NYT: Сколько Путин еще будет терпеть Лукашенко

Своим решением заставить рейс Ryanair отклониться от курса и совершить посадку в Минске ради ареста оппозиционера Александр Лукашенко поставил Владимира Путина в неловкое положение, – считает The New York Times. 

Этот шаг открыл новый и наиболее нестабильный этап в отношениях между белорусским и российским лидерами, которые и до этого момента были сложными, – пишет издание.

Оба все больше полагаются друг на друга на фоне напряженных отношений с Западом, однако их интересы существенно отличаются.

Лукашенко, находящийся во власти уже 26 лет, “ухватился за страну стальной хваткой”, что стало для него вопросом выживания.

Путин же стремится расширить влияние России на Беларусь, что так или иначе ослабит позиции Лукашенко в процессе, рассуждает автор.

“Теперь, накануне саммита с Байденом, который должен состояться в июне, перед Путиным встал вопрос – сколько политического капитала он может потратить на дальнейшую поддержку Лукашенко, который захватом самолета Ryanair осложнил попытки Кремля наладить отношения с Западом”, – говорится в статье.

И хотя прокремлевские СМИ приняли сторону Лукашенко, его белорусские оппоненты считают, что Минску вряд ли стоит рассчитывать на серьезную поддержку со стороны Москвы.

Издание цитирует советника одного из лидеров белорусской оппозиции Светланы Тихановской, Франака Вячорки, который высказывает предположение, что в министерстве иностранных дел России Лукашенко “терпеть не могут”.

“Но поскольку сейчас там нет никого с более пророссийской позицией, они пока предпочитают Лукашенко”, – говорит он.

Но Вячорка отмечает, что не стоит воспринимать Лукашенко как “путинскую марионетку”, отвергая предположение о том, что он получил одобрение Кремля на операцию с самолетом.

“Лукашенко никого не слушает. Он очень непредсказуемый и довольно импульсивный человек”, – отмечает советник Тихановской.

Это мнение разделяет и бывший белорусский дипломат Павел Слюнькин, который подал в отставку в прошлом году после объявления официальных результатов президентских выборов в Беларуси.

“Вы допускаете очень серьезную ошибку, если думаете, что Москве достаточно пошевелить пальцем и все проблемы в Минске решат”, – говорит он и добавляет, что Лукашенко пытается избавиться от зависимости от Москвы несмотря на все.

The New York Times пишет, что для Путина Беларусь выступает критически важным союзником и одновременно наносит “ощутимую головную боль”.

С одной стороны, в случае расширения и агрессивной политики НАТО, чего так боятся в Кремле, соседняя страна остается последним буфером между Россией и Западом.

С другой, осознавая свою особую роль в этой ситуации, Лукашенко годами пользовался своим положением, настраивая Запад и Россию друг против друга, отмечает издание.

После того, как Россия поддержала победу Лукашенко на выборах несмотря на то, что у международного сообщества официальные результаты вызвали ряд вопросов, ожидалось, что Кремль получит какие-то политические дивиденды.

В частности, Лукашенко мог согласиться на размещение российской военной базы на территории Беларуси или предложить российскому капиталу долю в крупных белорусских компаниях, но несмотря на и личных встречи между лидерами, ничего такого не произошло, отмечает издание.

Следующая встреча должна состояться 28 мая, в Сочи.

Наконец, The New York Times цитирует главу Российской совета по международным делам Андрея Кортунова, который говорит, что дальнейшая поддержка Лукашенко дорого обойдется Владимиру Путину, особенно накануне встречи с президентом США Джо Байденом.

Сейчас российский президент требует снижения напряжения в отношениях с Западом, прежде всего США, отмечает он.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-05-27