Чем Украина отталкивает арабский мир и как это отразится на поддержке в войне с Россией

Возможная поездка президента Владимира Зеленского в Израиль, слухи о котором появились в мировой печати в ноябре, вызвало в Украине много эмоций и споров по поводу целесообразности такого шага. Ведь на тот момент ЦАХАЛ, вооруженные силы Израиля, ежедневно бомбили и обстреливали сектор Газа, что повлекло за собой гибель тысяч гражданских. 

Эксперты начали бить тревогу, что это может радикально испортить отношения Украины и арабского мира, которые так тяжело налаживали в последние годы.

И хотя собеседники BBC Украина во власти предполагают, что визита президента в ближайшее время ждать не стоит, эта ситуация показала важность обдуманной политики Украины на Ближнем Востоке.

Как Украине найти общий язык с Глобальным Югом? Это стало одним из вызовов для украинской дипломатии, когда Россия начала полномасштабное вторжение.

Глобальный Юг – это страны Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, где до февраля 2022 года Украина часто была невидимой и неизвестной.

Поддержка этих стран важна для реализации инициативы украинского президента по проведению глобального саммита мира, где должны обсудить разрешение российско-украинского конфликта.

Но из-за эскалации и вспышки насилия на Ближнем Востоке высока вероятность, что политическим элитам арабских стран определенное время может быть объективно не в Украину.

Так, представитель Саудовской Аравии не приехал на саммит по поводу украинской формулы мира на Мальте в конце октября. Хотя до этого эта страна приняла у себя предыдущий раунд в августе.

В войне ХАМАС и Израиля для Украины есть еще один фактор – Иран. Он поставляет российской армии дроны. Иран вовлечен в конфликт на Ближнем Востоке, поскольку поддерживает ХАМАС. Поэтому Украина не сможет отстраниться от этой войны”, – объясняет Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований.

Дискурс о лицемерии Запада, недостаточное различение ХАМАС и населения сектора Газа в Украине, успех российских нарративов в арабском мире и позиция Ирана – все это влияет и будет влиять на отношения Украины со странами арабского мира.

Почему заявления украинского президента критикуют в арабских странах, как воспринимают Украину сквозь призму собственной истории и обвиняют Запад в двойных стандартах, а также кто и как распространяет там антиукраинскую пропаганду?

Проблема #1: подзабытая формула

Родные и близкие прощаются с Даной и Кармелем Бехер, матерью и сыном, погибшим во время нападения ХАМАС на их кибуц Беэр 7 октября 2023 года

В первый день нападения ХАМАС на Израиль, 7 октября 2023 года, его боевики убили сотни мирных людей: они врывались в дома, расстреливали целые семьи, включая маленьких детей, устроили массовые гражданские убийства на фестивале Supernova и в кибуце Кфар-Аза, взяли в заложники более двухсот человек. В первые дни войны погибли более 1200 израильтян.

В ответ Израиль приступил к военным операциям в воздухе, с моря и на суше. Их задекларированная цель – остановить и предотвратить новые ракетные обстрелы, уничтожить инфраструктуру ХАМАС и освободить израильских заложников.

Украинский президент в первый же день заявил, что право Израиля на защиту не подлежит сомнению.

“Все обстоятельства этой террористической атаки должны быть выяснены, чтобы мир знал и привлек к ответственности каждого, кто побуждал к нападению и помог его организации… Каждая жизнь имеет значение!”, – отреагировал тогда Владимир Зеленский.

В этом заявлении звучала поддержка Израиля и осуждение действий ХАМАС. Но не было упоминаний о ключе к разрешению израильско-палестинского конфликта – формулу создания двух государств – Израиля и Палестины.

«Некоторые в арабском мире оценили это как изменение позиции. Затем украинские дипломаты приложили усилия, чтобы убедить партнеров: позиция Украины не изменилась, то есть она дальше верна формуле двух государств, принципам международного права”, – отмечает Игорь Семиволос.

