Когда Владимир Путин перекрыл газовые краны в Европу, Германия больше других, боялась проблем с приходом зимы. Министры пытались обеспечить альтернативные поставки, болезненно отдавая себе отчет в том, что сильная зависимость от российского газа оставила их индустриальную страну ужасно незащищенной.
Но сейчас, всего за несколько месяцев, когда на рождественских ярмарках сверкают огни, в воздухе, рядом с ароматом пряностей глинтвейна, чувствуется некоторый оптимизм. Наспех разработана стратегия Германии отказа от российского газа, похоже, пока работает.
“Энергетическая безопасность этой зимой гарантирована”, – сказал канцлер Олаф Шольц депутатам в немецком парламенте в среду утром.
Газовые хранилища в стране заполнены – результат частично безумной – и дорогой – операции закупки на мировых рынках.
А на немецком побережье Северного моря инженеры только в рекордные сроки завершили строительство первого в стране терминала для сжиженного природного газа (СПГ).
СПГ – это природный газ, который охлаждают до жидкого состояния, чтобы уменьшить его объем и облегчить транспортировку. Затем, достигнув места назначения, его снова превращают в газообразную форму.
Германия справедливо известна своей громоздкой бюрократией; обычно такой проект длился бы годами, но власти отказались от бюрократии, чтобы завершить его менее чем за 200 дней.
Важнейшую часть терминала – плавучую установку хранения и регазификации (FSRU) – еще должны пришвартовать. Стоимость аренды FSRU, которое по сути является специализированным судном, на котором СПГ возвращают в состояние газа, по сообщениям, составит 200 000 евро в день.
Уже через несколько недель танкеры из таких стран, как США, Норвегия или Эмираты, смогут доставить свои грузы сюда в порт Вильгельмсхафен. Оператор терминала Uniper, почти полностью контролируемый правительством Германии, не разглашает своих поставщиков, но настаивает на наличии контрактов.
В Германии планируется построить еще пять СПГ-терминалов. Большинство должны завершить в следующем году.
От этого зависит германская индустрия.
“Если мы не будем получать газ, нам придется закрыть печь”, – говорит Эрнст Бухов, владелец кирпичной фабрики в получасе езды от Вильгельмсгафена.
Производимый кирпич необходимо обжечь в гигантской печи при температуре до 1200C. Он надеется однажды перейти на зеленый водород, но говорит, что для этого понадобится время. Сейчас он полностью полагается на постоянную поставку газа.
“Это вина не только политиков. Промышленность хотела российские газовые контракты”, – говорит он.
Только год назад эти контракты обеспечивали Германии 60% газа, большая часть которого поступала через газопровод Nordstream из России. Правительство все еще рассчитывало – хотя и в условиях значительной политической и общественной оппозиции – на открытие газопровода “Северный поток-2”, который удвоил бы количество российского газа, поступающего в Европу через Германию.
Сегодня, по данным федерального энергетического агентства, Германия обходится без российского газа. Но чтобы избежать дефицита зимой, его эксперты говорят, что СПГ-терминалы должны заработать в начале следующего года, а потребление газа нужно сократить на 20%.
Это можно считать огромным национальным достижением. Но она имеет свою цену.
Германия – экономический тяжеловес; то, чего она хочет, она обычно получает. Ее новый интерес к сжиженному природному газу усиливает мировой спрос.
И это может поставить другие, более бедные страны, такие как Бангладеш и Пакистан, в уязвимое положение.
“Есть целая куча стран – особенно развивающихся, – которые выбиты с рынка и больше не могут получать нужный им СПГ”, – говорит профессор Андреас Голдтау из Школы государственной политики Вилли Брандта.
Они обладают меньшей покупательной способностью, чем европейцы и, в частности, немцы.
Это, предупреждает он, чревато им отключениями электроэнергии, а также может увеличить их зависимость от более “грязного” ископаемого топлива, такого как уголь.
А как насчет собственных амбиций Германии относительно более зеленого будущего? СПГ, наконец, является ископаемым топливом.
Все, кто участвует в проекте в Вильгельмсхафене, настаивают на том, что СПГ является “переходным” топливом.
Uniper пообещал построить инфраструктуру для переработки экологически чистого водорода наряду с СПГ-терминалом. Это подпитало амбициозные планы в руководстве Вильгельмсгафена. Мэр Карстен Файст говорит, что СПГ-терминал не принесет городу очень необходимые рабочие места. А вот планы по зеленому энергетическому центру – вполне.
“Многие энергетические преобразования, которых нам нужно достичь, чтобы наша планета имела подходящий для жизни климат через пятьдесят или сто лет, многое из того, что необходимо сделать здесь, в Германии, состоится в Вильгельмсгафене”, – говорит он.
Шесть СПГ-терминалов будут стоить правительству более шести миллиардов евро. По их собственному признанию это вдвое больше, чем министры планировали сначала, и в следующем году стоимость может вырасти еще больше.
Германия слишком поздно ясна ценность надежного энергоснабжения. И теперь вынуждена за это платить.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.