Первый снег может пойти в Украину уже в октябре – предупреждают метеорологи. А летом, когда думать о тепле не хотелось, президент поставил задачу правительству, чтобы и отопительный сезон начался вовремя, и тарифы не выросли.
Однако похоже, что и с первым, и со вторым будут проблемы.
Цены на газ стремительно растут и уже близки к историческим максимумам, стоимость отопления и горячей воды может взлететь наполовину, а запасов угля на зиму мало. Поэтому эта зима обещает быть очень непростой, несмотря на желание президента.
С чего все началось?
В мае этого года в рамках реформ в энергетике с “Нафтогаза” сняли специальные обязанности поставлять газ производителям тепла по регулируемой цене.
То есть, сейчас цены на газ для тепловиков стали полностью рыночными, а формировать тарифы на тепло в новом отопительном сезоне будут органы местного самоуправления.
С 2015 года, когда был принят закон о рынке газа, рыночные цены на топливо стала платить промышленность.
Год назад рыночные цены на газ начали платить и бытовые потребители, – и где-то в регионах это шокировало людей новыми платежами.
С тепловиками рыночные преобразования натолкнулись на две проблемы:
- Еще с прошлых отопительных сезонов тепловики должны миллиардные долги за газ. А они, не в последнюю очередь, образуются там и тогда, где конечный потребитель – население – не оплачивает платежки.
- Цены на газ на мировых рынках начали расти еще с начала этого года, а летом этот рост обновлял рекорд за рекордом, достигая максимальных отметок за многие годы.
Первую проблему попытались решить через закон, которым на 5 лет отсрочили уплату 50 млрд грн долгов и списали 10 млрд грн штрафов тепловиков перед “Нафтогазом”. Этот закон Рада приняла в июле – перед тем, как идти на каникулы.
Однако президент подписал его только в конце августа, поэтому на практике реструктуризация старых долгов тепловиков в начале осени даже не началась.
Кроме того, очевидно, что она отнюдь не улучшит финансовое состояние “Нафтогаза”, прежнее руководство которого уволили именно за отрицательный финансовый результат государственной компании в 2020 году.
К тому же под конец лета выяснилось, что даже если не вспоминать о долгах за предыдущие зимы, многие поставщики тепла не могут закупить газ на этот отопительный сезон из-за высоких цен на него.
Что с ценами на газ?
3 сентября цена на газ на украинском энергетической бирже превысила 20 тыс. грн за тысячу кубов.
Это полностью соответствует тому, что происходит на европейском газовом рынке, откуда Украина импортирует топливо.
Только за пять последних дней лета – с 27 по 31 августа – цены на газ в Европе выросли на 5% – до более 627 долларов за тысячу кубов. А во фьючерсах на октябрь цена превысила 650 долларов.
В конце весны этого года газовые цены были вдвое меньше.
Рост цен на газ не отразится на тарифах на него для бытовых потребителей, если они имеют годовые контракты с фиксированной ценой. А такие контакты имеет большинство населения.
А вот для платежек за тепло решающим будет, кто и по какой цене имеет запас газа на зиму.
Что с запасами газа?
К концу лета Украина имела в хранилищах 18 млрд кубов газа.
Но за лето эти запасы выросли менее чем на 3 млрд кубов – остальной газ остался там еще с предыдущей зимы. Нынешние запасы на треть меньше, чем на это же время в прошлом году.
Всего, по данным “Укртрансгаза”, украинские подземные хранилища заполнены на около 60%.
Еще более миллиарда кубов должны закачать в хранилища до начала отопительного сезона, и в целом запасы должны превысить 19 млрд кубов, – заявил глава “Нафтогаза” Юрий Витренко.
Однако с тем, как “запаслись” газом тепловики, все гораздо хуже.
Старт отопительного сезона “под угрозой”
Государственный поставщик “Нафтогаз”, который предлагает одни из самых низких цен на газ для населения, разработал и специальное трехлетнее предложение для тепловиков.
В первый год контракта могут приобрести газ по цене в 7,42 грн за куб (с НДС, без учета транспортировки). Это достаточно конкурентная цена, учитывая, что рыночные цены сейчас в 3 раза выше.
Однако к концу лета ею воспользовались менее половины предприятий ТКЭ.
На начало осени договоры с “Нафтогаз Трейдингом” имели 48% украинских производителей тепла, работали с НАК “Нафтогаз Украины” в прошлом отопительном сезоне.
В “Нафтогазе” предупредили, что это “ставит под угрозу своевременное старт отопительного сезона” в этом году.
“Нафтогаз Трейдинг” обращается к теплокоммунэнерго (ТКЭ) и объединениям совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) с собственными котельными с просьбой ускорить подачу соответствующих заявок или активизировать поиск альтернативных поставщиков газа”, – говорилось в заявлении государственного трейдера.
“Нерыночные условия”
Между тем в Ассоциации развития систем теплоснабжения “Укртеплокоммунэнерго” назвали условия “Нафтогаза” “непаритетными и дискриминационными”, которые “только углубят системный кризис тепловой отрасли”.
Там также обратились к правительству с просьбой разрешить тепловикам покупать газ напрямую в компании “Укргаздобыча” – мол, у добытчиков газ значительно дешевле: не более 4 тыс. грн за куб.
Возможности получать “газ без посредников” требуют и в столичной “Киевтеплоэнерго”.
“Это позволит обеспечить закупку необходимых объемов газа для старта отопительного сезона и оплату за него”, – говорят в компании.
