Как Россия меняет тактику обстрелов Украины и что будет осенью

Тактика российских обстрелов Украины эволюционирует уже более двух с половиной лет. Авиационные атаки лета-осени 2024 существенно отличаются и от первых ударов 22 февраля 2022, и от знакового обстрела 10 октября 2022, с которого начались массированные ракетные налеты по энергетике.

Изменяется как состав комбинированных ударов по средствам, так и выбор целей и характер применения тех или иных ракет и дронов.

Так какие сейчас закономерности в российских авиаударах и какие прогнозы можно делать на будущее?

Больше баллистики

Едва ли не главная тенденция на протяжении всех лет полномасштабной войны – увеличение количества баллистических ракет, которые россияне запускают по Украине.

“Процент баллистических ракет в обстрелах все время растет”, – рассказал BBC авиационный эксперт из Государственного музея авиации Валерий Романенко.

В массированном авиаударе 26 августа российская армия использовала девять баллистических ракет разных типов: “Кинжалов”, “Искандер-М” и северокорейских KN-23.

“Причем россияне постоянно ищут слабые места украинской ПВО для баллистики – там, где нет “Петриотов” и SAMP/T, которые могут сбивать баллистику”, – отмечает Валерий Романенко.

Наиболее массовой российской баллистической ракетой является “Искандер-М” – по августовским данным ГУР, россияне могут производить по 40-50 таких ракет в месяц.

Их аналогом являются полученные от Северной Кореи ракеты KN-23 – в сводках Воздушных сил ВСУ они упоминаются рядом с “Искандер-М” без различия.

Аэробалистические Х-47М2 “Кинжалы” более редки – по тем же данным ГУР, их россияне могут производить только по 2-6 единиц ежемесячно и по состоянию на середину августа у них было 55 таких ракет.

Со всем тем, “Кинжалы” довольно регулярно применяются Россией – например, в атаке по Львову 4 сентября было две этих баллистических ракет.

Вариации баллистического оружия россиян могут вскоре расшириться за счет иранских ракет малой дальности Fath-360, о чем сообщают западные медиа и фактически признал один из иранских политиков, а впоследствии подтвердил и госсекретарь США Энтони Блинкен.

Заявленная дальность Fath-360 – до 120 км. Это будет угроза больше к прифронтовым и приграничным городам, таким как Харьков или Сумы.

“Но это прецедент, и после этого может пойти более серьезная баллистика – Fateh-110. Это “иранские Искандеры”, там полтонны боеголовка и они могут лететь на сотни километров”, – предупреждает военный обозреватель Игаль Левин.

Сложность и длительность атак

Другая тенденция российских авиаударов – увеличение массовости, сложности (комбинированности) и продолжительности атак.

Также даже в относительно тыловых регионах участились тревоги из-за опасности применения баллистики.

В атаке 26 августа россияне задействовали в общей сложности 236 ракет разных типов и дронов.

Все они запускались по разным направлениям, на разной высоте и в течение длительного времени – чтобы максимально усложнить работу украинской ПВО. Более сотни “шахедов” имели основную функцию – истощение противовоздушной обороны.

В целом же россияне каждую ночь запускают десятки этих ударных беспилотников в Украину, которые часами кружат в небе по сложным маршрутам.

К примеру, в ночь на 5 сентября Россия использовала 78 “шахедов”, под прикрытием которых запустила один “Искандер-М” из Крыма. Тревога в Киевской области тогда продолжалась более 11 часов.

Единичные пуски крылатых или баллистических ракет – регулярная практика россиян между более массированными комбинированными ракетными ударами.

“При этом Украина достаточно успешно применяет РЭБ против “шахедов” – они летят куда угодно: в Белоруссию, возвращаются обратно в Россию, просто “теряются” в пространстве”, – говорит Валерий Романенко.

Массовые пуски “шахедов” приводят к тому, что они не только все чаще залетают в Беларусь, но и попадают в воздушное пространство Польши, Румынии и даже Латвии.

Наряду с обычными “шахедами-136”, которые россияне называют “Герань-2”, недавно они также стали использовать упрощенный вариант этих дронов под наименованием “Гербера”.

Эти новые беспилотники часто не имеют боевой части и используются для отвлечения ПВО, как ложная цель, или же как разведывательный дрон. С последней функцией могут частично быть связаны все более частые залеты “шахедов” в Беларусь.

