Том Хэнкс – последняя настоящая звезда Голливуда

Голливудский “папа” или воплощение патернализма белых мужчин – как интерпретируют кинообраз Тома Хэнкса, он остается любимой звездой всех времен, как на экране, так и в жизни. 

За 64-летним актером, который уже более 40 лет снимается в кино, прочно закрепилось амплуа “доброжелательного папаши”. С репутацией славного парня, как в жизни, так и на экране, Хэнкс постепенно превратился в седобородого добряка, который готов помочь каждому. Роли, которые он получает в последнее время, окончательно закрепили этот образ.

Два его последних фильма – это драма о Второй мировой войне “Грейхаунд”, в которой Хэнкс написал сценарий, вестерн времен окончания Гражданской войны в США “Новости со всего мира”. Премьера последней картины состоялась 7 января.

По сюжету Хэнкс – ветеран Гражданской войны. Путешествуя послевоенным Техасом, он наталкивается на утерянную белую девочку (Хелена Зенгель) и отправляется на поиски ее семьи. Постепенно он занимается теплыми чувствами к ней, погружаясь в свое уже привычное амплуа “заботливого папаши”.

Cтарение кинозвезды

Фактически образ “отца” – это судьба многих голливудских актеров, которые начали стареть. Актера суперзвезды в основном Голливуде в последние годы не появилось. Многие талантливых актеров есть везде, но мегазвезда – это нечто иное.

Это актер – с выдающейся личностью и харизмой, которая просто затягивает зрителя в свое гравитационное поле.

В “Новостях со всего мира” Хэнкс сыграл ветерана войны, который объехал окрестности всего Техаса в поисках родителей девочки.

Но и суперзвезды также стареют. Леонардо ди Каприо – 46, Джонсону – 48 лет, Брэду Питту – 57, Тому Крузу – 58, а Дензелу Вашингтону – на два года больше, чем Хэнксу, – 66.

Это заставляет задуматься, а откуда появятся новые молодые звезды и появятся ли они вообще.

Киноиндустрия и способы создания звезд кардинально изменились с 1980-90 годов, другим стало отношение к маскулинности, появилась тонкая грань между личностью и амплуа актера.

Все это делает таких актеров, как Том Хэнкс – очень редким видом.

С первых шагов в своей карьере, например в комедии Пенни Маршалла “Большой” (1988), Хэнкс играл обычных ребят. Его приятное лицо соседского паренька с озорными карими глазами и чуть нахмуренным лбом помогло ему создать ряд образов – от комедий в начале карьеры в солидных драм.

За два из них он в конце концов получил два “Оскара” подряд – за фильмы “Филадельфия” и “Форест Гамп”.

А позже – к ролям уважительных государственных деятелей в фильмах об американской истории.

Кроме съемок, он также продюсирует много проектов, что отражает его давнее увлечение историей США. Это, к примеру, недавний сериал HBO “Братья по оружию” (Band of Brothers) о Второй мировой войне.

Актерская личность Хэнкса состоит из волшебной искренности, упрямого героизма и способности удивляться. Эта мальчишеское простодушие является неотъемлемой частью его самых известных ролей в “Форрест Гамп” (1994), “Салли” (2016) и “Спасти рядового Райана” (1998).

Он часто играет реальных людей, ведь Хэнкс заядлый читатель исторических книг и биографий. И, похоже, он ищет истории, полные оптимизма и гуманизма. Иными словами, он играет принципиально хороших людей.

Да, конечно, у него были несимпатичные герои, но злодеев он не играл почти никогда.

Такими были его роли в фильме “Поймай меня, если сможешь” (2002), где Хэнкс сыграл антагониста волшебного молодого ди Каприо, и в “Их собственной лиге” (1992), где он изобразил тренера по бейсболу девчачьей команды.

Даже в гангстерской драме Сэма Мендеса “Проклятый путь” (2002), где Хэнкс играет киллера, мы никогда не видим самих его преступлений. Он – примерный семьянин и ответственный работник. Персонаж Хэнкса изображен глазами его маленького сына, также смягчает впечатление.

Немодный идол

Звездная слава – это также обоюдоострый меч. То, за что актера любят, его экранная личность, которая закрепляется в общественном сознании. Отступить от нее становится сложно. Актер рискует слишком окунуться в свое привычное амплуа, и его игра становится предсказуемой, если не посредственной.

Попытки отойти от традиционного кинообраза стоили Хэнкс провальными ролями в жутком анимационном фильме “Полярный экспресс” и комедии братьев Коэн “Замочить старушку”.

Недавняя в Twitter завязалась дискуссия о том, играл Том Хэнкс вообще в действительно хороших фильмах.

Хотя это предположение и кажется бессмысленным большинства киноманов, а меня лично оно просто возмущает, в нем кое-что интересное.

Дело в том, что личность Хэнкса сегодня такая выдающаяся, что многие люди, прежде всего молодых людей, любят его не потому, что восхищаются его игрой, а потому что он – всеобщий любимец.

Он – голос Вуди в “Истории игрушек”, тот, с кем они выросли.

Новости о Хэнкса всегда связаны с чем-то положительным: вот он помогает незнакомцам, вот собрал замечательную коллекцию пишущих машинок, а вот утешает плачущих журналистов.

Надо иметь совершенно скверный характер, чтобы не увлекаться этим человеком, даже если у вас и нет желания пересмотреть “Форреста Гампа”.

Есть, однако, и менее лестные отзывы. Они касаются не столько его ролей, сколько общего сценического образа.

В доброжелательном, готовом броситься на помощь “папины” критики видят патернализм и праведность белого человека, чья карьера расцвела во времена Рейгана в 1980-х годах – эпоху, которую считают вершиной этих ценностей.

Отчасти это так, Хэнкс любит играть жестких, но справедливых и авторитетных деятелей, в частности солдат и полицейских. И моему поколению милениалив такие роли не всегда нравится.

Но если Том Хэнкс – отец поколения бумеров, ему положено иметь и мятежное потомство.

В этом может быть доля правды, но она сразу растворяется, если смотреть каждый его фильм отдельно, отбросив коллективный стереотип.

В “Новостях со всего мира” изображены хаотичное и жестокая жизнь в Техасе, разделенном Гражданской войной и классовой и расовой ненавистью. Это общество, в котором заново учатся сосуществовать белые, черные и коренные американцы. Последствия этих событий можно наблюдать и в современных Соединенных Штатах.

Впрочем, в лучших своих ролях Хэнкс остается непревзойденным.

Это роль захваченного сомалийскими пиратами капитана в драме “Капитан Филлипс”, роль звезды детского телешоу в фильме “Великолепный день в нашем районе” (2019), роль командира космического корабля Джима Ловелла в “Аполлоне-13” (1995), который не теряет достоинства перед лицом смерти, и роль адвоката Донована, которого отправляют в СССР времен холодной войны в “Мосте шпионов” (2015).

Том Хэнкс – представитель породы, вымирает: старомодной кинозвезды, чье “реальную жизнь” магическим образом соответствует его джентльменски образа. Размывание границы между реальным человеком и персонажами, которых он играет, также частью его звездной славы.

В наше циничное время, когда в личной жизни знаменитостей почти не остается секретов, такие актеры как Хэнкс встречаются все реже.

Том Хэнкс – актер, которому мы безоговорочно верим, человек, который излучает такую ​​искреннюю теплоту, у нас не возникает сомнений – его наследство останется в истории навсегда.

2021-03-01