Еще несколько месяцев назад перспектива президентских выборов-2024 в США вгоняла в уныние большинство американцев. Соединенные Штаты готовились выбирать лидера из двух старейших кандидатов в истории государства – действующего президента Джо Байдена, которому в ноябре исполняется 82 года, и 78-летнего Дональда Трампа.
Этот выбор казался безальтернативным, несмотря на социологические опросы, которые демонстрировали, что большинство граждан США предпочли бы избирать президента среди младших кандидатов. Тогда ни Трамп, ни Байден еще не знали, что вскоре на арену выйдет существенно моложе их обоих вице-президент Камала аррис.
Дебаты 27 июня между Трампом и Байденом поменяли все как для демократов, так и республиканцев. В тот вечер вся нация увидела в прямом эфире, насколько старше и медленнее, если не слабее, выглядит Джо Байден по сравнению с Дональдом Трампом.
Тогда же журналистам и избирателям резко вспомнились все падения Байдена и неразбериха в его языке. Дебаты стали катастрофой для Байдена и миной отнюдь не замедленного действия для демократической партии.
Соцопросы показывали, что в критически важных “шатких штатах” побеждает Трамп. Чтобы составить хоть какую-то реальную энергичную конкуренцию и, казалось, младшему лет на 20 экспрезиденту-республиканцу, демократам нужно было быстро убедить действующего президента отказаться от баллотирования на второй срок и сразу найти замену Байдену на выборах.
Вскоре после дебатов стало очевидным, что основным запасным кандидатом от демократов является вице-президент Камала Харрис. Обстоятельства складывались в ее пользу.
Во-первых, все миллионные пожертвования доноров, которые дуэт Байден-Харрис успели собрать до июля, не могли перейти ни одному кандидату, кроме Харрис. Другому выдвиженцу от демократов пришлось бы начинать все с нуля.
Во-вторых, покушение на Дональда Трампа 13 июля ненадолго создало иллюзию непобедимости экспрезидента даже в состоянии демократов. карьеру.
21 июля, когда Байден объявил о снятии с выборов, все взгляды устремились на Камалу Харрис. В этот же день ее кандидатуру поддержал и действующий президент.
На днях выдвижения ее кандидатуры должен формально согласовать и съезд демпартии, поэтому теперь Америка и мир ждут первые дебаты между Трампом и Харрис.
Кандидаты будут бороться в первую очередь за голоса так называемых independents, то есть независимых избирателей, которые не связывают себя ни с одной из партий.
Для Трампа это означает, что придется вести себя сдержаннее, чем он привык. И подобную стратегию он уже протестовал на дебатах с Байденом, когда он почти не критиковал оппонента. Трамп также не может позволить себе атаковать Харрис так, как он делал это с Хиллари Клинтон, хотя бы потому что Харрис – темнокожая американка, не являющаяся представительницей старых вашингтонских кланов.
А вот Харрис должен убедить избирателей, что она может не только провозглашать, но и выполнять свои обещания. То есть делать то, чего не увидел ее электорат за последние четыре года.
В годы вице-президентства Камала Харрис находилась преимущественно в тени Джо Байдена, и о ней как политике до сих пор не так много известно. Сначала казалось, что это, скорее, минус для демократки. Но по сей день Камала Харрис лидирует в главных “шатких штатах” – Пенсильвании, Мичигане и Висконсине, которые должны принести 19, 15 и 10 электоральных баллов в соответствии с 270 необходимыми для победы на выборах.
Какими будут стратегии Камалы Харрис и Дональда Трампа на президентских выборах? Сможет ли любимец ядерного республиканского электората Трампа составить конкуренцию женщине, которая мало запомнилась во время пребывания в Вашингтоне?
Исследуем слабые и сильные места и потенциальные стратегии обоих кандидатов, а также их напарников Тима Волца и Дж. Д. Венса.
“Прокурор” против “осужденного преступника”
Именно так начали описывать предстоящий поединок между Трампом и Харрис американские либеральные медиа и именно такого нарратива ожидали от Харрис некоторые политтехнологи и избиратели. Он основывался на фактах: политика, которая в прошлом была окружным прокурором Сан-Франциско и генеральным прокурором Калифорнии, борется за кресло в Белом доме с экспрезидентом, которого суд признал виновным в незаконном влиянии на президентские выборы 2016 года. Тогда Трамп заплатил деньги из партийной кассы порноактрисе за ее молчание об их якобы связи.
Однако от ипостаси прокурора на выборах Харрис отказалась. Не в последнюю очередь из-за опасности повторить ошибку администрации Байдена многолетней давности.
