Вечером 23 августа под российским городом Тверь упал бизнес-джет Embraer Legacy 600. Как сообщает Росавиация, на борту находился владелец ППК “Вагнер” Евгений Пригожин и его приспешники. Все десять человек на борту погибли, тела передали на экспертизу.
Действительно ли на борту был именно Пригожин, который любил летать с паспортами на другие имена и использовал “двойников”, неизвестно. Но близкие ему источники подтверждают, что погиб именно он, а западные медиа и аналитики уже называют это “местой Путина” за неудачный мятеж, который Пригожин устроил ровно за два месяца до катастрофы.
О том, что погиб именно Пригожин, сообщил близкий телеграмм-канал Grey Zone. Согласно сообщению, “Пригожин погиб в результате действий предателей России”. Также они написали о смерти правой руки Пригожина Дмитрия Уткина.
Шесть собеседников BBC в ППК “Вагнер” так или иначе подтверждают гибель Пригожина. “Я думаю, братан, это конец, других слов у меня просто нет, это конец”, – резюмировал один из вагнеровцев в разговоре с корреспондентом.
То, что Росавиация сообщила, что среди пассажиров был Пригожин, в течение часа после катастрофы, очень быстро и очень необычно, считает Уилл Вернон, корреспондент BBC в Москве.
“По России неделями ходили слухи о том, какая судьба ждет Евгения Пригожина. Ровно два месяца назад он начал свой мятеж. Лишь около часа прошло после аварии, как Росавиация уже выпустила заявление, подтверждающее, что имя Евгения Пригожина было в списке пассажиров. Для Росавиации это очень быстро: ведомство обычно реагирует на такие инциденты гораздо медленнее. И это многих здесь удивило”, – пишет Вернон.
Что произошло с самолетом
Сервис Flightradar24, отслеживающий полеты самолетов по сигналам транспондеров, регистрировал полет Embraer Legacy 600 с 17:59 по Москве до 18:11.
Первые сообщения о крушении появились около 19.20 по местному времени.
Судя по видео очевидцев крушения, самолет развалился в воздухе, на видео видно падение отдельных обломков.
Бизнес-джет падал в плоском штопоре — судно, потерявшее правую плоскость крыла, снижалось по крутой спирали, пока не врезалось в землю почти под прямым углом. На других видео виден пожар на месте падения самолета, его обломки и тела погибших. Снявшие падения очевидцы утверждают, что перед падением слышали два взрыва.
Вместе с Embraer Legacy 600 летел другой самолет. Он сел в Москве, о его судьбе и о тех, кто был на его борту, ничего неизвестно.
Росавиация уже в девять вечера по Москве отчиталась о создании специальной комиссии по расследованию катастрофы.
Главное следственное управление Следственного комитета России (СКР) возбудило дело по ст. 263 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта) – по этой статье СКР возбуждает дела после любой авиакатастрофы.
Символично, по мнению многих обозревателей, то, что катастрофа произошла ровно через два месяца после неудачного мятежа Евгения Пригожина. Тогда, 23 июня, после продолжительного публичного конфликта по минобороны России Пригожин начал “марш справедливости” на Москву.
Его наемники захватили здания силовых структур в Ростове-на-Дону и пошли колонной на столицу, в процессе сбив два вертолета и самолет (всего бойцы “Вагнера”, по разным данным, убили до 15 российских военных).
Путин, поначалу фактически назвал его “изменником”, внезапно, как казалось, простил Пригожину.
Два последних месяца СМИ почти в ежедневном режиме следили за тем, как самолеты, связанные с Пригожиным, курсировали между Минском, Петербургом и Москвой. Сам бизнесмен при этом стал гораздо реже писать в соцсетях.
За два дня до катастрофы в Тверской области в соцсетях появилось видеообращение Пригожина якобы из одной из африканских стран.
“Кошмарим ИГИЛ, “Аль-Каиду” и других бандосов”, – говорил на нем бизнесмен. Это пока остается последним его публичным заявлением.
Месть Путина?
Западные издания 24 августа вышли с заголовками, прямо указывающими на то, что за убийством, если оно действительно было, вероятнее всего стоит сам президент России.
Daily Mail задает вопрос “Было ли это ужасной местью Путина?” и считает его риторическим.
“Месть Путина” – уверена Daily Mirror. Газета считает, что Путин включил босса “Вагнера” в “расстрельный список” несколько недель назад. Telegraph, ссылаясь на источники в спецслужбах Британии, считает, что Пригожин был убит по приказу Путина.
Американский Институт изучения войны (ISW) в ежедневной сводке пишет, что приказ сбить самолет Пригожина почти наверняка отдал президент Путин.
“Крайне маловероятно, чтобы представители российской армии, особенно министр обороны Сергей Шойгу и начальник генштаба генерал армии Валерий Герасимов, расправились с Пригожиным без приказа Путина”, – пишут обозреватели ISW и добавляют, что вся российская элита, скорее всего, была уверена, что после попытки мятежа 23 июня Пригожин остается жив только по милости Путина.
“Он (Путин) не спешил, он дождался момента, когда он может застать Пригожина в гораздо более слабой позиции”, – считает американский политолог и глава консультационной фирмы Eurasia group Иен Бреммер.
Кристофер Стил, бывший глава отдела России по британской службе разведки МИ6, сказал в комментарии BBC, что такой конец для Пригожина был “неизбежным”.
“Несколько недель назад на самом деле нам сказали, что Пригожина “заказали” какие-то высокие лица в российском бизнес-сообществе. У него было много врагов, очень мало союзников внутри режима и в определенном смысле такой конец для него был неизбежен”, – считает разведчик.
Президент США Джо Байден заявил, что “не удивлен новостями из России”.
“В России мало происходит такого, за чем бы ни стоял Путин. Но у меня недостаточно информации, чтобы знать ответ”, – цитирует американского президента Reuters.
Россия официальных версий по поводу причин аварии до сих пор не обнародовала.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.