CV90: как самые современные шведские БМП усилят украинскую армию

Тяжелые машины пехоты CV90 – одни из самых современных и мощных в милитарной индустрии. Скорострельная и дальнобойная пушка с разными боеприпасами, многослойная стальная броня, проходимость по бездорожью – сильные стороны изделия шведских инженеров, – пишет BBC

Украинская армия получила полсотни таких БМП, как помощь от Швеции. Недавно они уже были замечены в Украине.

В будущем ВСУ могут рассчитывать на еще большее количество CV90 для своих механизированных бригад.

Тысяча БМП?

О том, что Швеция передаст Украине CV90, стало известно в конце прошлого года. Тогда шведское правительство объявило о пакете военной помощи, в который вошли также новейшие артиллерийские системы Archer.

В феврале 2023 года премьер Ульф Кристерссон во время визита в Киев уточнил, что речь идет о 51 БМП. Это существенное количество – 5 механизированных рот, или полтора механизированных батальоны в ВСУ.

Есть причины предполагать, что этих машин в украинской армии будет еще больше. 1 мая министр обороны Алексей Резников после разговора со своим шведским коллегой Полом Йонсоном написал твит, в котором выразил надежду на “плодотворную CV90-коалицию”.

Почему так непросто подготовить украинских пилотов летать на F-16

Это воспринималось как дополнительная передача CV90 от других стран, имеющих их на вооружении: Норвегии, Дании, Нидерландов, Швейцарии и Финляндии.

18 июня чешское специализированное издание CZ Defence опубликовало статью под названием “Чехия, Словакия и Украина будут сотрудничать в приобретении и эксплуатации BVP CV90”.

В ней говорилось о меморандуме между Украиной и будущими операторами CV90 Чехией и Словакией – первая закупает для собственной армии 246 шведских БМП, а вторая еще 152 такие машины.

Сам меморандум на эти закупки не влияет, а целью обмен опытом между тремя странами относительно особенностей CV90 и возможностей локализации производства.

Но резонанс получил последний абзац чешской статьи, в котором утверждалось, что “Украина выразила интерес к закупке до 1 тыс. единиц гусеничных БМП CV90”.

Тысяча шведских БМП – это фантастическое количество, которое вряд ли стоит рассматривать реально.

Украинский портал Defence Express счел, что стоимость упомянутых чешских и словацких CV90, которые они покупают в Швеции, колеблется от 10 до 12 млн долларов (цена зависит от комплектации и модернизации машин). И это при том, что обе страны планируют 40% локализации, то есть значительную часть производства машин они будут делать сами.

Стоимость тысячи шведских БМП может достигать 10-12 млрд долларов (чуть меньше – для старых версий), что вряд ли может позволить себе украинский бюджет.

Стоимость экспортного варианта CV90 зависит от комплектации, которая отличается для каждой страны. На фото бронетранспортер Armadillo на базе CV90 – экспортная версия для Дании.

Но разные признаки указывают, что количество CV90 в украинской армии будет расти – либо в виде помощи от коалиции операторов этих БМП, либо Украина действительно закупит какое-то количество машин (недавняя публикация New York Times подтверждает, что Киев сейчас тратит сотни миллиона долларов на оружие, хоть и не всегда удачно).

Украинские экипажи, по данным Минобороны, на конец мая завершали подготовку на тех машинах, которые получили ВСУ. Недавно в соцсетях появились первые фото, где CV90, вероятно, зафиксированы на дорогах Украины.

Что же стоит за аббревиатурой CV90?

“Одна из лучших БМП ХХ века по уровню вооружения и защищенности”, – характеризовал эту машину глава фонда “Вернись живым” Тарас Чмут во время эфира на “Милитарном”.

Ее шведское название “Stridsfordon 90” буквально переводится как “боевая машина”, а “CV90” – это сокращение от английского аналога “combat vehicle”.

Разработка CV90 началась в 1980-х, когда шведская армия поставила цель получить современную маневренную БМП. Первоначально шведы рассматривали возможность закупок британских Stormer, но позже решили создать собственный проект. Фокусировались на том, чтобы создать боевую машину, которая имела бы достаточную проходимость в заснеженной и болотистой местности приполярной Швеции.

Кроме того, стремились заложить возможность борьбы с воздушными целями на малых высотах, которыми тогда были в основном вертолеты. Для этого БМП решили оборудовать 40-мм автоматической пушкой Bofors L70.

Bofors L70 – одно из распространенных автоматических орудий западного образца, которое используется как в бронетехнике, так и на флоте.