Когда против Дональда Трампа со скоростью света начали возбуждаться дела – республиканский электорат, определенная часть которого к тому времени уже отвернулась от экспрезидента, принял это за политическое преследование оппозиционного политика со стороны властей. И снова поверил в Трампа и сделал его своим лидером.
И теперь на предвыборных акциях Харрис, когда публика скандирует “Lock him up”, то есть “Посадите его”, изменив известную фразу того же Трампа по Хиллари Клинтон – “Lock her up”, Камала Харрис останавливает аудиторию и говорит, что будущее Дональда Трампа будет решать судебная система, а задача демократов – победить его, а не посадить.
Молодая против старика
Какие только эпитеты не получал от Дональда Трампа президент Байден за последние годы. Во время прошедшей кампании Трамп на каждом митинге и в твите называл Байдена “Sleepy Joe”, то есть “сонным Джо”, намекая на пожилой возраст оппонента.
Однако отказ действующего президента баллотироваться на второй срок полностью разрушил предвыборную стратегию Трампа.
Теперь 78-летнему Трампу противостоит 59-летняя политика, умеющая убедительно говорить, заряжает избирателей как на митингах, так и по ту сторону экрана, в рекордные сроки собирает деньги на кампанию и в целом дарит американцам, безотносительно партийных предпочтений, надежду на смену. .
Шутки о старом конкуренте теперь работают против Дональда Трампа, как бы он ни пытался понравиться молодым избирателям, танцуя с тиктокерами на видео и участвуя в подкастах с инфлюэнсерами.
Расовый вопрос
Опасной для Трампа также оказалась его попытка размыть расовую идентичность оппонентки. Если в случае с Бараком Обамой Дональд Трамп долгое время обвинял факт рождения первого темнокожего президента США не в Америке (Обама родился на Гавайях), то в ситуации с Камалой Харрис он попытался усомниться в ее самоидентификации как темнокожей американки.
На конференции, которую проводила Национальная ассоциация темнокожих журналистов США, Трамп прямо со сцены на глазах у нескольких сотен темнокожих репортеров заявил, что Камала Харрис раньше воспринимала себя индийкой, а недавно совершила разворот в сторону темнокожей идентичности. Ведущая, модерировавшая дискуссию, мгновенно отрицала утверждение экспрезидента.
Впрочем, расовый скандал все равно разразился.
В государстве, где более 14% составляет темнокожее население, от политиков ожидают более вдумчивого отношения к афроамериканскому сегменту электората.
Некоторые известные симпатики Трампа типа теоретика заговоров Гленна Бека даже стали советовать ему “извиниться и исчезнуть где-то на частном гольфовом поле” к осени, добавляя, что самой большой проблемой для Трампа является он сам. Но ни первого, ни второго не произошло.
В 2016 году Трамп боролся за кресло президента с Хиллари Клинтон, и тогда он избрал агрессивный характер кампании, в ходе которой позволял себе личные оскорбления и выпады в сторону бывшей первой леди. Однако повторить такую же стратегию против Камалы Харрис сейчас невозможно.
У Харрис действительно есть межрасовое происхождение. Ее родители – эмигранты. Мать вице-президента приехала из Индии и сделала в США успешную научную карьеру, исследуя рак груди. А отец политики прибыл в Америку из Ямайки и стал известным экономистом. Сейчас он профессор-эмерит в Стэнфордском университете.
Для темнокожих американцев любой гражданин, один из родителей которого темнокожий, считается членом темнокожей общины. Так что никакого конфликта в том, что у Харрис есть и индийские корни, для афроамериканцев нет.
Напротив – разжигание расовой темы рискует стать проблемой для экспрезидента Трампа. Ведь Камала Харрис – первая в истории США темнокожая женщина, баллотирующаяся на пост президента. И обиды в ее сторону многие афроамериканцы будут истолковывать как личные.
В начале кампании раздавался скепсис, мол, темнокожие американки не будут голосовать за Харрис из-за того, что она ничем хорошим не запомнилась в должности вице-президента. Однако сейчас он практически рассеялся. Забыли мемы с одинаковыми заявлениями политики, произнесенные в разных обстоятельствах.
По состоянию на середину августа кампанию Харрис можно описать словами “вдохновение” и “энергия”, которыми, несмотря на неожиданный и сложный старт, ей удалось зарядить как демократический электорат, так и спонсоров.
В возможности одолеть Трампа на выборах Камала Харрис убедила и супервлиятельных в партии Барака и Мишель Обаму. Сначала экспрезидент Обама выступал за проведение внутрипартийных праймериз, но впоследствии публично поддержал выдвижение Харрис.
