Какие вызовы стоят перед запорожскими громадами в следующем бюджетном году

Осень – время всем громадам готовить собственные проекты бюджета на следующий год. Но до сих пор неизвестно, чего же ждать органам местного самоуправления от законопроекта «О государственном бюджете на 2022 год». Именно в этом финансовом документе будут официально заверенные намерения Кабинета Министров Украины относительно ресурса государственного и местных бюджетов и объемов по использованию бюджетных средств. 

Ведь как и в прошлые годы, вопросы разделения полномочий и финансового ресурса для их обеспечения остаются едва ли не основным вопросом компромиссов между государством и органами местного самоуправления. Почему каждый год бюджетный процесс превращается в борьбу за распределение финансового ресурса? Об этом рассказывает консультантка по бюджетным вопросам Запорожского регионального отделения Ассоциации городов Украины Александра Олянина.

Местные бюджеты несут потери из-за дополнительных полномочий

Одной из причин такого «перетягивания каната» между центром и местными бюджетами является законодательная неурегулированность распределения полномочий. Это дает возможность Правительству ежегодно менять механизмы межбюджетных отношений между государством и территориями. Кабинет Министров Украины из года в год, декларируя реформы по децентрализации и передачи ресурса территориальным общинам, пытается на стадии формирования государственного бюджета применить такие финансовые инструменты, которые дают возможность относительного уменьшения бюджетного ресурса местных бюджетов и его увеличение для государственного бюджета.

С 2015 года – начала децентрализации, местным бюджетам территориальных общин были переданы полномочия по содержанию учреждений образования, здравоохранения, финансирование значительной части социальных льгот и тому подобное. Но, декларируя передачу полномочий и обеспечения постепенной финансовой автономии местных бюджетов, Кабинет Министров Украины постепенно перевел на бюджеты местного самоуправления расходных полномочий, по информации Ассоциации городов Украины, с 34 млрд грн в 2015 году до 211 млрд грн в 2020 году.

Бюджетные вызовы чувствуют в каждой громаде. На громады все больше переводятся присущие для местного самоуправления полномочия, поэтому сокращаются объемы финансирования собственных полномочий, а это отражается на благосостоянии жителей общин. Такие расходы, как выплата заработной платы непедагогическим работникам учебных заведений общины, содержание этих учреждений и обеспечения образовательного процесса, обеспечение оплаты коммунальных услуг и энергоносителей учреждений здравоохранения, финансирования государственных социальных гарантий (льготный проезд железнодорожным и автомобильным и электротранспортом и услуги связи ) – все эти расходы должно компенсировать государство, но громады Запорожской области вынуждены отвлекать собственные средства на выполнение государственных полномочий, государством не финансируются. А это более 3,0 млрд. гривен ежегодно. Например из бюджета города Мелитополь в текущем году будет профинансировано необеспеченных государством расходов объемом 90 млн грн, из бюджета Акимовской поселковой территориальной громады – более 45 млн грн, Беленьковской сельской – более 11 млн грн., Бильмацкой поселковой громады более 20 млн грн., Михайловской поселкового совета – более 50 млн грн. И такие примеры можно привести по каждой общине области.

А за свою часть налогов местному самоуправлению приходится постоянно бороться.

Так АГУ в тесном взаимодействии с народными депутатами сделала много для того, чтобы акциз по розничной торговле алкоголем и табачными изделиями оставили в пользу общин.

О важности наполнения бюджета говорит и мэр Мелитополя Иван Федоров:

– В процессе децентрализации местным громадам дали больше полномочий, но вместе с тем появилось больше ответственности и расходов. На сегодняшний день для нас стратегически важным сбор налогов. Третий год подряд местные бюджеты получают часть акцизного сбора (с розничной торговли алкоголем и табаком), и мы обязаны тем депутатам Верховной Рады Украины, с голоса внесли данный вопрос при принятии соответствующего закона, потому что это спасает общины. Но мы четко понимаем, что при формировании госбюджета все чаще прослеживается тенденция, чтобы акциз в территорий забрать полностью. Поэтому нам необходимо чем-то компенсировать дефицит местных бюджетов, – отметил Иван Федоров.

Вместо передачи органам местного самоуправления финансового ресурса, в 2015 году из местных бюджетов территорий государство забрало в государственный бюджет 25 процентов наиболее весомого доходного источника – НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Согласно отчетным данным 2020 года, местные бюджеты по этой причине недополучают только из этого источника доходов в целом в Украине – 35,5 млрд. грн, а местные бюджеты Запорожской области – более 3 млрд грн ежегодно.

