В течение последних дней курс гривны к доллару принялся устанавливать рекорды и пересек психологически предел в 40 грн. К концу мая официальный курс вплотную подошел к 40,7 грн за доллар, что заложено в бюджет на 2024 год.
Насколько серьезна девальвация и что будет с курсом дальше?
Актуальный курс доллара в Украине
Украинские СМИ и соцсети наводнили заголовки о рекордном курсе гривны по отношению к доллару. Еще перед выходными он был меньше 40 грн, а уже в понедельник перевалил за этот рубеж, потеряв почти 20 копеек.
Во вторник падение продолжалось, и на среду, 29 мая, НБУ установил официальный курс в 40,4 грн за доллар.
Так многие доллары в Украине еще не стоили – это новый рекорд официального курса.
Однако на наличном рынке курс уже достигал 40 грн.
Это было в июле 2022 года, и тогда НБУ решил снизить фиксированный курс, установленный в первый день войны, с 29,25 грн за доллар до 36,57 грн.
Далее ситуация на валютном рынке стабилизировалась, и в октябре 2023 года Нацбанк решил вообще отказаться от фиксированного курса и перешел к “управляемой гибкости”, восстановив рыночные механизмы при определении курса.
Это также не нарушило стабильности на рынке. Гривна медленно девальвировала и вошла в 2024 с официальным курсом 38 грн.
Чувствовать себя уверенно Нацбанку помогают большие валютные резервы.
Так же как и курс, они рекордные. К концу апреля составили 42,2 млрд долларов.
Инфляция держится на тоже своего рода рекордно низком уровне – 3,2% в годовом измерении, – менее целевых 5%, чего не удавалось достичь и до войны. А украинские банки получили рекордную прибыль за 2023 год.
В НБУ говорят о контролируемости ситуации, а размеры резервов позволяют ему поддерживать гривну интервенциями в случае, если стабильность валютного рынка этого потребует.
К тому же нынешний курс еще чуть-чуть не дошел до 40,7 грн за доллар, заложенный в бюджет текущего года.
Показательно, что в 2023 году официальный курс был значительно меньше заложенных 42,2 грн за доллар. А в процессе рассмотрения бюджета на 2024 год заложенный у него курс на этапе второго чтения изменили с 41,4 грн. за доллар в первом чтении до среднегодового показателя в 40,7 грн. за доллар (и 42,1 грн. на конец года).
Стабильный курс гривны во время войны
Стабильный курс, как и низкая инфляция, является одним из главных “якорей” для экономики во время войны, считают в НБУ. А поддержка ценовой и курсовой стабильности – задача Нацбанка.
Однако обозреватели и эксперты говорят и о другой стороне медали. Для правительства и, прежде всего, минфина, более слабая гривна – это возможность профинансировать больший объем расходов. Особенно когда половина бюджета оплачивается за счет средств международных партнеров, курсовая разница измеряется десятками миллиардов гривен. А со второй половиной – военными расходами – возникли проблемы с задержкой помощи от США.
“Пришлось фактически перемещать с конца года расходы по программам денежного довольствия военных на закупку оружия уже сейчас. Размер этого гепа составляет 5 миллиардов долларов, и мы думаем, каким образом будем его перекрывать в ближайшее время”, – рассказал министр финансов Сергей Марченко “Экономической правде” .
А Даниил Гетманцев, глава финансового комитета, напомнил, что с тех пор, как НБУ отменил фиксированный курс, гривна обесценилась всего на 8,8%.
“Это умеренные темпы девальвации для таких условий, в которых работает экономика и валютный межбанк”, – отметил Гетманцев.
Впрочем, такие аргументы для представителей финансового блока власти не новые, – их задача найти, чем оплатить бюджетные расходы, и довольно часто это конфликтует с главной задачей центробанка по удержанию стабильности курса и цен.
Но на этот раз критика прозвучала с неожиданной стороны. Бывший глава НБУ, а ныне профессор Лондонской школы экономики Валерия Гонтарева в интервью NV Бизнес назвала работу Нацбанка “ужасной”.
Читайте также: S&P прогнозує девальвацію гривні аж до 49,32 грн/$
Она считает, что НБУ чрезмерно перестраховался, слишком “закрутил гайки”, и опоздал – и с постепенной девальвацией, и с понижением процентной ставки. Результат – “реальные расходы для страны”, которые Гонтарева оценивает в 200 млрд. грн.
Гонтарева возглавила Нацбанк после российской аннексии Крыма и начала конфликта в Донбассе, когда валютные резервы страны были на историческом минимуме в 5 млрд долларов, а гривна обесценилась в два раза. Она провела сложную и непопулярную реформу банковского сектора, которую тогда назвали “банкопадом”, но потом стали называть основой того, что украинская банковская система оказалась удивительно стабильной во время полномасштабного вторжения.
Теперь экс-глава НБУ говорит, что искусственное удержание курса не позволяет минфину конвертировать финансовую помощь от партнеров в большие объемы гривны, обесценивает экспорт и стимулирует импорт.
“От того, что неправильная валютная политика, Нацбанк сам не заработал, не дал экспортерам заработать и не остановил никому не нужный импорт”, – рассказала Валерия Гонтарева.
Действующий глава НБУ Андрей Пышный ответил своей предшественнице в этом же издании, заявив, что если бы – как советует Гонтарева – НБУ пошел бы на либерализацию валютной политики значительно раньше, эти разговоры происходили бы “условиях едва ли не глубочайшего в истории Украины финансового валютного кризиса”, потому что валютная, монетарная и вообще экономическая управляемость были бы утрачены.
“Критика “чрезмерного” запаса прочности (высоких международных резервов, низкой инфляции, высоких объемов капитализации и доходов банков) не учитывает экстремально высокий уровень неопределенности в условиях полномасштабной войны”, – отмечают в Национальном банке в ответ на упреки в чрезмерной осторожности.
Какая цена либерализации
Еще в начале мая НБУ объявил о дальнейшей либерализации на валютном рынке.
Его решение – разрешить импорт услуг (так называемый некритический импорт), а также вывод дивидендов, полученных после 1 января 2024 года, за границу, начать возвращать старые кредиты – вступили в силу в середине мая, как раз перед тем, как курс доллара начал расти.
Предыдущее существенное ослабление ограничений, когда НБУ отменил все ограничения на продажу наличной валюты населению, произошло в декабре прошлого года, – к концу года курс так же начал было быстро снижаться, но затем снова стабилизировался.
Эффект от последних послаблений на валютном рынке, который повысил спрос на валюту, а также потребность правительства в дополнительных курсовых доходах, очевидно, и дальше будут подталкивать курс вверх, считают большинство обозревателей.
Вместе с тем прогнозов относительно того, что он выйдет за пределы 41-42 грн за доллар, зафиксированные в бюджете, практически нет.
А если и есть, то они связаны не с экономическими, а военными рисками, предугадать которые, как показали более двух лет войны, трудно. И это уже другая история.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.