“Лучше Россия, чем Франция”. Почему в Нигере воцарились промосковские настроения

mali

В городе, где свергнутого президента Нигера Мохаммеда Базума традиционно поддерживали, местный бизнесмен с гордостью демонстрирует свою одежду в цветах российского флага. После государственного переворота многие жители Нигера откровенно выражают свою приверженность России. 

Теперь между военными и Западом идет ожесточенная словесная война. Базум был верным союзником Запада по борьбе с воинственными исламистами, а также был сильным экономическим партнером.

В Нигере находится французская военная база, страна является седьмым в мире производителем урана. Четверть топлива, жизненно важного для ядерной энергетики, идет в Европу, прежде всего во Францию. Именно ее колонией был когда-то Нигер.

После того, как 26 июля генерал Абдурахаман Чиани сверг президента в результате государственного переворота, на улицах внезапно появились российские цвета.

Тысячи человек приняли участие в акции протеста в столице страны Ниамеи в воскресенье, некоторые размахивали российскими флагами и даже напали на посольство Франции.

Теперь, кажется, это “движение” распространяется по всей стране.

Бизнесмен, живущий в 800 км от столицы в центральном городе Зиндер, не захотел называть свое имя из соображений безопасности и попросил, чтобы мы размыли его лицо.

“Я за Россию и мне не нравится Франция, – сказал он, – Я был противником Франции с детства”.

“Они эксплуатировали все богатства моей страны, как уран, нефть и золото. Самые бедные нигерцы не могут позволить себе есть три раза в день через Францию”.

Мужчина говорит, что в протесте в Зиндере в поддержку военного переворота приняли участие тысячи человек.

Он сказал, что попросил местного портного взять белый, синий и красный цвета русского флага и сшить для него одежду. Он отрицает, что это проплатили пророссийские группы.

В Нигере проживает 24,4 миллиона человек. Двое из пяти жителей страны живут в крайней бедности с менее 2,15 доллара доходов в день.

Президент Базум вступил в должность в 2021 году во время первого демократического и мирного перехода власти в Нигере с момента обретения независимости в 1960 году.

Но его правительство стало мишенью для исламистских боевиков, связанных с группировкой “Исламское государство” и “Аль-Каидой”, которые перемещаются по регионам Сахары и Сахеля южнее.

Под натиском исламистов в соседних Мали и Буркина-Фасо – тоже бывших французских колониях, где во Франции значительные интересы, – в последние годы военные захватили власть, заявив, что это поможет в борьбе с джихадистами.

Как и в Нигере, обе страны раньше имели значительное количество французских войск, которые им помогали. Но поскольку нападения исламистов продолжались, в регионе начали расти антифранцузские настроения, и жители всех трех стран стали обвинять французов в недостаточных усилиях, чтобы остановить джихадистов.

Придя к власти, хунта в Мали приветствовала российскую группу наемников “Вагнер”, которые сначала вытеснили французские войска, а затем заставили тысячи миротворцев ООН покинуть страну.

Хотя нападения исламистов в Мали не прекратились. Но хунта Буркина-Фасо тоже сблизилась с Россией и выгнала сотни французских военных.

В Нигере администрация Базума часто запрещала антифранцузские протесты.

В середине 2022 года она одобрила передислокацию французских войск в Нигер после того, как им приказали оставить Мали. Несколько общественных организаций в Нигере активизировали антифранцузские протесты.

Ключевым в распространении протестов стало движение M62, сформированное в августе 2022 коалицией активистов и профсоюзов. Они выступали против роста стоимости жизни, плохого управления и присутствия французских войск.

Российский триколор внезапно стал популярен на улицах Нигера.

Власти Нигера запрещали или жестоко подавляли акции протеста группы, а ее лидера Абдулая Сейду арестовали на девять месяцев в апреле 2023 года за “нарушение общественного порядка”.

После смещения президента Базума M62 расправила плечи.

Государственное телевидение необычно цитировало членов группы, которые мобилизовали массовые протесты в поддержку хунты, а также осудили санкции, введенные лидерами Западной Африки из-за переворота.

Непонятно, связана ли эта группа с хунтой, известной как Национальный совет по защите родины (CNSP) или с Россией.

Но она объединила под свое крыло несколько других организаций – таких как Координационный комитет демократической борьбы (CCLD) Буката и Молодежные действия за Нигер, принимавших участие в воскресных протестах.

Пророссийский бизнесмен из Зиндера положительно оценивает, как Москва может помочь его родине.

“Я хочу, чтобы Россия помогла с безопасностью и продовольствием, – говорит он. – Россия может поставлять технологии для улучшения нашего сельского хозяйства”.

Но Мутака, фермер, также живущий в Зиндере, отвергает этот аргумент и говорит, что переворот является плохой новостью для всех.

“Я не поддерживаю приезд россиян в эту страну, потому что они все европейцы и нам никто не поможет, – считает мужчина, – Я люблю свою страну и надеюсь, что мы сможем жить в мире”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-08-02