние 6 месяцев, первым ответом миллиардера являются не массовые увольнения, а остановка работы одного из серверов Twitter и вызванные этим проблемы.
Об уменьшении штата Маск говорит уже после уточняющего вопроса журналиста относительно собственно сокращений.
Платная верификация вряд ли улучшит прибыльность Twitter
Одной из первых идей Маска в качестве нового босса Twitter стало введение платы за верификацию. Миллиардер заявлял, что таким образом все пользователи смогут сравняться по правам, а Twitter соответственно зарабатывать.
Эта инициатива остается едва ли не главным яблоком раздора между старым ядром пользователей соцсети и ее новым менеджментом.
За последние 6 месяцев Маск неоднократно предупреждал, что Twitter лишит “голубой птички” – значка верификации – тех пользователей, которых соцсеть верифицировала до его прихода, в случае, если они откажутся платить.
Дедлайн отмена старой верификации отодвигался несколько раз и теперь запланирован на 20 апреля.
В настоящее время ежемесячная абонементная плата за услугу платной верификации Twitter Blue стартует от $8/мес. для физических лиц Это в 2,5 раза меньше начальной цены – $20/мес, которые Маск планировал получать осенью 2022 года.
Верифицированные публичные лица, среди которых немало политиков, знаменитостей и журналистов, разразились гневом после первых намеков на возможную плату за верификацию.
И если сперва правила игры, где новый босс не воспринимает соцсеть за цифровое сообщество, а относится к ней как к еще одному своему бизнесу и просто хочет зарабатывать, были более или менее понятны для пользователей, то теперь логику во введении платной верификации видят единицы.
Минусы же очевидны: размывание или даже потеря сообщества, отток пользователей, упадок соцсети.
Собственно Маск в интервью BBC признается, что платная верификация не станет драйвером прибыли для Twitter.
“Я не думаю, что это обязательно стимул для получения прибыли. Если у вас есть миллион людей, которые подписаны, скажем, за $100/год, это будет $100 млн. И это достаточно небольшой поток прибыли по сравнению с рекламой”, – говорит он.
Теперь его основной аргументацией в пользу платной верификации есть защита от ботов искусственного интеллекта.
“С помощью верификации мы стараемся значительно повысить цену для дезинформации и ботов в целом. Я предполагаю, что любые социальные медиа, не настаивающие на платной верификации, будут просто переполнены усовершенствованными ботами искусственного интеллекта, миллионами экземпляров ChatGPT”.
Однако такие слова не находят поддержки среди лояльных ранее пользователей и ряда экспертов.
Они подвергают сомнению потенциальную пользу от отмены “голубой птички” среди тех людей и организаций, которые ранее соцсеть определила при заметных и аутентичных контрибьюторах.
Старое ядро Twitter ностальгирует по временам, когда соцсеть была настоящим сообществом без всяких “но”. И на всякий случай ищет себе новые соцсети. К примеру, Mastodon.
Илон Маск на протяжении всего интервью BBC спрашивал корреспондента Джеймса Клейтона о его собственных впечатлениях и опыте пользования Twitter.
По наблюдению корреспондентов BBC Украина, несколько недель назад началось мощное нашествие потенциально российских ботов. Определить ботов легко – у них пустой созданный в марте/апреле 2023 года профиль, не имеющий подписчиков и контента, а показывающий лишь странный юзерпик и имя профиля.
Каждый день десятки таких ботов подписываются на аккаунты журналистов и каждый день их приходится блокировать вручную. Вот как это смотрится.
Примечательно, что все эти Пелагеи и Леокадии вместе с профилем журналиста, как правило, подписываются на двух известных политиков. На страницах последних в списке недавних фолловеров видны сотни ботов. Очевидно, что политики еще не успели почистить свои страницы.
До сих пор похожих по интенсивности нашествий ботов, а в Twitter журналисты, работавшие над темой, с 2011 года, они еще не видели.
Отношения со СМИ: от любви к ненависти
Илон Маск на камеру утешается отменой верификации для The New York Times, которые объявили, что не будут платить ежемесячную абонплату для организаций.
В то же время, просто во время интервью объявляет о плане изменения описания ВВС из “финансированного правительством” медиа на “финансированное общественностью”. Однако отношения миллиардера с медиа никогда не были простыми.
Он описывает их так: “Это в определенной степени отношения любви и ненависти. Хотя может немного ближе к ненависти… Меня очень волнует то, что средства массовой информации действительно могут регулярно травить меня в США и Великобритании, когда многие медиа не могут говорить плохих вещей Но я считаю, что лучше, когда СМИ могут говорить плохие вещи влиятельным людям, чего мы не будем делать, так это говорить, что есть определенный класс журналистов, которые особенные, кто может сказать всем, что они должны думать. должны решать, что они думают”.
Язык вражды и пропаганда ненависти
Маск говорит, что он против цензуры и никого не банит в Twitter. Тему борьбы с распространением языка вражды он переадресовывает на местные власти.
“Если люди определенной страны выступают против определенного типа высказываний, они должны связаться с избранными представителями власти и принять закон, чтобы предотвратить это. Так, например, вы не можете выступать за убийство кого-то. Это незаконно в Соединенных Штатах, пожалуй, действительно повсюду”.
Однако что делать в случае, когда речь вражды и пропаганда насилия уходят от представителя власти, пусть и не выборного, Маск не отметил.
Поэтому в Twitter до сих пор можно увидеть этот твит заместителя председателя совета нацбезопасности РФ Дмитрия Медведева об угрозах ударов крылатыми ракетами типа “Калибр” по Украине.
“Я не должен твитить после 3 ночи”
После интервью создается впечатление о Маске как о человеке, очень любящем Twitter, говорит, что не любит деньги, но крайне заинтересована деньги приумножать, а не терять, и который позиционирует себя как последователя правой идеологии, а на самом деле исповедует левые идеи.
Например, Маск признается корреспонденту, что на прошлых президентских выборах голосовал за демократа Байдена, а не республиканца Трампа, и что хочет отдать одно из опустевших зданий Twitter в Сан-Франциско бездомным (“Пусть приносят свои вещи, свои палатки”).
Маск говорит, что иногда спит в офисе. “Здесь есть библиотека на седьмом этаже, в которую никто не ходит. Там есть диван. И я там иногда сплю”.
Миллиардер признает, что неоднократно вредил своей репутации своими твитами.
“Стрелял ли я несколько раз себе в ногу твитами? Да. Сейчас мне нужны пуленепробиваемые ботинки”.
Впрочем, решение существует. “Я не должен твитировать после 3 ночи”.
Как не попасть в переплет из-за твитов, ему объяснил приятель.
“Мой хороший друг имеет хорошую стратегию: если вы собираетесь твитнуть что-то, возможно, противоречивое, сохраните это как черновик и посмотрите на это на следующий день, если вы все еще хотите это твитнуть. Это хорошее эмпирическое правило. В моей папке черновик есть куча вещей, которые я рад, что не опубликовал”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.