Что связывает маршала Судца с Запорожьем?

Военный летчик и авиационный командир Владимир Судец немало времени провел в нашем городе и до, и после Второй мировой войны. 

Улица «Маршала Судца»

Есть в Запорожье улица «Маршала Судца». Тот, кто знаком с историей областного центра, знает, что Владимир Александрович Судец командовал 17-й воздушной армией, которая в октябре 1943 года поддерживала ударную группировку Юго-Западного фронта при освобождении Запорожья от гитлеровских захватчиков. Мало кто знает, что почетный гражданин Запорожья Судец – можно сказать, земляк запорожцев (родился 23 октября 1904 в поселке Нижнеднепровск под Днепропетровском), в свое время (до обучения в военно-технической школе ВВС и школе летчиков) работал в Запорожье.

Владимир Александрович неоднократно бывал в нашем городе и до, и после войны. Судец возглавлял 4-й дальнебомбардировочный авиакорпус, управление которого (с 14.11.40 по 15.08.41) дислоцировалось в Запорожье …

Горькое начало военных действий

На рассвете 22 июня 1941 года авиацию – дальнебомбардировочный авиакорпус – это 5 корпусов авиации Главного командования Красной Армии, предназначенных для разрушения военных, промышленных и административно-политических центров противника в его глубоком тылу, подняли по тревоге. Хотя было не до глубоких операций. В районе Умани попали в окружение шестая и двенадцатая армии. «Дальник» пришлось переключать на подвижные цели в прифронтовой полосе. В тех боях и выделялся 4-й дальнебомбардировочный корпус полковника Владимира Судца.

Писатель Евгений Долматовский в документальной повести «Зеленая брама» рассказал о Владимире Александровиче в те горькие дни. Поражают переговоры Судца по ВЧ с главнокомандующим войсками Юго-Западного направления Буденным. Маршал не приказывал, а тихим голосом просил: «Полковник Судец, войскам Понеделина и Музыченко сейчас очень тяжело. Сделай для них все, что можешь. Прошу тебя, пойми, как это необходимо! Действуй и доложи мне результаты в любое время, я буду ждать … ».

В те дни подчиненные Судца несли большие потери. Но бомбометанием и штурмовкой все же пробили «коридор» для вывода армий из окружения. Но было уже поздно …

Тыловая должность Судца

Дальняя авиация в первые недели войны понесла огромные потери, управление корпусов расформировали. В августе Судец получает должность командующего ВВС довольно слабой по составу 51-й отдельной армии, которая держала оборону в Крыму. В сентябре, собрав в кулак все, что имел, Судец обрушил на немецкие авиационные группировки достаточно мощный удар. Это был, наверное, первый удачный опыт воздушной операции ВВС армии в летних боях 1941 года.

Затем Судца ждал перевод в тылу – на ВВС Приволжского округа. За Волгой были сосредоточены, покинув места постоянной дислокации, десятки летных и технических школ, запасные бригады и учебные центры, которые готовили кадры для фронтовых авиационных частей.

Владимир Александрович Судец – «военная косточка», человек со свежим боевым опытом и «крепкой рукой» – обязан был наладить их ритмичную и ускоренную работу в условиях военного времени. За полгода на этой «тыловой» должности командующего ВВС округа сумел организовать подготовку, формирование и отправку на фронт 176 авиационных полков, сотен летных экипажей.

Вновь на фронт

Возглавив в марте 1943 года 17-ю воздушную армию, Судец принял решение прежде всего расчистить воздуха над советскими войсками. Армия наносит удары по вражеским аэродромам, уничтожает его авиацию в воздушных боях. Эта операция стала составной частью ожесточенных воздушных боев на Кубани и над Курском, которые вели также четвёртый воздушная армия и часть сил других авиационных объединений. Стратегическое господство в воздухе советские ВВС с тех пор не упускали. Бои вели при поддержке авиации

17 воздушная вела боевые действия на Воронежском фронте, участвовала в освобождении Донбасса, в битве за Днепр, отличилась и при освобождении Запорожья …

После войны

В 1946 году Судцу неожиданно предложили должность начальника Главного штаба ВВС – заместителя главнокомандующего. Владимир Александрович попытался отстаивать свою командирскую судьбу, но приказ не изменишь. Назначение на эту должность в те годы было прерогативой Сталина. Он сам подбирал кадры для ВВС, отправив их бывшее управление во главе с главным маршалом авиации А.А. Новиковым за решетку. В строю тогда находилось немало опытных боевых начальников штабов воздушных армий – из них и выбрать бы лучше для Главного штаба. Но Сталину они были незнакомы, а Судец и его армии он в дни войны 34 раза объявлял благодарность в приказах.

