“Хирург экспериментировал надо мной и разрушил мою жизнь”

Когда Лиэн Сазерленд был 21 год и она страдала от хронической мигрени, один из лучших хирургов Шотландии предложил сделать ей операцию. 

Ей сказали, что она проведет в больнице несколько дней и имеет 60% шансов на улучшение своего состояния. Она пробыла в больнице несколько месяцев, пока хирург Сэм Эльджамель оперировал ее семь раз.

Оказалось, что ее хирург – бывший руководитель нейрохирургии Национальной службы здравоохранения (NHS) в Тейсайде – наносил ущерб пациентам и подвергал их опасности в течение многих лет, но руководство позволяло ему продолжать работать.

NHS в Тейсайде утверждала, что узнала подозрения относительно врача только в июне 2013 года и с тех пор за ним организовали наблюдение. Но источник в NHS рассказал BBC, что служба здравоохранения знала о серьезных беспокойствах по поводу работы хирурга еще в 2009 году.

BBC пообщалась с тремя хирургами, работавшими под руководством Эльджамеля. Все трое сказали, что он был злодеем, которому позволяли вести себя так, словно он был богом, и вредить пациентам – частично из-за финансирования исследований, которое отдел получал благодаря ему.

Между тем, служба здравоохранения сообщила BBC, что сотрудничает с правительством Шотландии по независимой проверке лечения пациентов под руководством Эльджмеля, и что она не может комментировать отдельные случаи.

“Я была его подопытным кроликом”

До операции 2011 года Лиэнн работала и ездила с друзьями в отпуск за границу, но ее жизнь омрачали мигрени.

Эльджамель, считавшийся лучшим нейрохирургом в Шотландии, сказал, что может ей помочь.

Ей пообещали сделать одну операцию, после которой она должна была вернуться домой через несколько дней.

Хирург должен был удалить небольшую часть ее черепа, чтобы снизить давление, и использовать новый клей, чтобы заклеить рану.

“К сожалению, он не герметизировался должным образом, рана разорвалась, и мозговая жидкость начала течь мне по шее”, – рассказала Лиэн ВВС.

По ее словам, на следующий день ее больничная койка была “пропитана” спинномозговой жидкостью.

Когда она встала, чтобы уйти в туалет, она упала, и жидкость разлилась по полу. Медсестра поставила упреждающий знак о мокром полу.

Лиэн говорит, что ее маме пришлось ловить Эльджмеля в коридоре, чтобы заставить его подойти и посмотреть на нее, после чего ее быстро отвезли обратно в хирургию.

После этого Лиэн провела в больнице несколько месяцев. Она заболела менингитом и гидроцефалией. Эльджамель приказал сделать ей четыре поясничных пункции, хотя в ее медицинской карте говорится, что ей нельзя было этого делать.

Теперь Лиэн знает, что клей, который он использовал, был частью исследовательского испытания.

“Эксперименты надо мной – вот что он делал, – говорит она, – Я была его подопытным кроликом”.

“Он обладал полной волей над моим телом. Он играл в бога с моим телом, и NHS вручила ему скальпель семь раз”, – добавляет она.

Когда Линн попыталась сказать о своих беспокойствах персонала, ей сказали, что Эльджамель спас ей жизнь. Ей не сказали ни о том, что он находится под следствием, ни о том, что позже он был вынужден уйти в отставку.

Только после просмотра недавних репортажей BBC она поняла, что была не одна.

“Чтобы такое больше никогда не повторилось”

Лиэнн сейчас 33. Она живет с постоянной болью и ходит на костылях. У нее в теле стоит специальная трубка под названием шунт, контролирующая спинномозговую жидкость.

“Я мечтала быть полицейской, а теперь этого никогда не произойдет, – говорит она, – Я не могу сделать карьеру, которую хочу, не могу вести образ жизни, который хочу, не могу иметь детей”.

“Все это у меня забрали не по моей вине”, – добавляет она.

Лиэнн – одна из 100 пациентов, призывающих к публичному расследованию вреда, причиненного хирургом Эльджамелем.

И хотя вред для их собственного здоровья необратим, они хотят убедиться, что виновные понесут ответственность, и что ни один другой хирург не сможет нанести такой вред в будущем.

Она говорит, что поняла, что он причинил вред другим пациентам только после того, как посмотрела сюжет BBC.

“Я думала, что это только я, я не знала, что есть еще 99 человек, – говорит она, – Я не понимаю, как ему удалось смыть кровь с рук и уйти домой”.

“Руководство знало”

После внутренних и внешних проверок в 2013 году Эльджамеля отстранили, после чего он уехал работать в Ливию.

Марк (имя изменено) работал вместе с Эльджамелем и решил рассказать об этом ВВС.

“Тогда я выражал беспокойство, но мне закрыли рот”, – говорит он и добавляет, что был слишком молод, чтобы действовать более решительно. Теперь он сожалеет об этом.

По его словам, медсестры, старшие хирурги и менеджеры уже в 2009 году знали, что Эльджамель регулярно находился за пределами больницы, выполняя частную работу, когда он должен был оперировать пациентов.

Марк говорит, что Эльджамель еженедельно оставлял младших хирургов оперировать без присмотра и руководство об этом знало.

“Неприкосновенный”

Марк вспоминает, как однажды он был в хирургии, когда младший хирург оперировал пациента Эльджамеля и случайно перерезал спинной мозг.

Этот пациент навсегда остался инвалидом.

Три хирурга рассказали BBC, что Эльджамель поощрял их не использовать рентген, потому что был очень высокомерен и потому, что это экономило ему деньги.

Считается, что в результате он прооперировал не в том месте на позвоночнике по меньшей мере 70 пациентов, в результате чего многие навсегда получили инвалидность.

Марк говорит, что одной из причин, почему Эльджамеля считали “неприкасаемым”, было то, что он принес отделению много денег благодаря своим исследовательским проектам, хотя их многие считали “странными и даже сомнительными”.

Прессслужба NHS в Тейсайде заявила, что они сотрудничают с правительством Шотландии по проведению независимого расследования, но не могут комментировать случаи отдельных пациентов из-за конфиденциальности.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-06-17