Геннадий Фортус: «Театр должен формировать своего зрителя!»

Поделиться

7 октября Запорожский театр молодежи (ТЮЗ) откроет свой 39-й сезон. В канун этого события с корреспондентом нашего сайта  встретился художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Украины, режиссер- постановщик Геннадий Фортус.
– Геннадий Вадимович, скоро в театре, которым вы руководите, открывается новый сезон. Чем вы планируете порадовать зрителя, какой спектакль станет первым?

– Как правило, сезон открывается новой работой. В этом году это совместный театральный проект нашего земляка Влада Ряшина, компании Star Media и Запорожского театра Молодежи – «Папа в паутине» по пьесе Рэя Куни. Это настоящий подарок для тех, кто любит посмеяться от души. Комедию ошибочно считают «легким жанром», но я бы так не сказал, это достаточно сложная работа. Особенно это касается подбора актеров, ведь очень важно наличие у них чувства юмора, которое у каждого человека бывает разным.

– Будут ли в этом сезоне представлены постановки, которые уже полюбились зрителю?

– Естественно, мы стараемся выпускать свою продукцию в таком долгосрочном формате. Наши спектакли идут по 57, а иногда и по10 лет, продолжая пользоваться успехом у зрителей. У нас даже появилась табличка «все билеты проданы». Когда мы только перешли в здание, где сейчас находимся, в 2005 году, я поставил задачу перед коллективом, чтобы лишний билетик спрашивали возле ТЦ «Украина». Билетик, правда, еще не спрашивают, но, тем не менее, табличку мы уже сделали. Я полагаю, что это большое достижение для периферийного театра. Хотя я не считаю, ТЮЗ периферийным театром, тем не менее, мы ограничены количеством публики. Хочу заметить, что театр должен формировать своих зрителей и уровень их восприятия. Предлагая свой продукт, мы пытаемся сформировать вокруг себя более молодую и более интеллигентную публику.

– Геннадий Вадимович, пожалуйста, расскажите подробнее о работах, которые будут представлены в новом сезоне.

– Режиссер Геннадий Широченко сейчас работает над спектаклем по пьесе «Сто тысяч» Ивана Карпенко­Карого. Многие говорят, что это не наш репертуар. Я считаю, что «шароварщина», – это навязанный нам идеологией недавнего прошлого, штамп. В своем роде дискредитация, нельзя показывать украинский народ только в таком ключе. Мы хотим очиститься от этого, потому я и поручил данную постановку молодому режиссеру. Мы оговорили то, что спектакль должен быть современным. О нас, о молодежи, о нашей стране и без всякой «шароварщины». Мне кажется, он хорошо справляется на данном этапе. Геннадий Петрович удачно экспериментирует с украинской классической драматургией, и мне приятно с ним работать. Я думаю, что через время мы будем лидировать в этом направлении.

– Подобная постановка предполагает участие харизматичных актеров. На кого делается ставка в этом сезоне?

– В постановке «Сто тысяч» главную роль исполнит заслуженный артист Украины Максим Березнер. У меня же в спектакле работают заслуженный артист Украины Станислав Шкляренко, Мария Нестулий, Юрий Драненко, Сергей Цевелев, Елена Денисенко, молодые актеры: Екатерина Макоед, Дарья Чебаненко, Екатерина Заплавная, Назар Баранников, Олег Абакуменко. Дело в том, что с 2000 года я преподавал в Запорожском национальном университете и определенная часть актеров – мои выпускники. Также у нас работают воспитанники замечательного режиссера Александра Короля и заслуженной артистки Украины Надежды Стадниченко. По финансовым причинам сейчас мы не можем приглашать на работу актеров из Киева или Харькова. И для того, чтобы решить проблему с кадрами, мы в 1999 году с Александром Королем приняли решение открыть при факультете социальной педагогики и психологии ЗНУ кафедру актерского мастерства и обучать наших запорожских ребят. Я уверен, уже можно сказать, что наш эксперимент удался.