“Царица границы” против автора “стены Трампа”
Южная граница с Мексикой остается одним из самых горячих вопросов на выборах.
Согласно совместному отчету комитетов Палаты представителей по национальной безопасности и надзору и подотчетности, по состоянию на январь 2024 года за время неполной каденции Байдена через южную границу в США попали 6,7 млн мигрантов, а также почти 23 тонны синтетического опиоидного наркотика фентанил. Смертельной дозой для среднестатистического взрослого может стать употребление всего двух миллиграммов фентанила – примерно столько весят пять-семь частиц соли.
В 2022-2023 годах в Америке от передозировки фентанилом ежегодно гибли более 70 тысяч человек. Так что, когда к дискуссии о продлении помощи Украине добавили вопросы мексиканской границы, у большинства американского электората это не вызвало удивления. Для американцев вопрос гибели их сограждан от синтетического наркотика чрезвычайно болезненный.
Дональд Трамп, пришедший к власти на обещании построить стену на границе с Мексикой, попытается использовать миграционный кризис в собственную пользу.
И это, несмотря на то, что за время его президентства Америка не слишком продвинулась в строительстве. Из 732 км построенной конструкции всего 79 км стены появились там, где раньше на границе барьера не было.
И именно Дональд Трамп с осени 2023 года запрещал республиканцам поддерживать финансирование для усиления южной границы в пакете вместе с помощью для Украины и Израиля, потому что не хотел отдавать лавры за этот вопрос администрации Байдена.
Следовательно, Конгресс после полугодового перерыва уже успел согласовать помощь Украине, а договориться о мексиканской границе республиканцы с демократами до сих пор не смогли.
И это не случайно.
Ирония состоит в том, что именно решение Байдена сделать Камалу Харрис ответственной за мексиканский рубеж развязывает руки лагеря Дональда Трампа атаковать вице-президента.
За неполные четыре года президентства Джо Байдена, когда Харрис заботилась о границе, уровень миграции со стороны Мексики пробил исторический потолок.
Республиканцы и ряд консервативных медиа окрестили вице-президент “царицей границы”, и это совсем не комплимент.
Впрочем, демократы убеждают, что роль Харрис не сводилась к безопасности собственно границы, а заключалась в борьбе с источником миграции – бедностью в трех центральноамериканских странах – Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре. Именно откуда в США через Мексику и льется самый большой поток мигрантов.
Однако нарратив о “царице границы” и дальше доминирует. В конце июля в Палате представителей республиканцы даже продлили резолюцию, осуждающую деятельность Харрис по поводу кризиса на южной границе.
Чтобы как-то с этим бороться, лагерь вице-президента запустил рекламу, изображающую политику как врага наркокартелей и банд в должности прокурора Калифорнии.
В ролике также звучит обещание покончить с контрабандой фентанила и незаконной торговли людьми и существенно увеличить штат пограничников. Однако соцопросы указывают, что американский избиратель не верит обещаниям по рекламе и до сих пор считает кризис на границе едва ли не самым слабым местом в резюме Харрис.
Аборты и права женщин
Одним из самых дразнящих вопросов в год выборов остается тема абортов. Женщины в США составляют более 51% населения, и позиция кандидатов в этом вопросе может существенно повлиять на результат голосования.
Около полувека в Соединенных Штатах действовало решение Верховного суда Ро против Вейда, которое предоставляло женщинам конституционное право на аборт до примерно 24 недели беременности. В 2022 году тот же Верховный суд отменил это решение и вызвал глубокий политический кризис.
За отмену решения “Ро против Вейда” проголосовали трое судей, которых назначил Дональд Трамп.
В ходе дебатов с Байденом экспрезидент Трамп заявил, что “все правоведы хотели отмены решения “Ро против Вейда”” и добавил, что вопрос абортов должен быть прерогативой штатов.
За последние два года после решения Верховного суда 14 штатов полностью или почти полностью запретили аборты, когда в США вышли на самый высокий за десятилетие показатель в количестве абортов.
Но в разгар предвыборной кампании, когда у каждого голоса есть цена, Дональд Трамп пытается смягчить имидж перед женским электоратом. Политик обещает в случае победы на выборах не запрещать так называемую “пилюлю для аборта”, с помощью которой в прошлом году выполнялось около двух третей всех абортов в США.
Камала Харрис декларирует полную приверженность праву на репродуктивную свободу женщин и непринятие вмешательства государства в их личные дела. Активисты за права на аборт надеются, что она сможет вернуть конституционное право на прерывание беременности.
