Ковид возвращается? Почему люди снова тяжело болеют

В настоящее время больные ковидом очень редко нуждаются в госпитализации, кислородных баллонах или ИВЛ. Но и в дальнейшем даже для молодых и здоровых переболеть ковидом может быть очень тяжело.  

Как это – заболеть ковидом сейчас? Над этим вопросом я постоянно думаю после того, как друг рассказал, что был увлечен тем, насколько его подкосил ковид. Третий раз, когда он подхватил его, был значительно хуже предыдущих.

“Я надеялся, что каждый раз, когда ты болеешь чем-то, в следующем должно быть немного легче?” – таков был главный вопрос с постели больного.

Об этом много говорили во время пандемии. Но в последние месяцы из разговоров с коллегами, с людьми, которых я интервьюировал по работе, из разговоров родителей у ворот школы, я много слышал о новой волне наковы и то, как тяжело некоторые переносят болезнь.

Обобщенная история выглядит так: неделя кашля, головных болей и лихорадки, а затем бесконечная усталость.

При этом важно отметить, что ковод всегда вызывал очень разную реакцию. Даже до вакцинации были такие счастливые люди, которые почти не испытывали болезни или вообще не имели симптомов. Для некоторых из нас ковод – это просто когда в носу что-то хлюпает, недостаточно даже, чтобы пойти в ванную, и посмотреть, не завалялся ли там экспресс-тест на ковид.

Но ученые, специализирующиеся на исследованиях иммунной системы, предостерегают: ковод и дальше открывает дорогу серьезным инфекциям в нашем организме, которые могут быть хуже, чем раньше, и укладывать нас в постель надолго.

Что же происходит?

Некоторые переносят ковид настолько легко, что даже не “заморачиваются” проверить, чем именно они болели.

После того, как мы подверглись воздействию наковы, дальнейшее течение событий решается борьбой между вирусом и защитной системой нашего организма.

И на этой первичной стадии решается и то, сколько места в нем завоюет вирус, и то, как серьезными будут последствия этого.

На чаше весов – слабеющий иммунитет и развивающийся вирус.

Ненавистные во время пандемии маски возвращаются в магазины, ареропорты и другие общественные места в Америке и Европе.

Профессор Элинор Райли, иммунолог из Университета Эдинбурга, имела свой собственный ужасный опыт с ковидом, который был “намного хуже”, чем она ожидала.

“Сейчас уровень антител к наковальне, видимо, на таком же низком уровне, как было до вакцинации”, – рассказала она.

Антитела – это своего рода снаряды, прицепляемые к вирусу и не позволяющие ему инфицировать клетки нашего тела. Так что если у вас много антител, вы можете расправиться с вирусом довольно быстро, а инфекция, которую он занес в организм, будет не тяжелой и мимолетной.

“Сейчас из-за того, что уровень антител ниже, более высокая доза вируса преодолевает систему защиты и вызывает более серьезные последствия”, – объясняет профессор Райли.

А на низком уровне антитела потому, что со времени последней прививки или со времени болезни для многих из нас прошло много времени. Это снижает иммунитет.

“То, что изменило ход событий – это быстрое и широкое применение вакцин. Даже молодые и здоровые получили прививки. Это и обеспечило большую разницу”, – считает профессор Питер Оупеншоу из лондонского Имперского колледжа.

В этом году в Британии очень мало людей получили прививки против накове. Прошлой зимой это был один человек из 50. По состоянию на сейчас вакцинироваться можно только тому, кто старше 65 лет и не имеет противопоказаний.

Профессор Оупеншоу говорит, что он не хочет навлечь, но прогнозирует, что в результате “многие люди столкнутся с довольно противной болезнью, которая подкосит их на несколько дней или даже недель”.

“Я тоже слышу, что даже у молодых и здоровых людей случается очень нехороший ковид. Это удивительно коварный вирус, – некоторые очень тяжело его переносят, а другие сталкиваются с “длинным ковидом”, – говорит ученый.

Он также предполагает, что в случае, как вы не подхватывали ковид в течение года, есть высокая вероятность, что вы в уязвимой категории.

Однако ограничение того, кто все еще может вакцинироваться, не единственное, что изменилось. Сам вирус тоже меняется.

Будет тяжело, пока не станет легче

Антитела как “оружие” против вируса очень точно, – собственно, они работают именно благодаря тому, что “идентифицируют” себя с той частью вируса, к которой “прилипают”. Чем больше меняется вирус, тем менее эффективными становятся антитела.

“Многие люди имеют слабый иммунитет к штамму Омикрон и его вариантам”, – отмечает профессор Оупеншоу.

Если у вас такой тяжелый ковид, это может быть комбинацией истощения антител и развития вируса. Но это не значит, что болезнь критическая или вам нужна госпитализация.

В нашей иммунной системе есть еще так называемые Т-клетки, которые “натренированы” предварительными прививками и инфекциями и начинают действовать, как только вирус попадет в организм.

И мутациям вируса не так легко “обмануть” Т-клетки, они все равно выделяют зараженные ковидом и убивают их.

“Они не допустят, чтобы вы заболели критически, но в этом процессе ликвидации вируса есть “сопутствующие потери” – вы чувствуете себя довольно плохо”, – объясняет профессор Райли.

Поэтому лихорадка, боли в мышцах являются последствиями того, что Т-клетки вашего организма избавляются от наковы.

Но как насчет разговоров о том, что со временем ковид станет умеренной безвредной инфекцией?

Есть еще четыре человеческих коронавируса, родственные с ковидом, имеющие те же симптомы простуды. Одна из причин того, почему сейчас они достаточно “мягки”, это то, что мы часто подхватываем их в детстве, а затем еще несколько раз на протяжении жизни.

С ковидом это все еще не так, говорит профессор Оупеншоу. Но с повторными инфекциями или, наконец, выстроим естественный иммунитет.

Но значит ли это, что на пути к этому иммунитету некоторым из нас придется пережить довольно мерзкую зиму?

“Боюсь, что да”, – отвечает ученый.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-12-18