Что такое сайлентблоки и когда их меняют

Сайлентблоки (с/б) представляют собой деталь подвески, состоящую из двух металлических втулок с резиновой вставкой между ними. Сайлентблок соединяет элементы подвески и гасит вибрации между элементами. Сайлентблоки способствуют комфортной езде благодаря эластичности резины, служащей амортизатором между деталями подвески.

Что такое сайлентблок и каково его назначение

Сайлентблоки предотвращают деформацию подвески и деталей кузова. Они первыми поглощают удары и вибрации, после чего их гасят амортизаторы. Также сайлентблоки делятся на следующие категории:

  • конструкция (с одной, двумя гильзами или без металлических элементов);
  • расчетная нагрузка (сплошная упругая вставка или с отверстиями);
  • тип крепления (втулки или коробка с проушинами);
  • мобильность (средняя подвижность и «плавающая»);
  • материал (резина или полиуретан).

Конструктивно сайлентблоки различаются по форме в зависимости от конструкции рычага. Чаще всего на поперечных рычагах передней подвески применяют две втулки – задние сайлентблоки с двумя втулками, передние с внутренним винтом, наружная обойма отсутствует. Кстати, передняя подвеска заднего моста может быть заполнена гидравлически. Такая конструкция позволяет лучше поглощать энергию вибрации, но как только жидкость начинает вытекать, эффективность работы сайлентблоков резко снижается.

По расчетной нагрузке лучше использовать неразрезные с/б, их ресурс значительно выше.

С точки зрения мобильности особого внимания заслуживают «плавающие» сайлентблоки. Они используются в задней многорычажной подвеске и могут быть запрессованы в поворотный кулак или рулевую тягу. У «плавающей» ступицы есть вторая задача — дать возможность колесу свободно вращаться на определенный угол, оставаясь при этом неподвижным в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Изделие представляет собой закрытый с обеих сторон корпус, внутри которого установлен шарнир. Благодаря движению шарнира задняя подвеска «рулит» при необходимости, делая автомобиль на дороге более устойчивым в крутых поворотах. Основным недостатком «плавающей» втулки является то, что резиновый чехол слишком чувствителен к агрессивным средам, пропускает пыль и влагу, что значительно снижает срок службы детали.

Резинометаллические втулки применяются в следующих деталях подвески:

  • передние и задние рычаги;
  • продольное и поперечное сцепление задней подвески;
  • в качестве стабилизирующих рукавов;
  • повороты кулаков;
  • в амортизаторах;
  • в качестве крепления приводного агрегата и трансмиссии;

Использование полноценных сайлентблоков вместо резиновых втулок существенно улучшило технические характеристики ходовой части, ведь резина в жесткой втулке лучше работает при повороте, эффективнее гасит вибрации и не так быстро изнашивается.

Виды сайлентблоков

Существует две категории, по которым классифицируются все сайлентблоки:

  • Материал, из которого они изготовлены;
  • По типу (форме и конструкции).

Задняя балка и втулки переднего поперечного рычага изготовлены из резины или полиуретана.

По типу бывают:

  • Не складной в стандартной комплектации. Такие детали имеют металлический элемент с резиновой вставкой внутри. Также есть модификации с одной металлической вставкой. В этом случае он будет помещен внутрь резиновой основы.
  • Сайлентблок перфорированный или с выемками в резиновой части. Такие сайлентблоки обеспечивают плавное вращение рычага. Деталь необходимо прижимать равномерно, чтобы нагрузка распределялась по всей рабочей части элемента.
  • Сайлентблок с асимметричными выступами. Такие детали не имеют сквозного монтажного отверстия. Вместо этого используются перформансы. Такая конструкция позволяет ремонтировать детали, находящиеся в смещенных друг от друга плоскостях.
  • Плавающие с/б. Внешне плавающие сайлентблоки аналогичны шарикоподшипникам. Чтобы резиновая часть не изнашивалась в процессе эксплуатации, она закрыта резиновым чехлом. Данная модификация обеспечивает плавное перемещение установленной на ней детали. Их можно использовать для рычагов, но чаще устанавливают в поворотный кулак.

Как проверить сайлентблоки?

Средний ресурс резинометаллических деталей подвески – 100 000 км. Диагностика проводится каждые 50 000 км. Для этого нужно поднять автомобиль на подъемнике. Первичный осмотр является визуальным; необходимо определить наличие трещин или надрывов резины. Если есть трещины, значит, скоро потребуется замена с/б.