Украина между “миром за 24 часа” и стратегией “контролируемой войны”
Результат президентских выборов в США вряд ли остановит российско-украинскую войну, но 5 ноября может изменить стратегию Вашингтона по отношению к Украине. Ведь в этот день вместе с избранием президента американцы будут голосовать за треть Сената и будут полностью избирать Палату представителей, в которой сейчас республиканское большинство.
Тем временем у демократов есть все шансы потерять собственное хрупкое большинство в Сенате. При таких обстоятельствах в случае избрания Дональда Трампа политик сможет проводить собственную политику без преград.
В интервью Илону Маску Дональд Трамп повторил старый тезис о военной мощи России и о том, как она “победила Германию и Наполеона”. В одном из более древних интервью Fox News Трамп рассказал, как услышал этот тезис от венгерского премьера Виктора Орбана, чье правительство блокирует как выделение помощи Украине от ЕС, так и начало переговоров о вступлении Украины в Евросоюз.
Неизвестно, рассказал ли Орбан Дональду Трампу и о вкладе 7 миллионов украинских военных в победу над нацистами во Второй мировой войне. Ведь именно солдаты 1-го Украинского фронта увольняли Аушвиц, а украинец Алексей Берест поднимал советский флаг над Рейхстагом в Берлине.
Дональд Трамп также повторяет, что по сравнению с Россией Украина – маленькая страна, где на войну с россиянами отправляют либо очень пожилых, либо очень юных мужчин.
По мнению Трампа, в войне виноват Байден, потому что разговорами о потенциальном членстве Украины в НАТО спровоцировал Россию напасть на Украину.
Из чего следует, что Дональд Трамп не видит Украины в Североатлантическом альянсе и Киеву не стоит надеяться на приглашение в случае его избрания.
Трамп настаивает, что сможет завершить российскую войну против Украины через 24 часа. Рецепт мира от Дональда Трампа прост – он лично знаком как с президентом Зеленским, так и с Путиным, поэтому планирует посадить их за стол переговоров. А в случае, если какая-либо из сторон откажется, грозит последствиями. Для Украины это недвусмысленный намек на отмену военной помощи.
Критики Трампа даже из республиканского лагеря, например его бывший советник по нацбезопасности Джон Болтон, опасаются, что принуждение к переговорам будет означать капитуляцию Украины на условиях России.
В то же время бывший госсекретарь суток Трампа Майк Помпео в своей статье для The Wall Street Journal рисует совершенно другую, идеальную для Украины картину, в которой есть место и отмене ограничений в получении и применении оружия, и лендлизу на $500 млрд, и даже членству в НАТО. Вопрос лишь в том, согласен ли на это Трамп.
Что касается Камалы Харрис, то от нее ожидают продолжения политики “управляемой войны” Байдена по Украине, которая предусматривает жесткие высказывания в адрес России и осторожную, как это видят из Киева, дозированную помощь Украине.
- Читайте также: Time назвал Байдена и Харрис человеком-2020
В прошлом году на конференции безопасности в Мюнхене она предупреждала Кремль, что тамошнее руководство и соучастники совершенных в Украине преступлений против человечности за них будут отвечать.
В этом году вице-президент так же в Мюнхене назвала поддержку Украины “стратегическим интересом Соединенных Штатов” и заявила, что у Америки в отношении Украины есть только план А – предоставить Киеву все, что нужно.
Впрочем, остается открытым вопрос, что именно и какую поддержку Украине Камала Харрис сочтет необходимой. Не сольется ли ее видение победы Украины с позицией советника Белого дома по нацбезопасности Джона Салливана, из заявлений которого весной исчезли тезисы о восстановлении территориальной целостности Украины.
Некоторые аналитики уже прогнозировали, что если не администрация Байдена, то следующая администрация Трампа или Харрис практически сразу заставят Украину сесть за стол переговоров с Россией на условиях, которые будут для Киева неприемлемыми.
Впрочем, неожиданное наступление ВСУ на Курскую область России обнуло все прогнозы и снова заставило многих на Западе увидеть в Украине субъектность и умеющего удивить сильного игрока.
Это считал и Путин, объяснивший появление украинских военных на российской территории желанием Киева улучшить переговорные позиции.
Операция ВСУ внутри России продолжается, как продолжаются и президентские гонки в США. И прогнозировать результаты обеих кампаний рано.
Понятно одно: что Соединенные Штаты, что Украина – на пороге больших перемен. И если в Америке на финальный результат может повлиять запрет абортов или состояние заграждений на мексиканской границе, то в Украине главным политиком и переговорщиком остаются Вооруженные силы.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.