Правительство Украины приняло решение разрешить мобилизацию личного состава ГСЧС и полиции и оставить им только 50% брони. Хотя в руководстве МВД до последнего надеялись, что им разрешат забронировать 90% спасателей. Критики этого решения говорят о возможном ухудшении криминогенной ситуации в стране и проблемах при преодолении последствий российских обстрелов.
О 50% брони для спасателей и полиции говорится в новом постановлении правительства, которое было принято 5 июня, но обнародовано только 7 июня.
При этом в документе есть лазейка, чтобы дать возможность забронировать более 50% работников ГСЧС.
“Количество военнообязанных, подлежащих бронированию, может составлять более 50% по отдельному решению министра обороны, принятому на основании обоснованного обращения министра внутренних дел”, – говорится в решении правительства.
Норма о 50% бронировании касается также НАБУ, БЭБ и ДБР.
Согласно нормам нового законодательства о мобилизации, бронированию подлежат военнообязанные мужчины, работающие в Национальной полиции и Государственной службе по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС). Но, в отличие от некоторых других госслужащих, в законе прямо не указано, какой процент сотрудников НПУ и ГСЧС может иметь бронь. Из текста смотрится, что все 100%.
Это часто используется как элемент критики в бытовых разговорах украинцев. Мол, на каком основании все сотрудники силовых структур, имеющие хорошую физическую форму и навыки обращения с оружием, забронированы, а представители гражданских профессий – нет.
Но ситуация изменилась.
Спасатели на фронт
Одним из первых о решении отправить работников ГСЧС на фронт сообщил 1 июня депутат Верховной рады от “Европейской солидарности” Алексей Гончаренко. Он назвал это решение “совершенно безумным”.
“Их мобилизация – это нелепость. Кто будет делать их работу? Кто приедет на вызов после очередной атаки РФ по жилому дому? Кто будет тушить пожары?” – отметил он.
По его данным, сотрудников ГСЧС “заставляют” переводиться в полицию, а оттуда – в боевые подразделения на фронт.
В конце мая на сайте Кабинета министров появилась петиция, призывающая власти остановить мобилизацию спасателей и других работников гражданской защиты.
“Работники ГСЧС осуществляют гарантирование и обеспечение государством конституционных прав граждан на защиту жизни, здоровья и собственности; А также исполнение в военное время норм международного гуманитарного права”, – говорится в тексте петиции.
Она набрала необходимые 25 тысяч подписей менее чем за 3 дня, поэтому теперь ее должно рассмотреть правительство.
По данным ВВС Украина, принципиальное решение о снятии 100% брони с ГСЧС и Нацпола и других правоохранительных органов власти приняли давно. До последнего шли дискуссии, сколько именно работников этих структур будут мобилизованы – 10% или 50%.
Процессы перевода спасателей в боевые подразделения полиции также уже начались. Почему именно такой путь? Источник в руководстве правоохранительной системы объясняет, что это связано с наличием спецзваний у работников ГСЧС.
То есть при мобилизации в Вооруженные силы Украины офицер гражданской защиты терял бы свое звание и становился бы рядовым солдатом.
Но при переводе в полицию спецзвания сохраняются.
Кроме того, по словам собеседника, мобилизация в фронтовые подразделения касается в первую очередь сотрудников ГСЧС, занимавших должности в аппаратах тыловых региональных управлений.
Вовлечение в боевые действия пожарных и спасателей из прифронтовых Донецкой, Луганской, Херсонской, Харьковской областей не планируется.
“Говорят, что отправляют всех подряд, – это неправда. Такого нет”, – уверяет собеседник.
Соответственно он не видит оснований говорить, что мобилизация 10% работников ГСЧС приведет к ухудшению ситуации с реагированием на пожары, разрушение и другие чрезвычайные ситуации в Украине. Но с 50% мобилизации ситуация будет совсем иной.
Есть ли резервы в полиции
Другая ситуация с полицейскими. Вопреки распространенному утверждению, что в Украине “сотни тысяч полицейских”, в реальности это не так.
По словам главы Министерства внутренних дел Игоря Клименко, в стране есть только 75 тысяч мужчин – сотрудников полиции и еще 25 тысяч женщин.
Однако из этого количества более 6 тысяч уже служит на фронте в так называемых “подразделениях комбатантов”, то есть подразделениях, вовлеченных в боевые действия на стороне Сил обороны Украины.
В первую очередь речь идет об объединенной штурмовой бригаде полиции “Лють”.
По данным ВВС, в ближайшее время МВД планирует создать еще не менее двух боевых бригад для участия в боевых действиях.
Кроме того, в прифронтовых регионах несут службу еще около 30 тысяч полицейских. Они кроме расследования преступлений и охраны публичного порядка также активно помогают в эвакуации гражданских.
Соответственно, если дополнительно мобилизовать еще 10% из Нацпола, то в тыловых областях следить за криминогенной ситуацией останется лишь примерно 30-35 тысяч мужчин-полицейских, что очень мало для такой большой страны как Украина. С мобилизацией 50% ситуация будет очень сложной.
И количество правонарушений растет. Например, за период январь – апрель этого года зафиксировано 181,4 тысяч уголовных преступлений, а за аналогичный период прошлого года их было 172,3 тысяч.
Подпись к фото, Министр внутренних дел Игорь Клименко говорит, что все сотрудники “могут взять в руки оружие”, но подчеркивает, что их количество не очень велико.
В то же время, министр Клименко отмечает, что мобилизация полицейских зависит от ухудшения ситуации на фронте.
“Если ситуация на фронте будет еще усложняться, то все мы должны взять в руки оружие”, – сказал он в начале мая в интервью телеканалу 1+1.
При этом глава МВД отмечает: говорить, что по состоянию на данный момент полиция не воюет, как минимум, “некорректно”.
Инициатором снятия брони с ГСЧС и НПУ, по данным BBC, является министерство обороны.
Спикер Минобороны Дмитрий Лазуткин сказал BBC, что не может прокомментировать вопрос мобилизации спасателей и полицейских и посоветовал написать официальный запрос. ВВС направила соответствующий запрос, на момент публикации этого текста ответ на этот запрос министерство не предоставило.
Руководство ГСЧС эту ситуацию не комментировало. Но в последние дни под всеми постами в соцсетях ведомства десятками появляются комментарии примерно одного содержания – “Верните бронь ГСЧС!”.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.