“Живя в Киеве, привыкаешь к ночным тревогам. Единственное, что может разбудить – мощный взрыв прямо за твоим окном. С начала мая такие взрывы происходят чуть ли не ежедневно – разница только в громкости. Ночь на 16 мая была одна из самых громких”, – рассказал житель Киева Олег.
Он, как и большинство киевлян, проснулся среди ночи от громких звуков – даже привыкшие к обстрелам жители столицы говорят: такого они, видимо, не слышали с самого начала полномасштабного вторжения.
Их впечатление утром подтвердила КМВА – ночной обстрел Киева в администрации назвали самой плотной атакой с неба на столицу за время войны.
Россия комплексно ударила по городу по разным направлениям одновременно дронами, крылатыми ракетами и баллистическими ракетами.
Как сообщил главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный, система ПВО Украины сбила все ракеты, включая шесть сверхсовременных российских аэробалистических ультразвуковых ракет “Кинжал”.
“Таких фейерверков давно не видел”
“Серия мощных взрывов разбудила нас в 3 ночи. Я выглянул в окно и заклял – таких фейерверков давно не видел. Темное майское небо пронизывали огненные слои и лучи над центральной частью Киева”, – вспоминает свои впечатления Олег.
По его словам, они с женой решили, что от такого “шоу” их 2,5-летний сын должен быть как можно дальше.
“Пришлось его будить – да, взрывы будят только взрослых, дети их игнорируют – и нести в ванную комнату”, – говорит он.
Олег вспоминает, что видел в небе не менее шести-семи вспышек, после чего, наконец, сообщили об отбое воздушной тревоги. Впрочем, ненадолго – вскоре ее объявили снова.
“Но следующую воздушную тревогу, связанную с пролетом российских беспилотников, мы уже благополучно проспали. К утру и началу нового рабочего дня оставалось совсем немного времени”, – рассказал Олег.
“Большое металлическое черт знает что, летящее по небу”
Громкие звуки разбудили ночью и жительницу киевской Соломенки Виктория. Обычно в их районе хорошо слышен сигнал воздушной тревоги с улицы, говорит она, но в эту ночь она ее проспала.
“Проснулась от грохота, который уже слышала раньше: звук не появляется издалека и не приближается постепенно, он резко врывается и стремительно нарастает, – рассказала ВВС Виктория. – Себе я его называю “большое металлическое черт знает что летящее по небу” точно не было дребезжания шахеда”.
Вслед за этим, по ее словам, будто по той же траектории, прогудело что-то тяжелее и мощнее.
“Думаю, я могла слышать украинские истребители – потому что пару раз видела такие самолеты днем и помню звук”.
Виктория вспоминает, что увидела желтые вспышки на улице, как от фейерверков.
“Такого я еще не наблюдала, поэтому не сдержалась и посмотрела в окно. Там между хрущевками нашего уютного квартала я увидела в небе желтые огни, которые летели один за другим очень высоко”, – говорит она.
Параллельно с этим девушка слышала взрывы разной мощности. Виктория говорит, что привыкла их считать, но в этот раз их было так много, что она не успевала этого делать.
“Даже пес, который не очень реагирует на обстрелы, сегодня проснулся и переполз поближе. Один взрыв был настолько мощный, что загремели стекла и закричала сигнализация машины где-то рядом”, – говорит Виктория и добавляет, что в их дворах иногда бывает во время обстрелов.
“В этот момент я представила, что горит наше авто, разбивается наше окно, и нас накрывает обломками – но снова услышала глухие глубокие удары “выходов” ПВО (так я думаю) и заснула с чувством, что меня защищают, а бежать все равно некуда” , – рассказала она ВВС.
“Проспать было невозможно”
“Проспать это было невозможно”, – рассказывает о своем неожиданно раннем подъеме этой ночью киевлянин Олесь.
По словам Олеся, проживающего на Подоле, было такое ощущение, что звуки взрывов раздаются по всему Киеву. И это чувство очень быстро нашло подтверждение.
“В один момент начали писать знакомые во всех чатах, из разных районов”, – вспоминает он.