Дальнейшая проверка осуществляется с помощью ручки. Опираясь на рычаг, моделируем его работу, при этом ход рычага должен быть тугим. Это также касается опор двигателя и втулок амортизаторов.

На износ сайлентблоков указывает сильное воздействие неровностей, «разболтанность» подвески.

Когда они заменяются

Сайлентблоки заменяются только при явном износе, в остальных случаях трогать их нет смысла. Настоятельно рекомендуется менять резинометаллическую деталь с обеих сторон, поскольку в движении подвеска начинает показывать неадекватную разницу в работе рычагов.

Эксперты говорят, что диагностику ходовой части следует проводить по пробегу и первым признакам ненормального поведения подвески.

Срок службы

Обычно ресурс оригинальных запчастей достигает 100 000 км и более, в зависимости от того, где эксплуатируется автомобиль. Если говорить об аналогах, то самые дешевые варианты могут выйти из строя уже после второй тысячи километров. Нормальный пробег хорошего аналога составляет 50-80% ресурса оригинальной запчасти.

Какие сайлентблоки лучше: полиуретановые или резиновые?

Однозначно, в случае выхода из строя сайлентблока разумным решением будет его замена на идентичный, предусмотренный производителем. Если водитель не знаком с устройством своего автомобиля, то подбор сайлентблоков можно осуществить по каталогу для конкретного автомобиля.

Перед заменой сайлентблоков автовладельцу следует определиться, из какого материала изготовлена ​​деталь.

На современном рынке автозапчастей покупателю предлагается два варианта: резиновый и полиуретановый аналоги. Вот в чем разница.

Резиновые сайлентблоки

Сердце таких сайлентблоков резиновое. Эти детали дешевы, и их легче найти в магазинах. Но у этого варианта есть несколько существенных недостатков:

  • малый рабочий ресурс;
  • скрип даже после замены;

Они не переносят агрессивного воздействия окружающей среды, например, растрескивания резины под нагрузкой в ​​сильный мороз.

Сайлентблоки из полиуретана

Самый существенный недостаток полиуретановых сайлентблоков по сравнению с предыдущим вариантом – высокая стоимость. Однако этот фактор заменяется наличием множества преимуществ:

  • тихая работа;
  • поведение автомобиля на дороге становится мягче;
  • точка опоры чрезмерно не деформирована;
  • увеличенный срок эксплуатации (иногда до 5 раз по сравнению с резиновым аналогом);
  • он лучше гасит вибрации;
  • улучшает управляемость автомобиля.

Причины поломок сайлетнблоков

Основная поломка сайлентблоков – это растрескивание или деформация резиновой части, так как она является опорой амортизатора. В некоторых узлах он подвергается скручивающим силам. Поломка металлического зажима происходит очень редко. Основной причиной этого является нарушение неотложной процедуры.

Резиновая деталь преждевременно изнашивается в следующих случаях:

  • Нарушение технологии замены сайлентблока. После затяжки крепежных болтов автомобиль должен прочно стоять на колесах, а не поддомкрачиваться. В противном случае неправильно затянутая деталь перекрутится при опускании машины на землю. Резина тогда треснет под дополнительной нагрузкой.
  • Нарушение процесса прессования. Если деталь установлена ​​со смещением, нагрузка в процессе работы будет распределяться неравномерно.
  • Естественный износ. Некоторые водители обращают внимание на сайлентблоки только тогда, когда с ними возникает проблема, зачастую превышающая рекомендуемый срок службы.
  • Агрессивное воздействие химических веществ. К этой причине относятся реагенты, засоряющие дорогу. Обычное моторное масло легко разрушает резину.
  • Вот признаки, по которым можно определить, что сайлентблоки нуждаются в замене:
  • Автомобиль проехал почти 100 000 километров (при плохих дорожных условиях интервал замены короче – примерно через 50-60 тысяч);
  • Появляется люфт, машина становится неустойчивой и менее комфортной в управлении;
  • Рисунок протектора шины изнашивается неравномерно (обратите внимание, это может быть следствием других неисправностей, описанных в отдельной статье);
  • Крепления рычагов повреждены.

Выполняя своевременное и качественное техническое обслуживание автомобиля, автовладелец избежит ненужных потерь при ремонте еще не пришедших запчастей.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2025-10-01