– Расскажите о ваших творческих планах…

– Планов море. Начнем с «Экватора» композитора Александра Злотника и поэта Александра Вратарева. Постановка планируется на украинском языке. Мы хотим отойти от мюзикла 2003 года, в котором чувствуется еще советский подход. Также хотелось бы поставить великолепную пьесу Мишеля де Гельдерода «Варавва». Мы видим ее как вокальную постановку, поэтому планируем замахнуться на мюзикл или рок ­ оперу. С нашими актерами сейчас работает чудесный педагог по вокалу – Лилия Гринь. Наша цель – уйти от провинциального налета, хочется побаловать нашу публику замечательной комедией – «Ледис Найт». Я очень люблю комедии в театре, некоторые зрители пишут в книге отзывов, что осознание заложенного смысла приходит уже дома. Мне кажется, что принцип «развлекая – поучай» у нас срабатывает в полной мере.

– Какую публику вы хотели бы увидеть на своих постановках?

– Начнем с того, что в 2005 году я допустил несколько серьезных ошибок. Одной из них была безадресная режиссура, то есть мы не знали, какого зрителя хотим видеть на наших постановках. После некоторых провалов я осознал, что каждый спектакль должен быть адресный, то есть, направлен на какую-то социально ­ возрастную группу. Затем я сузил свои зрительские симпатии и сказал, что мы должны работать на молодых людей. Дело в том, что в лихие 90-е и 2000-е отучили людей ходить в театр. Это поколение сейчас сидит дома и смотрит телевизор, сериалы. Но борьба за тех людей, которым сейчас от 20 до 45, мне очень интересна. И вот сегодня, когда мы переадресовали свое творчество на определенную категорию людей, мы получили полный зал. С детской публикой вопрос решен, они к нам ходят в субботу и воскресенье. Малышня очень любит наш театр, их встречают клоуны, проводятся чаепития. Также, для привлечения средней параллели мы работаем с дирекциями школ и родительскими комитетами.

– Какой вам видится функция современного театра? Он должен развлекать, откликаться на события сегодняшнего дня или сочетать в себе все сразу?

– Раньше был такой тезис «Театр должен удивлять». В какой­то момент я усомнился в его правильности, потому что появилось кино, интернет, современные технологии, и театр уже не может соревноваться с ними. Технически мы не можем конкурировать и с западной сценой, ведь у них даже здания изначально строятся для определенного спектакля. За рубежом вкладывают деньги, чтобы удивить зрителя. «Театр должен рассчувствовать» – это единственное, что мы можем сделать с нашим зрителем, который тоже должен немного поработать: встать с дивана, оторваться от телевизора, прийти к Фортусу в театр. Важны внутренние эмоции, которые он здесь получает. Ведь зрителю нравится, что он потом приходит домой и обсуждает темы, которые прежде не получал по телевизору и из других источников информации. Затем он снова идет в наш театр и получает новую порцию этих чувств. Именно поэтому перед нашими актерами я ставлю определенную цель – мы учимся говорить нормальным языком, чтобы достучаться до зрителя.

– Ваш спектакль «Оскар и Розовая дама» стал дипломантом Днепропетровского открытого фестиваля моно  и камерных спектаклей «Виват, актер!». Как сегодня обстоят дела с участием в различных конкурсах?

– Мы сами ищем фестивали и сами предлагаем себя. Наш завлит Надежда Петренко как раз и занимается этим поиском. Не всегда нам хватает финансов выезжать. Выручка от продажи билетов дает нам возможность самостоятельно ставить спектакли. Мы уже вышли на тот уровень, когда можем позволить себе выехать на хороший фестиваль. Например, мы произвели очень сильное впечатление на театральном форуме в Польше. Думаю, в дальнейшем мы будем самостоятельно искать подобные фестивали. Сейчас ТЮЗ – самый молодой театр в Украине. Как по времени своего существования, так и по возрасту актеров. И значит, у нас есть все шансы для того, чтобы выйти на новый уровень.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Поделиться

Добавить комментарий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.