По словам эксперта, это сняло определенное напряжение в диалоге с арабскими партнерами. Но остался другой важный вопрос: необходимость четко разграничивать отношение к ХАМАС и гражданскому населению сектора Газа.

Проблема #2: отношение к ХАМАС и к населению сектора Газа

Мирное население этой территории ныне фактически стали заложниками боевых действий между ХАМАС и ЦАХАЛ. Большинство западных стран признали палестинскую организацию террористической и поддержали право Израиля на защиту. Хотя теперь призывают его соблюдать обычаи и законы войны.

Больше всего в этих обстоятельствах страдают дети.

В секторе Газа воздушные змеи – это одно из самых любимых детских развлечений, даже во время войны. Небо, несущее ныне смертельную угрозу палестинским детям, в то же время дарит им утешение.

Корреспонденты BBC наблюдали, как во время нынешней войны палестинские дети запускали воздушных змеев в больнице Аль-Акса в секторе Газа. А с другой стороны больницы в это же время родители оплакивали своего погибшего ребенка, завернутого в белый саванн.

С 7 октября в секторе Газа погибли более 4500 детей, по данным министерства здравоохранения, контролируемого ХАМАСом.

В то же время далеко не всегда взрослые здесь поддерживали эту исламистскую группировку. Как раз за день до войны исследовательская сеть “Арабский барометр”, с которой BBC неоднократно сотрудничала, завершила опрос населения Газы. Его результаты обнаружили, что 44% респондентов не доверяли ХАМАСу, доверяли – 29%. В этом же опросе 35% респондентов ответили, что в последнее время голодали.

Ядро проблемы в том, как бороться против ХАМАС, но не бороться против палестинцев? Как разграничить это? Это очень большая проблема для международного сообщества, которая выглядит растерянной перед этим вызовом», – считает Джон Стросон, профессор международного права и исследователь Ближнего Востока в Университете Восточного Лондона.

Эту же дилемму озвучил в своей речи американцам президент Джо Байден через две недели после нападения ХАМАС на Израиль. Он заявил, что тот “не представляет палестинский народ” и обвинил его в использовании гражданского населения “как живого щита”.

Израиль, США, ЕС, Германия, Канада, Япония признали ХАМАС террористической организацией. Великобритания и Австралия признали террористическим его военное крыло – бригады Изз ад-Дина Аль-Кассама.

Украина еще не решила, будет ли делать то же самое. В контексте ее собственной войны этот вопрос более чувствителен, ведь может повлиять на отношение к ней тех арабских партнеров, которые ей сейчас оказывают помощь: дипломатическую, гуманитарную, финансовую.

В мае 2021 года депутат фракции “Слуга народа” в Верховной Раде Ольга Василевская-Смаглюк зарегистрировала первое постановление по ХАМАС, в октябре 2023-го подобный документ зарегистрировал депутат от оппозиционной фракции ЕС Алексей Гончаренко. Оба проекта еще не рассматривались.

“Как по мне, после того, как ХАМАС совершил преступления против человечности, это постановление нужно было бы принять. Но руководство Верховной Рады и нашей фракции говорит о том, что в случае одобрения существуют риски обострения отношений с Катаром, ОАЭ, Иорданией, Турцией”, – говорит Ольга Василевская-Смаглюк.

Катар, например, Запад считает одним из ключевых спонсоров ХАМАС.

Эти страны могут быть эффективными посредниками в переговорах по освобождению украинских гражданских заложников, военнопленных и депортированных в Россию детей.

Джон Стросон отмечает, что от дискуссий об осуждении ХАМАС и последствиях войны для палестинцев нужно переходить к практическим действиям. Населению сектора Газа сегодня нужен постоянный гуманитарный коридор и до сих пор не создана зона безопасности.

Пока политики пытаются об этом договориться, многие в арабском мире говорят о лицемерии Запада по палестинцам и ведению Соединенными Штатами прокси-воен. В том числе и на территории Украины.