И это касается не только НДФЛ. Значительные потери местные бюджеты понесли через предоставление государством налоговых льгот за счет местных налогов и сборов, полное и частичное сокращение объемов дотаций и субвенций, предусмотренных местному самоуправлению и по причине замедления деловой активности малого и среднего бизнеса путем внедрения Правительством карантина и тому подобное.

Не забирать, а оставлять на местах

Такая ситуация в государстве, когда каждый год меняются «правила игры», сохраняется на протяжении многих лет. Ассоциация городов Украины и ее представительства в областях системно поднимают перед государственной властью вопрос законодательного урегулирования на постоянной основе увеличения финансового ресурса местным бюджетам и в частности бюджетам территориальных общин.

Сейчас Ассоциация городов Украины лоббирует увеличение доли НДФЛ для бюджетов громад с 60 до 65% НДФЛ, как компромиссное решение, понимая, что реальная потребность составляет 75-80%. Но даже 5% позволит общинам Запорожской области дополнительно получить более 800 млн. грн. Так бюджет г.. Запорожье пополнится почти на 350 млн. грн, Мелитополь получит более 23 млн грн, Акимовская община – 3.3 млн грн, Бильмацкая – 1.8 млн грн, Михайловская громада – более 2 млн грн. И даже небольшая по численности населения Воздвижевская сельская община, имеющая наибольший объем реверсной дотации среди сельских общин области, после корректировки на объем реверса получает дополнительно почти 900 тыс грн. И это касается бюджета каждой громады.

– Одним из компенсаторов является увеличение доли подоходного налога, который остается на местах. Это совершенно обоснованно, поскольку НДФЛ – это налог с заработанных средств непосредственно жителями местной громады. Если они пользуются, например, городской инфраструктурой, социальной сферой, включая учреждения здравоохранения и образования, на которые идут основные расходы местного бюджета, то логично чтобы территории получали больший процент отчислений с их заработной платы, чтобы покрывать эти статьи расходов местного бюджета. Такова наша позиция, – отметил Иван Федоров.

НДФЛ 65% инфографика

Позицию городского головы Мелитополя поддержали и в других громадах Запорожского региона.

– Для нашей громады увеличение доли НДФЛ очень важно. На эти средства мы могли бы ремонтировать дороги. К тому же, на данный момент мы не имеем средств на компенсацию льготного проезда. Сейчас есть такой бюджет, который позволяет только удерживать социальные учреждения. Хотелось бы иметь средства и на ремонт дорог громады, и на развитие, – отметила начальница финансового отдела Беленьковского сельского совета Людмила Максимова.

Руководство Михайловской поселковой территориальной громады также поддерживает увеличение доли НДФЛ. В условиях острого дефицита бюджетных средств в 2021 году поселковый совет вынужден был брать краткосрочную ссуду, чтобы выплачивать заработную плату. В связи с нехваткой собственных доходов возникла задолженность учреждений за потребленные коммунальные услуги и энергоносители.

По информации руководства Бильмацкого поселкового совета, увеличение поступления НДФЛ на 5%, а это лишь 1,8 млн. грн, тоже не решает проблему ликвидации дефицита средств, который поселковый совет остро ощущает в текущем году. На содержание Бильмацкой районной больницы в 3 и 4 кварталах этого года в бюджете не хватает более 5 млн. гривен. И этот дефицит будет только расти. Местные бюджеты должны получать не менее 75 процентов НДФЛ, уверены на местах.

Поэтому сегодня, как никогда ранее, остро встает вопрос о необходимости принятия Верховной Радой Украины одного из законопроектов об увеличении норматива отчислений в местные бюджеты налога с доходов физических лиц с 60% до 65%. Увеличение норматива еще с начала реформы децентрализации инициировала и поддерживает Ассоциация городов Украины.

Очень важна будет поддержка народными депутатами Украины законопроекта №5066, что позволит частично компенсировать имеющиеся потери местных бюджетов Украины объемом 11,1 млрд. грн бюджетам территориальных громад, а местным бюджетам нашей области – почти 800 млн грн. Принятие законопроекта № 5066 позволит уже в 2022 году получить этот ресурс местным бюджетам. Но для этого требуется активное участие всех органов местного самоуправления. Поэтому, Запорожское региональное отделение Ассоциации городов Украины предлагает местным советам обратиться в Верховную Раду Украины и народных депутатов от Запорожской области с предложением безотлагательного рассмотрения и принятия в целом законопроекта № 5066.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-09-10