Летом 2021 года президент РФ Владимир Путин утвердил обновленную стратегию национальной безопасности РФ. Главными оппонентами в ней определены страны Запада, а среди партнеров – Китай и Индия. Российская внешняя политика определяет приоритетным для себя развитие отношений со странами СНГ и рассматривает все попытки внешнего вмешательства в их внутренние дела как угрозу для нацбезопасности РФ.
И хотя сейчас СНГ — объединение достаточно условное, понятно, что в Кремле под этой аббревиатурой имеются в виду страны бывшего СССР. За влияние на шесть из них, ближайших соседок Азербайджан, Беларусь, Армению, Грузию, Молдову и Украину — Россия борется с Западом. Ведь эти страны вот уже 20 лет подряд объединены инициативой «Восточное партнерство», направленной на сближение с Евросоюзом.
Какими методами Россия пытается удержать Баку, Минск, Ереван, Тбилиси, Кишинев и Киев? Ответ на этот вопрос дали евродепутаты и эксперты во время слушаний «О безопасности «Восточного партнерства»: влиянии российской военной доктрины, позиции сил и развитии потенциала», которые состоялись на заседании подкомитета по вопросам безопасности и обороны Европарламента.
Влияние через конфликты
Страны Восточного партнерства разные по уровню евроинтеграционных амбиций и объемам демократических реформ. Но все они испытывают проблемы, которые так или иначе составляют вызовы для Евросоюза: экономическую уязвимость и политическую нестабильность. Тем не менее, главным источником опасности остается российское присутствие в регионе. Об этом рассказала научный сотрудник отдела исследований международной безопасности британского Королевского института объединенных служб Марина Воротнюк.
Для влияния на внутреннюю политику стран Восточного партнерства Россия применяет невоенные инструменты: дезинформацию, кибератаки, провокации. «Когда эти инструменты иссякают, Россия прибегает к военным средствам. Если взглянуть на страны Восточного партнерства, то несложно заметить: Россия везде оставила свой военный след», — отметила эксперт.
Российская внешнеполитическая доктрина основывается на идее расширения. Особенно Москва заинтересована в полном контроле над Каспийским, Азовским и Черными морями, поскольку это дает ей доступ к Средиземноморью и Ближнему Востоку. Чтобы получить этот доступ, российские власти создают и поддерживают зоны нестабильности на территории стран «Восточного партнерства», а затем выступают в качестве посредника в урегулировании им же спровоцированных конфликтов. Это позволяет ей для дислокации своих военных в важных для нее регионах, объясняет Марина Воротнюк.
Присутствие Кремля
После развязывания войны с Грузией в 2008 году Кремль разместил на оккупированных им территориях Абхазии и Южной Осетии до 10 тысяч своих военных. На территории Армении официально существует российская военная база Гюмри, где дислоцировано 5 тысяч военных. В ноябре прошлого года во время обострения конфликта вокруг Нагорного Карабаха Россия разыграла роль посредника между Ереваном и Баку и получила согласие разместить вдоль линии столкновения двух сторон в Нагорном Карабахе до 2 тысяч своих «миротворцев» и военную технику.
В результате Приднестровского конфликта, разжигаемого и поддерживаемого Россией, на территории Приднестровья, официально составляющей часть территории Молдовы, тоже находится до 2 тысяч российских «миротворцев», хотя на самом деле их реальное количество может быть гораздо больше. На территорию Беларуси российская армия зашла вполне официально с согласия Александра Лукашенко, незаконно называющего себя тамошним президентом. Обиженный Западом за поддержку оппозиции и маршей протеста, Лукашенко сам согласился вести совместную оборонную политику с Россией. Поэтому российские воины с техникой открыто находятся на территории Белоруссии.
Что касается Украины, то на территории аннексированного Крыма сейчас дислоцировано до 30 тысяч российских военных, полуостров буквально нашпигован оружием и военной техникой. То же происходит и на оккупированном Донбассе, где Россия вооружает поддерживаемых Кремлем боевиков, действующих под руководством профессиональных российских военных.
Выжидание удобного момента
«Учитывая это, важно понимать: Россия находится в состоянии милитаристского подъема и становится все более агрессивной к странам «Восточного партнерства» и к Западу в целом», — предостерегает Марина Воротнюк. По ее мнению, РФ готова к широкомасштабным военным действиям, потому что имеет для этого все необходимое. «Вопрос состоит в том, решится ли она на это», — говорит эксперт.
По прогнозу руководителя аналитического центра New Geopolitics Research Network Михаила Самуся, Россия готовит широкомасштабное наступление на юге Украины, чтобы перекрыть Киеву выход к морю и обеспечить водоснабжение оккупированного им Крыма.
«Однако они не начнут наступления, пока для этого не сложатся благоприятные для них условия внутри самой Украины», — считает эксперт. Среди таких условий он называет политическую и экономическую нестабильность. В случае наступления Россия прибегнет к очень быстрой операции, продолжительность которой — несколько часов.
«Если украинское высшее руководство не будет готово дать оперативный отпор, тогда Россия зафиксирует ситуацию и будет шантажировать Запад и Украину, угрожая широкомасштабными боевыми действиями», — объясняет Михаил Самусь.
Оба эксперта поддержали активно обсуждаемую в Брюсселе инициативу Киева о создании военной миссии ЕС в Украине.
«Это мог бы быть существенный шаг не только в партнерстве безопасности между Украиной и ЕС, но и между странами «Восточного партнерства», — убеждает Михаил Самусь. И хотя место военного гаранта безопасности в Европе принадлежит НАТО, ЕС следует играть гораздо более заметную стабилизационную роль в регионе, чтобы оставаться активным геополитическим игроком.
Нужны более решительные санкции
То, что Россия угрожает миру в Европе, проводя военные и гибридные операции, очевидно, считает латвийская евродепутат Сандра Калниете. Поэтому, по ее мнению, ЕС должен активнее и шире применять экономические санкции против российских властей. Она предложила пригласить на саммит «Восточного партнерства», который состоится в декабре в Брюсселе, членов белорусской оппозиции. Поскольку Александр Лукашенко, отказавшийся от сотрудничества с Западом, «дестабилизирует ЕС, доставляя мигрантов с Ближнего Востока на границы с Латвией, Литвой и Польшей». У него нет полномочий, чтобы прекратить участие Беларуси в «Восточном партнерстве», потому что незаконно занимает пост президента, убеждена политик.
Польская евродепутат Анна Фотига подчеркнула, что невоенные действия России тоже представляют угрозу не только для стран «Восточного партнерства», но и для ЕС в целом. “Посмотрите, например, на энергетику, как Россия шантажирует всех нас ценами на газ”, – отметила евродепутат.
Все мысли и предложения, звучавшие во время слушаний, будут использованы для написания доклада «Безопасность в странах «Восточного партнерства» и роли общей политики ЕС по вопросам безопасности и обороны», который будет представлен во время сессии Европарламента в декабре.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.