Проблема # 3: лицемерие Запада и прокси-война

США и Израиль настаивают на том, что ХАМАС использует население сектора Газа как “живой щит” во время израильских обстрелов

Что обычно подразумевают под прокси-войнами в арабском мире? Фактически любая эскалация с участием Израиля там рассматривается как борьба США с Ираном или ХАМАС руками Израиля.

И, независимо от собственного выбора, в ближневосточном нарративе Украина оказывается в когорте тех стран, которые, как там считают, ведут такие прокси-войны. Только в этом случае вроде бы ее руками и на ее территории США воюют с Россией.

“Когда Россия напала на Украину, в арабских странах многие восприняли это как прокси-войну, которую США ведут против России. Это несправедливо. Это сделало Украину невидимой в войне, которую она ведет против агрессора. Она стоит больше поддержки”, – считает Зиад Маджед, профессор Американского университета Парижа и исследователь Ближнего Востока.

Западный мир поддержал Израиль как страну, являющуюся его частью – не географически, но политически и культурно.

“В арабском мире Украина имеет имидж прозападного, проамериканского государства. Там никого не удивишь, что она поддерживает Израиль. В стране он воспринимается как часть восточного мира, который ближе украинцам. А арабский мир – как чужой”, – отмечает Илия Куса, аналитик “Украинского института будущего”, эксперт по Ближнему Востоку.

И добавляет, что западная поддержка Украины и украинских беженцев на фоне войны на Ближнем Востоке “подпитывает дискуссии в арабских странах о лицемерии Запада, потому что он “помогает Украине, а на Газу никто не учитывает”.

Но в лице ЕС Запад немало помогал сектору Газа прежде, чем началась нынешняя война. До 7 октября 2023 года самым большим донором региона был именно Евросоюз. После эскалации он приостановил оказание помощи палестинцам.

В контексте дискуссий о лицемерии Запада арабские медиа сравнивают заявления западных деятелей о войне в Украине и секторе Газа.

К примеру, арабскоязычный телеканал из Турции TRT смонтировал без контекста одно за другим заявления Джона Кирби, спикера Совета нацбезопасности США, относительно страданий мирных людей во время этих войн. В одном случае он чуть не плачет, осуждая Россию и сочувствуя украинцам. А в другом – признает неизбежность гибели гражданских людей во время боевых действий в секторе Газа.

Позицию Украины тоже критикуют. “Людей в арабских странах шокирует то, что украинский президент и некоторые должностные лица безоговорочно поддерживают Израиль”, – говорит Зиад Маджед.

Он считает, что мирные палестинцы могли надеяться на понимание со стороны украинцев: Украина сталкивается с российским нарративом об украинском государстве как ошибку Ленина, с российской оккупацией. Россия уничтожает ее школы и больницы, там якобы скрываются военные. Израиль использует схожую риторику по сектору Газа, совершая военные преступления и преступления против человечности”.

Он также обращает внимание, что палестинские арабы могут проводить параллели между российской оккупацией территорий Украины и израильской оккупацией части исторического региона Палестины. Ведь сектор Газа, а также Западный берег реки Иордан и Восточный Иерусалим, по международному праву, оккупированы Израилем с 1967 года.

Для многих украинцев очевидна другая параллель: Израиль, как и Украина, должен защищать свое право на собственное государство и обезопасить мирное население от смертельных атак врагов, а также освободить своих граждан из плена.

В то же время израильско-палестинский конфликт и украинско-российский полностью отличаются по истории, продолжительности, причинам и последствиям, как отмечают их исследователи. “Израильско-палестинский конфликт – это минное поле. В его оценках нужны аргументы», – объясняет Игорь Семиволос.

И пока в арабском мире разоблачают, что воспринимают как двойные стандарты западного мира, там усиливается российская пропаганда. Включая ее антиукраинские коннотации.

Проблема #4: влияние российской пропаганды

Поклонники “Хезболлы” собрались на выступление ее лидера Хассана Насраллы в Бейруте 3 ноября 2023 года. Эта организация поддерживает ХАМАС, но не открыла второй фронт против Израиля.

