“Большое оборонное строительство”. Как Украина экстренно возводит свои фортификации и кто этим управляет

С конца прошлого года украинская армия после неудачи наступления перешла в стратегическую оборону. Это означает, что на первый план выходит построение масштабных защитных рубежей. Но именно с этим у Киева оказались существенные проблемы. 

“Не было ничего, какие-то окопы по колено и все”, – военнослужащий ВСУ Николай описывает ВВС Украина, как именно выглядели инженерно-фортификационные сооружения на второй линии обороны, куда недавно прибыло его подразделение на Востоке.

И такая ситуация не единичная. Особенно ярко она проявилась в феврале, когда украинские войска были вынуждены отступать из Авдеевки под давлением россиян. По словам самих бойцов, за городом не оказалось подготовленных рубежей. В том числе и это позволило противнику стремительно продвинуться на запад почти на 10 км.

О недостаточности, неподготовленности, а иногда и плохом качестве украинских линий обороны сейчас говорят сами бойцы, военные эксперты, аналитики и даже политики. Парламентская оппозиция требует отчета премьер-министра по поводу “проваленной программы построения фортификаций” и расследования этого.

Глава правительства Денис Шмыгаль в свою очередь заявляет о выделении рекордных 20 млрд гривен с начала года на создание оборонных рубежей и интенсификацию этих работ.

После огласки информации о плачевном состоянии украинских фортификаций этот процесс существенно ускорился, почти ежедневно военные подразделения и областные администрации начали публиковать фотоотчеты о рытье окопов и строительстве блиндажей, а координировать этот процесс стал “непубличный куратор” от власти.

Что это за линия обороны?

Для начала следует понять, о каких именно оборонных сооружениях идет речь. Речь идет о долговременных и полевых военных фортификационных сооружениях, то есть возводимых непосредственно у линии боевого столкновения и на некотором расстоянии от нее.

Обычно линия обороны состоит из трех основных полос.

Сначала идет “предполье”, что может включать минные заграждения, препятствия из колючей проволоки, противотанковые рвы и бетонные надолбы – “зубы дракона”.

Далее начинается главная линия обороны, состоящая из железобетонных и гранитных ДОТов (длительных оборонительных точек), ДЗОТов (дерево-земляных оборонных точек), траншей, землянок, блиндажей и пулеметных гнезд.

За главной линией обороны есть еще одна – резервная, а также артиллерийские позиции.

Классическим примером такого трехуровневого построения является “линия Суровикина”, которую россияне построили на оккупированной части Запорожской и Донецкой областей за полгода – с октября 2022 года до весны 2023 года.

Украина строила свои оборонные линии с 2015 года вдоль линии разграничения на Востоке. Однако они были не столь мощны и расположены не в тех районах, где сейчас проходят боевые действия.

К примеру, бывший начальник штаба оперативно-тактической группировки “Луганск”, а ныне эксперт Центра оборонных стратегий Виктор Кевлюк рассказывает ВВС Украина, что в его зоне ответственности инженерно-фортификационные сооружения возводились вдоль реки Северский Донец в Луганской области.

“Передний край (обороны) проходил по реке, вторая линия обороны была построена параллельно Северскому Донцу и перпендикулярно сегодняшней линии фронта. Поэтому вопрос: какая выгода от этой линии сегодня, если направление ведения боевых действий с востока на запад, а не с юга на север?”.

Вдоль государственной границы с РФ в Луганской области вообще не было оборонительных рубежей. По словам Кевлюка, на некоторых участках сделали только ВОПы (взводные опорные пункты), а на других только сосредоточение резервов в тылу.

Собственно отсутствие линии обороны на границе и позволило российским войскам в начале вторжения в 2022 году стремительно оккупировать большую часть Луганщины и продвинуться вглубь области.

На других участках фронта, в первую очередь, на юге Донецкой области, украинские войска вынуждены были отступить от первой линии обороны на вторую под давлением противника, но третью линию обороны не подготовили.

Источник ВВС в командовании инженерных войск также говорит, что возводившиеся с 2015 года оборонные рубежи действительно оказались неактуальными в начале полномасштабной войны, поскольку российская армия фактически обошла их и зашла в тыл ВСУ на многих участках фронта. Фактически последними “старыми” линиями обороны оставались упавшие в начале этого года Марьинка и Авдеевка под давлением россиян.