“Возможно именно “Герберы” чаще всего залетают в белорусское пространство после того, как проходят над Украиной, отвлекают мобильные группы, собирают развединформацию или проводят радиотехническую разведку и вылетают. А уже белорусы их могут передавать россиянам, после того как они каким-то образом там приземлятся”. . Но пока это только предположение”, – описывает вариант Валерий Романенко.

Он также отмечает еще одно изменение тактики применения “шахедов” – они стали летать на высотах 800 метров и выше, что делает их более видимыми для традиционного ПВО, но более тяжелой целью для мобильных групп.

“Если они летят на высоте 50 метров, то системы ПВО могут видеть их лишь время от времени, трудно мониторить. А на 800 метрах “шахед” будет все время на экранах автоматизированной системы. Но мобильные группы с пулеметами их уже не достают. “Гепарды” сбивают”, – объясняет Валерий Романенко.

Удары по гражданской инфраструктуре

Еще одна отличительная черта нынешних российских обстрелов – попадание в очевидно гражданские объекты: от “Охматдета” в Киеве и центра реабилитации в Сумах до гостиниц в разных регионах.

“Три из четырех российских ракет атакуют в Украине гражданские объекты: жилые дома, детские больницы, учебные заведения, электростанции. Это откровенный террор против мирного населения. Но нарушение норм Международного гуманитарного права”, – пишет Центр стратегических коммуникаций ВСУ.

Российские “военблогеры” обычно такие случаи называют “неудачной работой украинского ПВО” – мол, в гражданские здания попадают украинские же противовоздушные ракеты или обломки от сбитых российских ракет, летевших “правильно” по военным целям.

Впрочем, с оценкой ВСУ о нацеленности, по крайней мере, части российских ударов по гражданской инфраструктуре соглашаются многие независимые обозреватели.

Например, Conflict Intelligence Team (СИТ) с 2022 года мониторят удары по гражданским объектам во время российско-украинской войны.

“Мы собираем фото и видео, геолокуем и ищем, есть ли рядом объект, который в теории мог быть реальной целью, а ракета отклонилась или была неточной. И есть огромное количество случаев, где ничего похожего на цель рядом мы вообще не нашли”. Какое может быть объяснение, если вы то и дело попадаете в районы, где нет ничего, что можно было бы отнести к категории военных целей?” – спрашивает соучредитель СИТ Руслан Левиев.

“По сути, это террор мирного населения другой стороны, чтобы создать хаос и давление на украинские власти”, – добавляет он.

Что будет дальше

Большинство обозревателей считают, что российские обстрелы осенью-2024 будут продолжаться и, вероятно, станут более массированными поближе к отопительному сезону и с увеличением нагрузки на энергетику.

“Обстрелы будут усиливаться. Потому что сейчас россияне не используют полный потенциал ракет. И ищут слабые места украинского ПВО”, – прогнозирует Валерий Романенко.

В мае WSJ писал, что россияне планируют производить шесть тысяч “шахедов” на заводе в “Алабуге”.

“То есть по 500 беспилотников в месяц. И все это будет лететь в Украину”, – говорит Валерий Романенко.

Подпись к фото Украинские противовоздушные силы имеют большой опыт противодействия российским угрозам. Тем не менее, вопрос стоит в достаточном количестве противовоздушных комплексов и боеприпасов к ним. Особенно тех, кто способен сбивать баллистические ракеты.

Ситуация же с угрозами баллистических ударов может ухудшиться, если Иран действительно передаст (или уже передал) россиянам свои ракеты – особенно если дойдет до более дальнобойных средств, чем Fateh-360 – таких как Fateh-110, Fath-313 или Zolfaghar.

Военный обозреватель Александр Коваленко считает, что сентябрь в плане российских обстрелов вряд ли превзойдет август с его приуроченной ко Дню независимости Украины массовой атакой.

“Сентябрь по активности как ракетной компоненты, так и Shahed-131/136 не должен стать более интенсивным или равным августу. Не исключено, что сейчас командование российских войск в вопросах ракетных ударов и дроновых налетов будет больше ориентироваться на отопительный сезон”, – пишет он.

“Поэтому Украине крайне важно получить больше комплексов и ракет для борьбы с баллистическими ракетами. А также – разрешение бить западным вооружением по России, чтобы ловить те же “Искандеры”, – резюмирует Валерий Романенко.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-09-12