Зависимость как болезнь: кому нужна героиновая терапия?

Наркозависимость и преступность связаны между собой, поэтому ведущие страны прилагают немалые усилия для борьбы с этим явлением. Используют и принудительное лечение. В некоторых странах Евросоюза уже ввели дорогостоящую героиновую терапию для крайних случаев. 

Как Украина борется с этим явлением? И правда ли, что большинство наркозависимых украинцев практически обречено на смерть?

«Наркоман» – это правильно?

Этот термин неприемлем и устарел, но, к сожалению, до сих пор встречается в некоторых украинских нормативных актах.

«Есть диагноз, который звучит как« психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ», – объясняет эксперт наркологического центра “Новая жизнь” – https://nc-new-life.com.ua/.

Лицо, принимающее наркотики, не называют «наркоманом»?

«Мы избегаем таких грубейших стигматизирующего слов. Мы говорим, что это лицо, имеющее указанные расстройства или зависимость, или употребляет психоактивные вещества», – рассказывает гость.

Каковы масштабы в Украине касательно зависимости от наркотиков?

В Украине насчитывается 349 тысяч лиц, употребляющих психоактивные вещества (наркотические), и только 60 тысяч человек находятся под наблюдением, по данным Центра общественного здоровья.

Данных о смертности в результате употребления наркотических веществ нет?

«На диспансерном учете у нас всего – 42 000 человек оценочное количество людей, употребляющих опиоиды – это 300 тысяч», – рассказывает специалист.

Молодые или более взрослые?

В Украине с 1995 года проводятся исследования раз в четыре года – это международное исследование, проводится в европейских странах.

«Последние данные, которые нам известны (2015 год) – 11% среди молодежи (9-11 класс) имели опыт употребления группы наркотических веществ и около 20% в среднем говорят, что им не трудно достать наркотические вещества», – отмечает специалист.

По ее данным, средний возраст пациентов на заместительной поддерживающей терапии – около 40 лет. Есть пациенты, которым около 70 лет. Средний стаж употребления среди лиц, которые у нас в программе, – около 20 лет.

«42% из этих пациентов имеют ВИЧ-инфекцию, более 60% имеют вирусные гепатиты. Многие имеют или имел туберкулез, многие имеют и психические заболевания – депрессии, расстройства», – добавляет врач-нарколог.

Сколько средств тратит государство на лечение наркозависимых?

На заместительную поддерживающую терапию, на закупку препаратов выделяется более 18 миллионов гривен из государственного бюджета:

«Если раньше программа заместительной поддерживающей терапии финансировалась за счет проектов международной поддержки, доноров и различных фондов, то с 2017 года программа финансируется государством, и это был такой очень непростой переход. Государство впервые взяла на себя такую ответственность».

Какие в стране действуют программы?

Детоксикация – лишение физиологической зависимости – имеет целью лишения симптомов того, что в народе называется «ломкой».

«Для современной медицины не является проблемой преодолеть физиологическую зависимость – программы детоксикации довольно кратковременны. По международным протоколам, детоксикацию, которая избавит от физиологической зависимости, можно провести за 10-14 дней. Многие зависимых имели в своей жизни опыт проведения большого количества детоксикации, которые ни к чему не привели», – отмечает нарколог.

Есть лечения заместительной поддерживающей терапией – это для людей с опиоидной зависимостью, говорит специалист: «Используются два препарата: метадон и бупренорфин (как в Европе, так и в Украине). Эта программа в Украине работает с 2004 года. На сегодняшний день около 11 000 человек получают указанное лечение во всех регионах страны».

Есть ряд психосоциальных вмешательств – реабилитационные центры, мотивационное консультирование, профилактика срывов, которые могут предоставляться как на базе благотворительных организаций, так и на базе наркологических государственных центров, добавляет специалист.

Применяют ли героиновую терапию?

Героноиновой заместительной терапии в Украине нет и не ведутся разговоры о ее внедрении,- говорит эксперт. Героиновая терапия рекомендуется тем, у кого настолько сильная зависимость, что им не помогает заместительная терапия. Это международная практика, оправдала себя, считает специалист.

Заместительная терапия – это замена одного наркотика на другой?

Нет. Это вид лечения.

«Когда мы говорим о зависимости, мы должны понимать, что это не острое состояние, это хроническая болезнь. Хроническая болезнь обычно пожизненная, от нее очень трудно вылечиться, у нее есть склонность к рецидивам, поэтому основной целью является улучшение качества жизни больного человека. Так и с наркозависимостью. Мы даем препарат, который может показаться даже пожизненным, но который стабилизирует состояние больного человека. Так же мы лечим диабет, не вылечиваем полностью, а даем пожизненно определенные препараты», – отмечает нарколог.

Почему общество должно тратить на это средства?

Это решает проблему не только наркозависимых, но и самого общества, объясняет врач

Такие проблемы, как распространение гепатитов, распространение ВИЧ-инфекции, проблемы криминального поведения (лицо, принимающее нелегальные наркотики вынуждено находить большие средства ежедневно, как правило, криминальным путем).

«Наибольший эффект в остановке вирусного гепатита С достигают те страны, которые организуют лечение именно потребителей инъекционных наркотиков. То есть мы убираем проблему с этой среды – и только тогда она перестает переходить в общую среду. Это на самом деле вопрос общественного здоровья – мы все быть заинтересованы, если понимаем, какие последствия употребления наркотических веществ», – констатирует эксперт.

Принудительное или добровольное лечение?

В Украине – не принудительное лечение, а по желанию пациента.

«Оно заключается в том, что лица или ежедневно посещают лечебное учреждение и получают таблетированный препарат, или они, если определенное время находятся в программе, являются стабильными, не принимают других наркотических веществ, могут получать препарат по рецепту или в лечебных учреждениях и принимать его дома», – отметила врач.

Личное желание – очень важный фактор в эффективности лечения, но в международной практике используют принудительное лечение или следующим признакам: если у человека, совершившего преступление, связанное с наркотиками, есть выбор – лечиться или попасть в тюрьму, добавляет она.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2019-05-03