Если же этого не будет и тарифы вырастут, то “это может углубить долговой кризис и привести к полному отсутствию оборотных средств у предприятия”, а также “вызвать дефицит финансовых ресурсов на обслуживание объектов тепловой инфраструктуры Киева”.
Летом “Киевтеплоэнерго” даже предложила киевлянам вернуться к оплате тепла “авансом”.
В “Киевтеплоэнерго” считают, что газ украинской добычи дешевле и хотят покупать его напрямую, без посредничества “Нафтогаза”.
В “Киевтеплоэнерго” назвали нерыночными условия закупки топлива от “Нафтогаза”, такие как ежемесячные авансовые платежи за газ или автоматическое списание средств со счетов тепловиков.
Компания также обратились в суд с иском к “Укргаздобыча”, требуя прямых контрактов.
Сейчас суд одобрил ходатайство тепловиков о том, чтобы добывающая компания обнародовала себестоимость газа и цену, за которую она его продает.
Впрочем, Украина имеет достаточно большой опыт по обеспечению дешевого отопления для населения благодаря газу внутренней добычи. Он дорого обошелся украинскому добывающим компаниям.
То, что они были вынуждены продавать свой газ дешевле, чем на рынке, в итоге привело к сокращению добычи, ведь средств на него и на разведку становилось все меньше.
Кроме того, и в “Нафтогазе”, и в правительстве говорят, что тепловики не могут бесконечно прикрываться высокими ценами на газ, когда речь идет о неэффективности именно их работы.
Не газом единым или “золотой сезон”
Чтобы обеспечить отопление для населения украинским производителям тепла (а также электричества) нужен не только газ, но и уголь. А с ним в этом году тоже огромные проблемы.
В конце лета, в течение которого обычно создают запасы на зиму, Украине все еще было нужно дополнительно импортировать 3,5 млн. тонн угля, – заявил министр энергетики Герман Галущенко.
К концу лета запасы угля на украинском тепловых электростанциях составляли всего 750 тыс. тонн. Это более чем в 2 раза меньше, чем планировало правительство, и втрое меньше, чем было в это время в прошлом году.
Из-за недостатка угля некоторые блоки ТЭС начали отключать еще летом, и только можно догадываться, как это будет выглядеть в холодное время года.
В такой ситуации два крупнейших игрока рынка – ДТЭК и “Центрэнерго” – стали покупать уголь вместе.
Они “скинулись”, чтобы приобрести 75 тыс. тонн американского энергетического угля, после прихода его в Украину разделят пополам.
“Дополнительные запасы угля позволят нам спокойно пройти через отопительный сезон, без необходимости использования газа или импорта электроэнергии”, – отметили в “Центрэнерго”.
Частная ДТЭК, входящая в SCM, контролируемой Ринатом Ахметовым, также закупила уголь в Польше и ожидает поставок топлива из Казахстана.
А вот для государственного “Центрэнерго” в Минэнерго предложили и такую новую схему: уголь для компании закупает государственный “Нафтогаз”, а затем сам продает электроэнергию, производимую “Центрэнерго”.
“Это нормальные такие, цивилизованные Кстати, – заверил министр энергетики. – Потому что это очевидно:” Нафтогазу “дешевле купить уголь и потом заработать, перепродавая электроэнергию, чем поставлять газ на “Центрэнерго”.
Министр также напомнил, что прошлой зимой “Центрэнерго” работала именно на газе, и “наделало больших долгов” – около 1 млрд грн.
Если же и этой зимой “отапливать будут на газе, это будет просто золотое прохождение (отопительного) сезона”.
Кроме того, именно “Центрэнерго” заявило о планах занять деньги у государственных банков, чтобы купить уголь на зиму.
Поэтому на то, чтобы государственная компания обеспечила теплом своих потребителей, работать и государственный поставщик газа, и государственные банки.
Что из этого получится?
В министерстве развития общин и территорий говорят, что к новому отопительному сезону в Украине подготовились около 70% домов. За месяц до начала отопления теоретически могут подготовить и все 100%.
Но украинцы, очевидно, окажутся неготовыми к цифрам за тепло в платежках. Если, конечно, оно будет.
Например, в “Киевтеплоэнего” уже предупредили, что тарифы на горячую воду и отопление за высоких цен на газ могут вырасти на 40%.
А премьер-министр Денис Шмыгаль не исключал возможности повышения тарифов на тепло на 30-70%.
Впрочем, он также утверждает, что предложенный “Нафтогазом” вариант с ценой в 7,42 грн за куб может спасти от роста тарифов на тепло:
“Такая цена позволяет местным руководителям не повышать цены на тепло в этом отопительном сезоне. Мы за этим будем внимательно следить по каждому городу, по каждому региону”.
Повышение тарифов на тепло также станет в копеечку и государстве. Уже летом количество обращений за субсидиями начало расти, так же как и средняя сумма субсидии. В июле средняя субсидия по Украине составляла около 320 грн (в Киеве – 500 грн).
Всего на пике лета выплату субсидий ушло более 400 млн грн из бюджета – их получали 1,2 млн украинцев.
К отопительному сезону, и особенно с его началом эти цифры возрастут на порядок. И средств в бюджете на всех может не хватить.
В этом контексте понятными становятся озвученные премьером планы использовать полученный от МВФ “подарок” на 2,7 млрд. долларов на “социальные выплаты”.
А еще, как предупреждает директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко, в Украине может не остаться другого выхода, как отложить планы присоединиться к европейской энергосистеме и возобновить импорт электроэнергии из России и Беларуси, который был запрещен в мае этого года.
Наконец, регулятор вводил запрет только до 1 октября, – наверное, о чем-то знал.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.