Теперь Украина ускоренными темпами пытается построить новую линию обороны. В первую очередь на наиболее угрожающих участках – возле Запорожья, на западе Донбасса, а также возле Купянска и вдоль восточной границы с Россией.

Проблемные фортификации

Правда, остается открытым вопрос: почему новую мощную оборонительную линию не начали возводить в первые два года войны?

Собеседники BBC Украина среди причин называются разные версии. В частности, речь может идти о хаосе первых месяцев конфликта, ограниченности финансового ресурса государства и наступательных, а не оборонных планах украинской власти.

Основную массу работ по возведению оборонных рубежей вблизи фронта выполняют инженерные войска, принадлежащие Силам поддержки ВСУ. В начале марта президент Владимир Зеленский сменил командующего Сил поддержки. Новым руководителем стал именно начальник инженерных войск Александр Яковец.

По мнению полковника запаса Виктора Кевлюка, сейчас в Украине есть дефицит инженерных подразделений. Это не в последнюю очередь связано с их значительным сокращением в начале 2000-х годов.

Эксперт объясняет: пока командующий оперативным командованием на фронте имеет в своем составе полк оперативного обеспечения из трех батальонов, но из них работами по фортификационному устройству может заниматься только один – тот, который снабжен необходимым оборудованием и техникой. Это явно недостаточно, говорит Кевлюк.

“Для того чтобы “закопаться” для проведения оборонной операции в оперативном командовании нужно иметь примерно 5-8 инженерных батальонов, а есть только 1. Вопрос: почему нет всех остальных? Неизвестно”.

Еще одной проблемой является то, что процесс обустройства фортификаций происходил “снизу – вверх”, то есть конкретное подразделение отвечало за создание линии обороны только на своем участке и для того, чтобы создать что-то более надежное, чем обычные окопы, должен постоянно обращаться в высшее командование за выделением древесины, бетона или техники.

Поэтому на практике возведенные фортификации на каждом отдельном участке существенно отличались друг от друга и не создавали плотный и сплошной оборонительный рубеж. Это давало российским войскам возможность продавливать украинскую оборону на “слабых” участках и заходить во фланг других подразделений.

“Эта проблема есть, но это точно не вина подразделений инженерных войск”, – уверяет ВВС один из офицеров, служащий в Командовании сил поддержки ВСУ.

Логика в этом утверждении есть. Объявив о переходе к “стратегической обороне”, в декабре 2023 года украинские власти определили, что заказчиками при закупке товаров, работ и услуг оборонного назначения для строительства фортификационных сооружений есть сразу несколько ведомств. Их перечень определен в постановлении Кабмина от 29 декабря.

Среди них – Министерство обороны, государственная специальная служба транспорта, местные администрации и государственное агентство восстановления и развития инфраструктуры. Все эти органы должны были бы между собой координироваться при возведении рубежей обороны. Но часто по факту выходит наоборот, говорит собеседник по инженерным войскам.

Например, местные администрации в некоторых случаях не оказывают необходимой помощи военным, которые вынуждены в условиях отсутствия спецтехники и материалов на скорую руку возводить фортификационные сооружения у линии боевых действий.

Член парламентского комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Сергей Рахманин (фракция “Голос”) говорит, что ВСУ имеют законное право изымать необходимую строительную технику для таких работ, но это должно проходить через местные военные администрации.

“На самом деле, это выглядит несколько иначе – если договорятся с местными властями военные, то они что-то даст, если не договорятся, то не даст. И очень распространенный ответ: “вы все равно это потеряете, разобьете или оно взорвется, и поэтому мы вам этого не предоставим”. Таких случаев очень много”, – говорит депутат в интервью “Радио НВ”.

По его мнению, эта проблема связана с низкой “исполнительной дисциплиной” в Украине.

“У нас оказалось, что некому хлопнуть кулаком по столу”, – считает Рахманин.