Это пушка, которая может использоваться как против наземных, так и против воздушных целей. Ее современный вариант имеет скорострельность 5 выстрелов в секунду и может вести огонь одиночными, короткими и длинными очередями.

Bofors L70 может использовать бронебойно-подкалиберные, осколочные или осколочно-фугасные снаряды, а также снаряды с запрограммированным подрывом – они автоматически программируются для подрыва на расстоянии (на основе данных лазерного дальномера), что сейчас считается одним из наиболее эффективных средств против дронов.

Эффективная дальность стрельбы Bofors L70 по наземным целям может достигать 1,5-3 км, а по воздушным – 3,5-4 км. Угол подъема ствола пушки CV90 – 50 градусов. Поэтому она может использоваться не только против вертолетов или самолетов на низкой высоте, но и против крылатых ракет при визуальном обнаружении.

Максимальная дальность стрельбы орудия составляет более 12 км. На таких расстояниях CV90 могут работать навесной траекторией с закрытых позиций – главное получить эффективную наводку.

“Учитывая, что 40-мм боеприпас мощнее 30-ки (Калибр, который используется на украинских БМП-2 и другой бронетехнике. – Ред.), то им можно нормально “разбирать” здания и позиции пехоты. Пушка очень мощная и среди тех, которые есть на современных БМП – фактически самая мощная”, – отмечал Тарас Чмут.

Кроме 40-мм пушки CV90 также оборудованы спаренным 7,62-мм пулеметом на башне.

Броня – многослойная стальная. В передней проекции CV90 способны выдерживать попадание 30-мм снарядов, а с других сторон – 14,5-мм пулеметов, вроде КПВТ, которыми вооружено большинство советских бронетранспортеров.

Экипаж – три человека: командир, водитель и наводчик (причем прицелы для стрельбы имеют и наводчик, и командир, являющийся трендом современных БМП).

Первые версии перевозили восемь десантников. В более поздних модернизациях десантный отсек сократили до шести бойцов.

Серийное производство CV90 началось в 1993 году и с тех пор машины прошли многие модернизации.

На их основе создали другие варианты бронемашин: от самоходной минометной установки Mjolner с двумя 120-мм минометами или вариации “легкого танка” со 120-мм пушкой до командно-штабных, разведывательных машин или самоходной зенитки с радаром и увеличенным углом. с воздушными целями.

Также ряд машин оборудовали противотанковыми ракетными комплексами.

На заднем плане виден CV90120-T – вариант легкого танка на базе CV90. Шведы выпустили за все время более 1400 CV90 в разных вариациях.

По данным портала “Милитарный”, 51 БМП, полученных Украиной, являются базовой моделью (без дополнительных радаров или противотанковых установок), модернизированной к варианту CV9040C.

Это модернизация 2000-х годов, которая имеет лучшие брони и возможности стрельбы на ходу.

В ВСУ

В украинской армии эти машины могут стать усилением механизированных бригад.

Хотя имеющиеся полсотни – не столь обилие, чтобы формировать “ударные кулаки” исключительно из этих машин.

Особенно с учетом их стоимости.

“Машина мощная, и, возможно, есть смысл миксовать их с другой техникой – условно, одна на взвод с двумя какими-то более легкими машинами, например БТР М113, чтобы можно было компенсировать боевым потенциалом конкретной машины мощность взвода, но при этом иметь достаточный вес на уровне бригады”, – размышлял о применении в ВСУ CV90 Тарас Чмут.

“Можно было бы одну тяжелую бригаду сделать. Добавить западные тяжелые танки и иметь хорошие резервы для наступления или контрнаступления”, – добавил он.

В войне такой интенсивности, как боевые действия в Украине, потери этих машин будут неизбежны – как от артиллерии, так и от противотанковых мин.

От фугасов были потери CV90 в истории их боевого применения. Несколько этих БМП из состава норвежского и датского контингента взрывались на самодельных устройствах в Афганистане в течение 2000-х годов. Большинству членов экипажа и десантников при этом удавалось выживать, но были и летальные случаи.

“Даже для дорогих и суперклассных машин это не отменяет угроз подрыва на минах, прилетов “Ланцетов”, поломок из-за действий экипажа или возможности где-то погрязнуть”, – предупреждает Чмут.

Но в случае продуманного применения в ВСУ, а также с учетом увеличения количества CV90 может стать эффективной заменой советских БМП-1 и БМП-2 и фактором преимущества в войне против России.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-06-25