Украине не хватает защитников. Добровольцев недостаточно. Стране постоянно нужно заменять десятки тысяч воинов, погибших или раненых на фронте. Еще больше количество тех, кто просто истощен за полтора года службы с тех пор, как началось полномасштабное российское вторжение в Украину.
Некоторые мужчины решили, что он не хочет воевать. Тысячи уехали из страны, иногда благодаря взяткам. Другие находят способы, как уклоняться от представителей военкоматов, которых, в свою очередь, обвиняют в более жестких методах мобилизации.
“Военная система у нас очень устарела”, – говорит Егор. Он видел, как его отец страдал от психологических проблем после того, как вернулся с войны в Афганистане еще в советское время.
Вот почему он не хочет воевать. Он просил нас не называть его подлинное имя.
Ранее, до российского вторжения, в случае срочной службы мужчины, не желавшие служить традиционным способом, могли выбрать альтернативу – работать в сельском хозяйстве или социальных службах.
Но в прошлом году, когда ввели военное положение и начали проводить мобилизацию для пополнения войска, этот вариант исчез.
Согласно закону об альтернативной службе, граждане Украины имеют право по религиозным убеждениям отказаться от срочной службы в армии и пройти альтернативную. Но это касается срочников, которых в возрасте 18-24 года во время военного положения в армию сейчас не мобилизуют.
Егор считает, что альтернатива должна существовать.
“Каждая ситуация очень индивидуальна, – говорит Егор. – И то, как прописано в Конституции, что все мужчины должны быть на войне, – это, мне кажется, не соответствует современности”.
Недавно после того, как его прямо на улице в Киеве остановила полиция, он попал в военкомат, где его обвинили в уклонении от призыва. Наконец ему позволили вернуться домой. После того как выяснилось, что у него проблемы со спиной. Но, опасается Егор, в следующий раз его могут и не отпустить.
Мужчины могут быть освобождены от службы, если у них проблемы со здоровьем, являются одинокими родителями или заботятся о лице с инвалидностью. А вот тем, кто не имеет этих причин уклоняться от призыва, грозят штрафы или даже заключение – до трех лет за решеткой.
“Все исходя из собственной ситуации должны иметь возможность предпринимать определенные действия для победы, – говорит Егор, – Очень жаль людей, которые сейчас на фронте. Но какой-то пацифистской альтернативы для меня нет”.
Систему призыва в Украине считают коррупционной по существу.
Президент Владимир Зеленский приказал уволить всех председателей военкоматов после того, как против них все чаще стали выдвигать обвинения во взяточничестве и запугиваниях.
В частности, глава одесского центра комплектования обвинили в том, что он в разгар войны приобрел авто и имущество на побережье в Испании на миллионы долларов. Сам он говорит, что ничего не знает об элитных покупках.
Представители министерства обороны сказали ВВС, что обвинения в коррупции в отношении работников военкоматов “позорны и неприемлемы”.
Именно по призыву большинство украинских мужчин в возрасте до 60 лет не могут выезжать из Украины во время военного положения. Тысячи пытаются бежать из страны, преимущественно через Карпаты в Румынию.
Для тех, кто остается, но не хочет на фронт, популярные чаты в соцсетях предлагают помощь, как избежать призыва. Такие чаты существуют в каждом регионе и городе, а некоторые имеют более 100 тысяч подписчиков.
В этих группах работников военкоматов называют “оливками” из-за цвета их одностроев. Обычно они вручают мужчинам повестки, обязывающие явиться в военкомате. Но есть и сообщения, что мужчин просто доставляют туда принудительно, не давая возможности вернуться домой.
Министерство обороны призывает мужчин обновить данные о себе в общенациональной системе и уверяет, что в случае, если их призовут, им поступит соответствующее приглашение.
Но есть также случаи, когда работники военкоматов обвиняются в жестких действиях и запугивании. Есть также сообщения, что призываемые оказываются на фронте только через месяц тренировок.
Похоже, что власть настроена на то, чтобы восстановить доверие.
Последняя информационная кампания минобороны проходит под лозунгом “Бояться – это нормально”. В ее основе попытка найти параллели между детскими страхами и пугающим в настоящем.
В заброшенном летнем лагере в Киеве гражданские тренируются сопротивляться российским солдатам на случай, если такие навыки понадобятся. Они патрулируют дорогу, но в момент, когда инструктор кричит: “Вторая группа, граната!”, все быстро ложатся на землю.
Они вооружены ложным оружием. Но есть надежда, что некоторые захотят получить и настоящую.
Антон, 22-летний студент, уже решил.
“Когда началась война, я был не готов идти воевать, – рассказывает он мне в перерыве между пластованием в траве. – Теперь я готов, чтобы воевать в будущем”.
Антон считает неправильным, когда люди уклоняются от призыва. Но он понимает, почему кто-то не хочет воевать.
Я спрашиваю его, боится ли он сам.
“Конечно, – отвечает он, буквально перебивая меня, – Все боятся, но если ситуация ухудшится, я никак не буду сидеть здесь, в Киеве”.
Украина превзошла все ожидания, защищая себя во время российского вторжения.
Россия была вынуждена изменить свою цель от завоевания всей страны до попыток удержать часть ее территории.
Но и Украине придется перестроиться.
И это касается не только контрнаступления, которое продвигается медленнее, чем многие надеялись. Следует изменить мотивацию граждан к бою.
Потребность в людях – безоговорочная, как и неудобная правда, что поле боя – место не для всех.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.