По его словам, звуки были очень интенсивные – “не пару хлопков” – и разные по своему характеру.
Уже тогда, говорит Олесь, у него мелькнула мысль, что это могла быть комбинированная атака – на Киев летели разные ракеты и беспилотники.
Он говорит, что что-то похожее по громкости произошло в Киеве несколько ночей назад – именно тогда, как стало известно позже, украинская ПВО сбила российскую аэробалистическую ракету “Кинжал”.
“Но в этот раз было больше всего, больше разных звуков, и я подумал – если это “Кинжал”, то точно не один”, – говорит Олесь.
По его словам, все произошло достаточно быстро – “15-20 минут, а потом тишина”. Но все же этот опыт, по его словам, сильно отличался от того, что он видел и слышал во время предыдущих атак на столицу.
“Такого в Киеве я не помню”, – говорит Олесь.
“Что-то среднее между салютом в новогоднюю ночь и звездными войнами”
Также в три ночи от сильных взрывов совсем рядом на левом берегу столицы вместе со своей семьей проснулся и другой киевлянин по имени Олег.
“ПВО – подумал я сквозь сон”, – говорит он и добавляет, что за время войны уже научился различать взрывы в небе от взрывов на земле.
“Через окна, выходящие на Правый берег, было видно, как по черному небу один за другим взлетают огни – нечто среднее, между салютом в новогоднюю ночь и звездными войнами. Зрелище красиво и страшно одновременно”, – вспоминает Олег.
По его словам, уже через несколько секунд они вместе с женой и сыном-школьником уже были в коридоре.
Несколько взрывов прогремели совсем рядом с их домом, во дворе взвыли сигнализации автомобилей.
“Соседи проснулись, кто-то даже вышел на улицу – видимо, хотели бежать в укрытие, но передумали и остались стоять у подъезда, обсуждая увиденное”, – рассказал Олег.
“Через 20 минут все стихло и я заснул”.
“Дрожали и земля, и небо”
“Этот ракетный обстрел и атака дронами столицы даже для очевидцев многих подобных ночных обстрелов казались чем-то принципиально новым”, – разделяет впечатление многих других киевлян Жанна, обитающая на левом берегу столицы.
По ее словам, ночью она слышала многочисленные звуки выстрелов и взрывов, похожих на работу ПВО.
Жанна говорит, что было впечатление, что на город одновременно летело множество ракет.
“В какой-то момент показалось, что содрогались и земля, и небо”, – вспоминает она свои ночные впечатления.
По ее словам, с утра киевляне из разных районов города начали делиться тем, кто и как пережил эту ночь.
“На этот раз было по-настоящему страшно для многих людей – несмотря на то, что за плечами уже больше года опыта войны”, – говорит Жанна.
“Любимая, это ПВО, можем спокойно спать дальше”
В отличие от большинства жителей столицы, Роман в три ночи еще не спал.
“Сначала раздался один отчетливый взрыв. Впоследствии то и дело раздавались другие. Окно в комнате начало дрожать, поэтому решил спуститься на подземный паркинг”, – говорит он. По его словам, в укрытии было многолюдно.
“Это напомнило первые месяцы войны, когда мы проводили в тех подвалах много времени. На стене еще с тех пор висел сине-желтый флаг”, – вспоминает Роман.
“В чатах запищали сообщения: “Что это было?”, “Солома – очень громко”… Впоследствии уже из официальных сообщений стало понятно, что речь идет не о “Шахедах”, – добавляет он.
Роман говорит, что нормально уснуть в это утро ему так и не удалось – “потому что тревога продолжалась – в обоих смыслах”.
Впрочем, добавляет он, некоторым из киевлян эту ночь все же удалось пережить гораздо спокойнее.
“Утром в кафе я встретил знакомого, который был довольно бодрым. “Я проснулся, выглянул в окно, увидел очереди светлых огоньков с нашей стороны и говорю: любимая, это ПВО, можем спокойно спать дальше”, – сказал он и разошелся в улыбке”, – рассказал Роман.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.