Новый куратор из старой системы

Но кажется, что украинская власть таки нашла того, кто будет “стучать кулаком”. Достаточно неожиданно им оказался бывший замглавы Офиса президента Украины Кирилл Тимошенко. С 1 марта он является штатным советником министра обороны Рустема Умерова.

Три источника, в том числе из ОП и Минобороны, подтвердили ВВС Украина, что на своей должности он занимается в том числе и темой возведения фортификаций.

Министерство в ответ на запрос ВВС ответило, что “основное направление” работы Тимошенко – это медиа и коммуникации, координация информационной политики в Министерстве обороны и подчиненных структурах, а также построение “единой информационной повестки” в Силах обороны.

Вопрос о причастности нового советника к масштабной компании по возведению оборонных укреплений в ведомстве проигнорировали.

Так же и Кирилл Тимошенко во время общения с ВВС отказался подтвердить или отрицать свою причастность к фортификационной тематики. Он заявил, что действительно присутствует на многих совещаниях Минобороны по разным вопросам, но основная его функция – быть советником министра по коммуникационной политике.

“Слава Богу, что это делается”, – так прокомментировал он вопрос масштабной государственной программы по возведению оборонных рубежей, отказавшись подробнее объяснить свою роль в этой работе.

В Офисе президента Кирилл Тимошенко имел широкий круг обязанностей. Он курировал медийную и региональную политику, а также отвечал за такие масштабные проекты как “Большая стройка” и “Национальный телемарафон”.

Кто же такой Кирилл Тимошенко? За непродолжительное время пребывания в украинской политике он приобрел неоднозначную репутацию.

В команду Зеленского он попал еще в президентскую кампанию 2019 года. В то время 30-летний медийщик занимался производством рекламных и предвыборных роликов, телевизионных программ и был владельцем рекламного агентства.

С мая 2019 по январь 2023 года Тимошенко занимал должность заместителя главы Офиса президента, где отвечал за региональную и медийную политику.

До российского вторжения в 2022 году он также курировал стратегическую программу власти “Большое строительство”, на которую тратили огромные суммы денег. Поэтому под критику по поводу их расходов попадал и сам Тимошенко.

Читайте также: Три смуги по 2 тис. км: Україна будує оборонні рубежі

Из-за коррупционных нарушений при реализации этой масштабной и дорогостоящей программы правоохранительные органы открыли ряд уголовных производств. У некоторых фигурантов, в частности, у эксочельщика Днепропетровской областной госадминистрации Валентина Резниченко, были проведены обыски.

Однако к Тимошенко у правоохранителей по “Большому строительству” не возникло вопросов. Но позже он получил обвинения от Национального агентства по предотвращению коррупции по другому делу.

По мнению НАПК, в 2022 году представитель ОП незаконно использовал дорогой автомобиль Porsche Taycan, который ему якобы предоставил знакомый в “безвозмездное пользование”. Кроме того, НАПК инкриминировало Тимошенко то, что он трижды на протяжении 2022 года “безвозмездно проживал” в гостиничном комплексе “Emily Resort” во Львовской области, а также помог уехать своему подчиненному за границу якобы для служебной командировки. Настоящей целью выезда вроде бы был частный интерес – оформление виз Тимошенко и его сыну.

Однако осенью прошлого года суд отклонил все аргументы НАПК и признал Тимошенко невиновным.

Что касается возведения линий обороны, то в Министерстве обороны сообщили BBC, что действительно ведут мониторинг строительства фортификационных сооружений. Этим занимается координационный штаб, в состав которого включены представители министерства и ВСУ.

“Штаб постоянно осуществляет взаимодействие с привлеченными к выполнению мероприятий заказчиками строительства и областными военными администрациями, в зоне ответственности которых осуществляется строительство”, – говорится в ответе на запрос.

Оборонные работы ведутся по всем направлениям, во всех определенных 14 областях. Процент готовности фортификационных сооружений в ведомстве раскрыть отказались, но подчеркнули, что сроки строительства установлены как “максимально возможно сжатые”.

По оперативным данным, на 5 марта из выделенных средств уже использовали около 2 млрд гривен. Но Минобороны отмечает, что выделенное финансирование (речь идет о 20 млрд. гривен) не покрывает общей потребности для полного выполнения строительных работ.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2024-03-12