Россия распространяет на Ближнем Востоке свою пропаганду с помощью арабскоязычных версий собственных медиа, а также через СМИ своих союзников, таких как “Хезболла”. Эта пропаганда хорошо резонирует с нарративами о прокси-войнах и “марионетках США”.

Один из самых свежих примеров касался якобы попадания западного оружия из Украины на “черный рынок”.

Заместитель председателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев на третий день войны ХАМАС и Израиля заявил, что Украина продает на черном рынке западные ракеты и танки. И вскоре там появятся еще и ”самолеты Киева”.

Прокремлевская пропаганда быстро распространила месседж о том, что Украина якобы поставляет ХАМАС оружие, полученное от Запада.

Еще задолго до нынешней войны российская пропаганда готовила почву для таких обвинений. Можно привести пример телеканала Аль-Манар, принадлежащего ливанской шиитской организации “Хезболла” и ориентированного на многомиллионную аудиторию мусульман-шиитов в странах Ближнего Востока и за его пределами.

Из-за антиизраильской и антиамериканской пропаганды, призывы к насилию и ненависти его запретили в США, Германии, Франции, Нидерландах, Испании. Обосновывая то, соответствуют ли эти запреты законодательству ЕС, Еврокомиссия отметила, что это медиа говорит “не только во всем арабском мире, но и в Европе и в остальном мире”.

Аль-Манар системно распространяет российскую пропаганду о войне на Украине, называя ее “специальной военной операцией”. И рассказывает своей аудитории о “победах” России на украинском фронте. Позицию Украины в этом медиа не дают.

Когда Дания и Нидерланды подтвердили в августе 2023 г. предоставление Украине истребителей F-16, Аль-Манар опубликовал статью о том, что западное оружие из Украины может попасть в зоны конфликта.

Если же арабскоязычный пользователь интернета не будет иметь преференций по поводу медиа и просто введет в поиск, к примеру, ключевые слова “оружие”, то сразу может попасть на русские пропагандистские ресурсы на арабском языке, таких как: RT Arabic и Sputnic Arabic.

ЕС запретил вещание этих медиа на своей территории в марте 2022 года из-за российской агрессии против Украины.

“Благодаря войне ХАМАС и Израиля Россия усиливается в медийном плане. Она будет использовать в своих интересах антизападный дискурс на Ближнем Востоке и поддерживать свой положительный имидж”, – заключает Илия Куса.

С другой стороны, в некоторых странах Ближнего Востока, например в Ливане, где базируется “Хезболла”, есть достаточный плюрализм медиа. В таких аравийских монархиях, как Катар и Саудовская Аравия, есть медиа, которые придерживаются базовых журналистских стандартов.

Для Украины все более актуально доносить свою позицию в медиа этих стран, в том числе и объяснять, за что и почему борются украинцы в войне с Россией.

То, как украинское руководство отвечает на ключевые глобальные вызовы, сейчас имеет иной вес, чем до 24 февраля 2022 года.

“На Украину смотрят, ее реакция сейчас сканируется. Она стала субъектной и видимой страной. Ни один суд в мире не присудил любить Украину за ее героизм. Поэтому у Украины на Ближнем Востоке должны быть свои интересы, а не эмоции”, – считает Игорь Семиволос.

Эксперт отмечает, что когда Украина, исходя из своих интересов, вела переговоры с Израилем о поставках оружия, арабы относились к этому с пониманием.

В конце концов, в авторитарных политических системах арабских стран ключевые решения правители принимают единолично или в рамках узкого круга элит и кланов. Они обычно занимают более прагматичную позицию по отношению к Израилю, чем общественность, к которым апеллируют арабские медиа и российская пропаганда.

Но во время такой войны, как нынешняя, когда их народы болеют палестинскими арабов, им придется учитывать общественное мнение и настроения в собственных странах.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-11-20