В современной войне решающее значение имеют не только физические бои, но и электронные – американское издание CNN рассказывает, как Украина активно пытается противостоять России на этом невидимом фронте.
Электронная борьба, или РЭБ – это совокупность оружия и тактик, использующий электромагнитный спектр. Основное ее направление – создание электронных помех, влияющих на системы таргетинга с GPS, вследствие чего ракеты не попадают в цель.
На втором году войны стало ясно, что Россия создала не только физическую защиту, но и мощную электронную защиту, и украинским солдатам на передовой приходится быстро адаптироваться к борьбе с ней, пишет CNN.
О развитии современных систем РЭС систем как залог победы над Россией писал и главком Валерий Залужный в своей известной статье.
Издание цитирует командира украинской 59-й мотострелковой бригады Павла Петриченко, воюющей на восточном фронте возле Авдеевки, который говорит, что успешное уничтожение этих систем имеет решающее значение, если Украина хочет освободить больше своих территорий.
В последнее время растет количество сообщений об успешных украинских ударах по российским системам РЭБ, в частности “Поле-21”.
По словам Петриченко, особенно уязвимым для РЭБ является современное западное оружие, которое Украине предоставляют союзники.
“Поскольку HIMARS (высокомобильная артиллерийская ракетная система) и Excalibur 155 (артиллерийский снаряд повышенной дальности) управляются спутниками, Россия активно использует радиоэлектронную борьбу как один из элементов защиты против нас”, – цитирует его CNN.
Это представляет большую проблему для Украины, поскольку российские средства РЭБ превращают технологические преимущества “умного” западного арсенала в его уязвимое место, пишет издание.
Высокоточно управляемые ракеты и управляемые реактивные системы залпового огня, такие как HIMARS, по своей природе более уязвимы к радиоэлектронной борьбе, чем неуправляемое оружие, распространенное с советских времен на арсеналах как России, так и Украины – поскольку они для поражения своих целей полагаются на GPS .
Система “Поле-21”, предназначенная для блокировки сигналов GPS для защиты российских целей от беспилотников или ракет, является лишь одним из элементов растущего электронного арсенала Москвы.
Россияне активно используют как глушение, так и “подмену” GPS-сигналов – технику, которая эффективно заставляет вражеский беспилотник или ракету думать, что цель находится в другом месте, чем она есть на самом деле.
В сентябре премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что за первые восемь месяцев их производство ключевых видов военной техники, включая РЭБ, удвоилось.
Эксперты и украинские чиновники говорят, что Россия полностью интегрировала средства электронной борьбы в свои войска.
О преимуществе России в радиоэлектронной борьбе писал в своей недавней статье для Economist и главнокомандующий Украины Валерий Залужный.
В то же время CNN цитирует спикера Пентагона майора Чарли Дитца, который отметил, что российские средства РЭБ действительно влияли на работу некоторых предоставленных США систем, включая HIMARS, “это не сделало эти системы неэффективными”.
По его словам, Пентагон принял меры, чтобы уменьшить эту уязвимость, и приложил “значительные усилия, чтобы переработать и обновить эти системы”.
От армии дронов до электронной армии
Украина заявила, что в этом году смогла увеличить внутреннее производство беспилотников в сто раз – это изменило картину на поле боя. Хотя эксперты и подвергают сомнению столь оптимистичные заявления министра цифровой трансформации Украины Михаила Федорова.
Федоров теперь надеется повторить этот успех и с радиоэлектронной борьбой – не в последнюю очередь потому, что дроны очень часто становятся жертвами РЭБ.
“Мы не только масштабируем производство БПЛА, но и производство РЭБ, и в целом меняем подход к использованию средств радиоэлектронной борьбы”, – сказал Федоров в интервью CNN.
Он предостерегает от “перенасыщения” поля боя и подчеркивает необходимость разработки систем РЭБ, которыми можно управлять дистанционно и направлять только на технику противника. Иначе реальный риск того, что системы радиоэлектронной борьбы могут сбивать собственные беспилотники.
В отчете британского аналитического центра Royal United Services Institute за ноябрь 2022 года говорится, что то, что так называемое “электронное братоубийство” – случайное поражение собственных сил – было настолько большой проблемой для россиян в первые дни войны, что им пришлось уменьшить применение РЭБ. , чтобы не поражать собственные коммуникации на поле боя
Важнейшей задачей Украины на данный момент, говорит Федоров, получить технологию для программирования своих беспилотников на нацеливание на средства РЭБ противника в больших масштабах.
По его словам, Украина инвестирует в радиоэлектронную борьбу и стимулирует внутреннее производство, однако он отмечает, что ей нужна помощь западных союзников.
“У мероприятия есть все необходимые нам технологии”, – говорит он.
Между тем, изменения в ведении войны уже ощущаются за пределами Украины.
“Я считаю, что то, что мы видим в Украине, во многом демонстрирует, как выглядит современная война сегодня”, – цитирует СNN Кари Бинген, директор проекта аэрокосмической безопасности аналитического центра Center for Strategic and International Studies.
По словам Дитца, США активно оценивают и адаптируют свои стратегии в радиоэлектронной борьбе и рассматривают это как “фундаментальный аспект современных и будущих военных действий”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.