Третий визит Владимира Зеленского в Вашингтон был полон отчаяния. Это была последняя попытка получить от Конгресса новый годовой пакет военной и финансовой помощи на 61 млрд долларов до окончания предыдущего.
Украинский президент в отчаянии, потому что судьба его страны может висеть на волоске. Его американский коллега Джо Байден тоже в отчаянии, поскольку рассматривает войну в Украине как решающее поле битвы в мировом конфликте между демократиями и автократическими режимами.
Впрочем, их усилия мало что продемонстрировали.
Нынешний визит Зеленского в США отличается от прошлогоднего. Тогда его приветствовали на совместном заседании Конгресса и устроили пышный прием с красной дорожкой в Белом доме.
Вскоре после этого США одобрили пакет помощи на сумму 50 миллиардов долларов, что помогло Украине частично вернуть территории, которые удалось захватить в начале своего масштабного вторжения.
На этот раз все было совсем по-другому. Зеленский встретился с сенаторами США за закрытыми дверями. Пообщался с новым спикером Палаты представителей, республиканцем Майком Джонсоном, даже не появившимся на публике с украинским президентом.
А встреча в Белом доме была очевидно сдержанной, с минимальной помпезностью и церемониями.
Зеленский, возможно, и объездил полмира, но шансов на то, что Украина получит дополнительную военную поддержку от США, это не увеличило.
Атмосфера его визита отвечала настроениям в Вашингтоне, где дополнительное финансирование для Украины оказалось в водовороте внутренней борьбы вокруг иммиграционной политики США.
Демократы готовы тратить больше денег на безопасность собственной границы в рамках пакета военной помощи Украине, Израилю и Тайваню на 110 миллиардов долларов, однако республиканцы требуют от правительства США фундаментальной реформы мигрантов без документов, которые просят политического убежища.
После встречи с Зеленским сенаторы-республиканцы четко дали понять, что хотя они и сочувствуют Украине, но ситуацию на границе США считают более насущной проблемой.
“Я увлекаюсь им, но он не изменил моего мнения относительно наших планов, — сказал ВВС сенатор-республиканец Линдси Грэм, которого долгое время считали ястребом внешней политики. – Я хочу обеспечить безопасность нашей границы”.
Байдену придется либо убедить республиканцев отказаться от этой иммиграционной борьбы, либо пойти на неприятные для демократов уступки.
В настоящее время республиканцы, чьи избиратели уже несколько месяцев недовольны длительной поддержкой Украины, похоже, более склонны отказать украинцам ради собственных национальных интересов, что понравится их электорату.
Но иммиграционная реформа, возможно, не единственное препятствие для дальнейшей поддержки Украины. Новый спикер Палаты представителей Майк Джонсон после встречи с Зеленским заявил, что усиление военной поддержки Киева зависит от “четкой стратегии” и надлежащего контроля со стороны Конгресса.
Есть риск, что даже если пакет помощи на 61 млрд долларов поддержит Сенат, нет гарантии, что он пройдет через Палату представителей.
Хотя Байден и подписал пакет помощи на 200 млн. на встрече с Зеленским, это было совсем не то, чего ждали от визита.
Во время совместной пресс-конференции в конце долгого дня встреч и Зеленский, и Байден попытались придать оптимистический оттенок тому, что выглядело как бесплодные усилия. Президент США выразил надежду, что решение будет найдено, но не может давать никаких обещаний.
Его украинский коллега сказал, что рассказал американцам о своих планах, и их реакция была положительной. Однако, может быть, он был единственным, кто так думал.
По словам Лизы Дежарден из американской телекомпании PBS, разговаривая с американскими сенаторами на английском, Зеленский несколько раз просил объяснить слова, значение которых он не понимал.
Одним из них было слово “безысходность”.
Его украинский президент может выучить по собственному горькому опыту. Сейчас, когда нет единства в американском правительстве, это слово также описывает политическую ситуацию в США.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.