Верховная Рада приняла закон, отменяющий трудовые книжки в бумажном виде и предусматривает переход на электронный формат.
Однако трудовые книжки, которые считают рудиментом прошлого века, не исчезнут сразу.
Предусмотрен 5-летний переходный период, в течение которого одновременно могут использоваться и бумажные, и электронные книги.
Почему решили так сделать
Трудовые книжки вводились десятки лет назад, когда бумажные носители информации были единственными в то время.
Сейчас правительство преследует несколько целей. Главная из них – упростить доступ к информации о стаже работников, а также ввести систему автоматического назначения пенсий или других социальных выплат без личного обращения человека.
Другими преимуществами считают устранение угроз потерять или повредить книгу, или сфальсифицировать данные в ней.
Книга не нужна еще с 2004 года
Трудовая книжка, как известно, на протяжении десятилетий велась прежде всего для того, чтобы зафиксировать трудовой стаж, ведь от количества отработанных лет зависел размер будущей пенсии.
Но с в 2004 году ситуация изменилась. Понятие “трудовой стаж” исчезло и было переименовано в “страховой стаж”.
Для получения пенсии считается именно страховой стаж, и только те годы, месяцы и дни, за которые уплачены страховые взносы.
Эти данные и вносятся в Государственный реестр общеобязательного социального страхования.
Итак, начиная с 1 января 2004 года, для подтверждения страхового стажа трудовая книжка действительно не нужна. Вся информация о работнике ли в этом реестре, именно им пользуется Пенсионный фонд, определяя стаж для пенсии.
Как бумажная “превратится” в электронную
Но возникает вопрос, как информация о записи в бумажной трудовой книжке, внесенные до 2004 года, попадут в реестр.
Закон предусматривает, что все данные из трудовой книжки, а также другие документы, подтверждающие трудовую деятельность, должны быть перенесены в реестр как оцифрованные или сканированные копии.
Этот процесс, по данным Пенсионного фонда, начался. В прошлом году десятки тысяч граждан подали в ПФУ электронные копии книг.
Очевидно, что именно с этой целью и устанавливается 5-летний переходный период, в течение которого можно использовать как бумажную трудовую книжку, так и электронную.
Стоит ли выбрасывать трудовую книжку
Электронные трудовые книжки прежде всего вводятся для тех, кто сейчас еще не думает о пенсии, а не для нынешних пенсионеров.
Однако и выбрасывать на помойку трудовую книжку спешить не следует. После 5-летнего срока данные о стаже можно будет подать в Пенсионный фонд так же, как и раньше – показав бумажную книгу.
Новый закон предусматривает, что после того, как работнику “завели” электронную, бумажную работодатель должен отдать на сохранение ее владельцу.
Пенсионный фонд – монополист?
Хотя закон выглядит прогрессивным, к нему есть много оговорок. Эксперты отмечают, что в случае введения электронных трудовых книжек, в реестре будут собраны сведения не только о трудовой деятельности человека, но и об обучении, стажировке, семейных отношениях, лечении, миграции.
“Целесообразность хранения в масштабах страны такой детальной информации в реестре – сомнительная”, – отмечают специалисты научно-экспертного управления парламента, напоминая, что создавался реестр, чтобы фиксировать информацию об уплате страховых взносов.
Эксперты предостерегают, что в результате действия этого закона Пенсионный фонд получает монополию на владение персональной информацией миллионов человек.
Многие работники и работодатели имеют ограниченный доступ к интернету, а значит и к информации в Госреестре.
Эксперт по социально-трудовых отношений Сергей Кондрюк считает, что введение электронных книг должно быть правом, а не обязанностью.
“Вообще говоря, тот, кто хочет считать на счетах, он имеет право и дальше так считать, хотя большинство людей пользоваться современными технологиями”, – говорит он.
“Так и с трудовыми книжками. Важно, чтобы работники имели право, а не обязанность переводить всю информацию о трудовой деятельности в электронный формат, чтобы такое право сохранялось не только в течение переходного периода”, – добавляет Сергей Кондрюк.
Правительство говорит, что электронная книга – это защита от фальсификаций и ошибок, которые в бумажных часто случаются. Но, напоминает Сергей Кондрюк, мошеннические действия в электронных системах банков, учреждений, в государственных реестрах – тоже случаются, поэтому от бумажного учета совсем отказываться не стоит.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.