F-16 для Украины. Где их хранить, кто будет на них летать и что они изменят на поле боя

f-16

Украина достигла договоренностей с западными партнерами по получению американских истребителей F-16. Киев долго просил предоставить ему эту технику и говорил, что именно она изменит ход войны. 

Турне украинского президента Владимира Зеленского в Нидерланды и Данию 19-20 августа завершилось громкой победой. Руководители этих стран объявили о предоставлении Вооруженным силам Украины истребителей F-16.

По словам Зеленского, постепенно передадут более 60 самолетов. Однако прибывать в Украину они начнут не раньше Нового года после обучения пилотов.

Истребитель F-16 – один из наиболее технически сложных видов военной техники, которую получит украинская армия. Чтобы эффективно использовать их на поле боя, прежде всего нужно решить ряд проблем. Как это будет делать?

Где их будут хранить и как будут защищать?

Западные союзники пообещали Киеву 4-5 эскадрилий F-16. Среди авиационных экспертов долго было популярно мнение, что украинские военные аэродромы, а точнее взлетно-посадочные полосы на них, не подходят для западных истребителей. Поскольку их строили в советское время и характеристики не отвечают требованиям современности.

В командовании Воздушных сил Украины парируют, что американские истребители уже приземлялись на украинских аэродромах и замечаний не было.

В частности, сообщил спикер командования ПС Юрий Игнат, в 2012 году F-16 базировались на аэродроме в Миргороде (Полтавская область) для обеспечения безопасности во время футбольного чемпионата Евро-2012.

В 2018 году на авиабазу в Староконстантинове (Хмельницкая область) прилетали истребители F-15. В обоих случаях украинские пилоты имели возможность управлять иностранными самолетами.

Как Украина обезопасит западные самолеты от российских обстрелов?

В последние месяцы РФ усилила ракетные удары по украинским аэродромам. В частности, трижды под обстрелами оказывалась авиабаза в Староконстантинове, также прилетало на аэродром в Коломые (Ивано-Франковская область). Это вызывает определенные оговорки в западных СМИ относительно того, удастся ли сохранять от уничтожения F-16, как только они будут переданы украинцам.

Командующий Воздушными силами, генерал Николай Олещук говорит, что удастся. Во-первых, у украинских аэродромов есть защитные сооружения, где хранятся самолеты. Во-вторых, украинская военная авиация работает по принципу рассредоточения.

“Охотиться наши самолеты довольно сложно”, – заявил командующий в эфире национального телемарафона.

В качестве примера он приводит тот факт, что, несмотря на неоднократные обстрелы, военный аэродром в Староконстантинове на данный момент находится в боеготовности, а все базирующиеся там самолеты сохранены и не пострадали.

Кто будет пилотировать F-16 и кто будет их обслуживать?

Командующий Воздушными силами Николай Олещук говорит, что украинским пилотам будет не сложно овладеть F-16. Подготовка украинских пилотов для западных истребителей уже началась, говорят в командовании Воздушных сил.

Юрий Игнат сообщил, что 70 украинских пилотов и технических специалистов, которые будут обслуживать истребители F-16, уже приступили к обучению в Дании.

Еще одна группа, совсем юных лётчиков 2023 года выпуска, будет учиться в Британии. Однако их обучение будет довольно продолжительным, они будут постепенно овладевать западными типами военных самолетов. Юрий Игнат прогнозирует, что оно продлится до 2 лет.

Группа пилотов 2016 года выпуска пройдет обучение в Швеции. Также западные лидеры указывали, что часть пилотов будут учиться в других странах, в частности, в Румынии.

Что касается срока, необходимо для овладения F-16, то в США он составляет 32 месяца, говорит командующий Олещуком. Однако все зависит от индивидуального уровня подготовки учащегося.

Например, два украинских пилота прошли предварительную оценку в США и американские власти определили, что им для овладения F-16 хватит 4 месяцев. Ранее Юрий Игнат предполагал, что обучение может держать полгода.

Одно из важных условий – высокий уровень владения английским языком.

Собственное управление иностранным истребителем – не слишком сложная задача для профессионала, говорит Николай Олещук.

“Все очень просто. Профессиональному пилоту, знающему теорию, нужно просто время, чтобы изучить органы управления (самолета)”.

К тому же, отмечает командующий Воздушными силами, американский F-16 построен так, что пилот во время полета должен сосредотачиваться на использовании вооружения, а не на собственном пилотировании самолета.

Однако, кроме профессионального пилота, западные истребители нуждаются также в большом количестве обслуживающего персонала.

Для того чтобы обслужить один самолет нужно персоналу более 1 тыс. человек.

Подготовка этих специалистов тоже продолжается.

Принесут ли западные истребители победу Украине?

F-16 должен предоставить Украине преимущество в воздухе над оккупированными территориями.

Эйфорию украинских властей от получения F-16 понять можно. Долго именно этот вид вооружения оставался едва ли не единственным, который категорически отказывались передавать Украине западные союзники.

Российские власти называли передачу американских истребителей очередной “красной линией” в войне.

“Чем больше оружия будет поставляться (Украине), тем в большей опасности будет мир, и чем разрушительнее это оружие, тем вероятнее становится сценарий того, что принято называть ядерным апокалипсисом”, – так в мае 2023 года комментировал этот вопрос бывший президент РФ, ныне заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев.

Украинские власти тем временем говорят, что западная авиация может ликвидировать одну из самых насущных проблем на фронте – активность российских истребителей на оккупированных территориях Украины.

По словам спикера ВС ВСУ Юрия Игната, ежедневно на этих территориях в воздухе находятся 8-9 российских самолетов, фактически беспрепятственно запускающих ракеты и планирующие бомбы.

Из-за того, что они не попадают под действие украинского ПВО, других методов борьбы с ними в ВСУ нет. Ситуацию следует изменить именно F-16.

Нивелировать господство российских истребителей, например Су-35, может одно звено (3-4 самолета) F-16, говорит генерал Олещук.

“Если противник потеряет от 2 до 5% своих самолетов, он откажется от выполнения боевой задачи и будет анализировать, что он делает не так. Это позволит нам временно завоевать преимущество в воздухе”.

Преимущество в воздухе, в свою очередь, ускорит темпы контрнаступления ВСУ, отмечает командующий ПС ВСУ.

Кроме того, вооружение, которое несет истребитель F-16, достаточно универсально. Например, он использует ракету АИМ-110, так же как и зенитный ракетный комплекс NASAMS, уже находящийся на вооружении ВСУ.

Соответственно, проблем со снабжением ракет для переданных Украине истребителей быть не должно.

“Сразу войну мы не выиграем, но F-16 способен изменить ход событий. Он способен обеспечить нам то, что нужно сегодня больше всего. А больше всего нам сейчас нужно преимущество в воздухе на оккупированных территориях”, – резюмирует Юрий Игнат.

Правда, он отмечает, что западной авиации ВСУ нужно больше, чем пока пообещали предоставить западные партнеры. Спикер командования называет цифру в 128 самолетов.

К этой цифре мы и стремимся, наносить удары по разным целям.

Он напомнил, что F-16, кроме ряда других задач, будет выполнять функцию противовоздушной и противоракетной обороны и тыловых украинских городов.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-08-22