Первые послевоенные годы – одни из самых сложных и тяжелых периодов в жизни ВВС. Боевая авиация переходила на режим мирного времени – расформировывались и переформировывались авиационные части и соединения, освобождалась большая часть летного и технического состава, шло переучивание на новую технику. 3 года проработал Судец на штабной должности, и никто не мог упрекнуть его в непрофессионализме.

Однако в 1949 году его вместе с главкомом маршалом авиации К.А. Вершининым с должности уволили. Хорошо еще, что без взысканий, клейма …

Так сложилось, что в 1953 году, то есть через 7 лет, Судец снова стал командующим воздушной армией со штабом в Минске. Дело для него была не новым, и армию он держал в порядке. А через 2 года, когда главный маршал авиации А.А. Новиков после неудачного столкновения с М.С. Хрущевым снова был отстранен от работы и отправлен на службу в Гражданский воздушного флота, на место командующего Дальней авиацией и заместителя главкома ВВС назначили маршала авиации Судца.

Дальняя авиация

Он пришел в Дальнюю авиацию, как в свой дом. Было время, когда он командовал бригадой ВБ и корпусом ДБ-3 и Ил-4. Но наступила другая эпоха – во всех 3 воздушных армиях Дальней авиации части и соединения готовились к перевооружению с 4-моторных поршневых Ту-4 на дальние реактивные бомбардировщики Ту-16 и межконтинентальные стратегические Ту-95 и М-4. Формировались новые полки и дивизии, строились и удлинялись взлетно-посадочные полосы, возводились хранилища для ядерных зарядов.

Первое знакомство с новым командующим произвело на многих впечатление зябкого ветра, который предвещал суровую погоду. Предчувствия не обманули. Не терпел и не прощал командующий поверхностного отношения к делу, непродуктивной потере времени. Управление Дальней авиации находило новое лицо и строгий ритм в работе.

Новые цели

Среди задач, которые ставил командующий, одна казалась совсем неподъемной: нужно было строить грунтовые аэродромы. На каждый полк. Особенно эфемерной эта задача выглядела для Украины: степные почвы размокают с осени, зимой находятся в слякоти и только в июне подсыхают. К осени снова дожди. Но командующий и сам это знал: “Ищите нужные почвы». Искали. И строили эти аэродромы, укатывали полосы, строили казармы, узлы связи, столовые, склады горючего, боеприпасов …

Судец был непреклонен. Он приказал дать тренировки всем экипажам в взлет и посадку на грунтовых полосах, оборудованных сначала на базовых аэродромах, рядом с бетонными ВПП. А потом стали осваивать тундровые и «чужие» почвы.

Новые возможности, новые вызовы

С появлением первых межконтинентальных баллистических ракет военным и государственным руководством было принято абсолютно логичное решение – передать их «на боевую службу» и для дальнейшего развития командующему Дальней авиацией. В конце 1959 года был создан новый вид Вооруженных Сил – Ракетные войска стратегического назначения. К нему перешло и все то, что с нуля было наработано маршалом Судцом при создании стратегических ракетных войск.

М.С. Хрущев в слепой вере во всесилие и универсальность ракетно-ядерного оружия разрушительным вихрем прошелся по всей боевой авиации. Нависла прямая угроза и над Дальней авиацией: к чему, мол, эти аэродромы, летчики, самолеты, если есть ракеты. Маршал Судец был начеку. Боевой состав Дальней авиации был сохранен.

Под командованием Судца Дальняя авиация нашла новый вид – дальнобойной ракетоносной авиационной силы, которая вошла в качестве авиационной составляющей в триаду стратегических ракетно-ядерных сил Советского Союза.

В 1962 году маршал Судец был назначен главнокомандующим войсками противовоздушной обороны страны. За 4 года сделал немало, укрепив ПВО и техникой, и крепкими кадрами. С 1966 года – в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Умер 6 мая 1981.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-05-07