Кризис оборонной промышлености: Почему государственный заказ задерживается?

22,4 миллиарда гривен из государственного бюджета в этом году выделили на государственный оборонный заказ. В прошлом году заложили 23 миллиардов – крупнейший за всю историю бюджетной программы. Впрочем оборонные предприятия до сих пор не получили эти средства и не начали работу по изготовлению и ремонту техники и оружия на текущий год. В условиях обострения ситуации на Донбассе и скопления российских войск у границы, вопрос стоит острее, чем когда-либо. Почему этот процесс затянулся?  

Почему нет государственного оборонного заказа?

На протяжении последних нескольких лет ГОЗ (государственный оборонный заказ) принимался до февраля-марта. В этом году, ситуация затянулась до апреля. Профильный парламентский комитет согласовал показатели оборонного заказа буквально 23 апреля вечером. Почему произошла такая задержка?

В августе 2020 года президент Зеленский подписал “Закон об оборонных закупках”, который предусматривает закупки для армии на открытых электронных аукционах. Подзаконные акты, перечень государственных заказчиков, а также порядок планирования по новому закону должны были быть приняты до 1 января этого года. Это должны разработать в Министерстве по вопросам стратегических отраслей промышленности (МСОП) и в Минобороны. МСОП создавали долго, и это одна из причин, почему нет государственного оборонного заказа, считает Артур Переверзев, эксперт “Проект реформы оборонных закупок” (действует при поддержке Министерства обороны Великобритании, анализирует оборонные заказы и закупки – ред.).

“МСОП полностью передали полномочия по вопросам государственного оборонного заказа только 1 марта этого года. Хотя 3 декабря министр [обороны] уверял парламентский комитет, это сделают до 12 декабря. Окончательно утвердить оборонный заказ должны были до 31 марта 2021 года. Когда определятся, что нужно купить для войска, все должны согласовать в правительстве, СНБО, далее – подпись за президентом. Процесс может занять минимум три месяца”, – говорит Переверзев.

Что говорят в министерствах, отвечающих за ГОЗ?

В Минобороны говорят: Кабмин уже утвердил соответствующее постановление, его должны согласовать с парламентским профильным комитетом, – тогда и начнется финансирование на выполнение государственного оборонного заказа. Всего в Минобороны подготовили проекты государственных контрактов на сумму более 10,0 млрд грн. Мы спросили у МСОП, почему такая длинная процедура по оборонному заказу, на момент подготовки материала ответа на наш запрос не получили. О ситуации по оборонному заказу спросили у председателя Комитета по вопросам нацбезопасности, обороны и разведки Александра Завитневича. Тот заверил, что “государственный оборонный заказ выполняется постоянно”.

Что планируют закупить для армии?

В Минобороны сообщают: в этом году, точнее, уже к концу текущего года – с момента утверждения ГОЗ – для армии планируют закупить более 10 тыс. единиц образцов вооружения, военной и специальной техники, около 11,3 млн. боеприпасов различного назначения, провести более 30 опытно-конструкторских (научно-исследовательских) работ по созданию и модернизации новейших образцов и систем вооружения.

Что происходит на предприятиях выполняющих оборонные заказы?

На столичном заводе “Маяк”, где изготавливают пулеметы, снайперские винтовки и другое оружие для передовой говорят: предприятие не останавливает работу, выполняет заказы с прошлого года, впрочем они невелики. Изготавливают, к примеру крупнокалиберный пулемет КТ-12,7 под патрон 12,7х108мм. Главный конструктор завода Александр Гордеев с гордостью рассказывает, что “Маяк” занимает третье место в мире по производству пулеметов этого семейства.

“Первое было создано в советские времена в Казахстане, второе находится в стране оккупантов. Летом этого года состоятся испытания боевой работы пехотной версии крупнокалиберного пулемета КТ-12,7 боевые показатели которого значительно превышают возможности конкурентов и западных аналогов, – говорит Гордеев и добавляет, – Большая машина, которая называется министерство обороны очень медленно реагирует. У нас очень много времени проходит на принятие какого-то решения”.

На заводе Малышева в Харькове, где изготавливают и ремонтируют танки, работники рассказывают, что последние несколько лет крупных контрактов не было, разве что на ремонт техники. Это сказывается на задержке зарплаты, специалисты увольняются. По словам председателя профсоюза завода Георгия Калабина, за прошлый год ушло около сотни человек. Набрать специалистов в этой сфере трудно.

“Что такое для такого завода ремонтировать эти десять “Булатов”? (Украинский боевой танк, который является модернизацией советского танка Т-64). Это просто ничего. Молодежь практически вся уволилась”, – говорит контролер-производитель завода Владимир Анишин.

Эксперты же отмечают: проблема не только в недостатке заказов, но и в его качестве и необходимости модернизировать весь оборонный комплекс.

“Если Генштаб заказал на какой-то период малое количество танков Т-64 с модификациями, это значит, что они не нужны Вооруженным силам, они у них есть, – отмечает военный эксперт Олег Стариков. – Проблема в другом. Россия заявила, что они обновились на современные виды оружия, где более 70%, а ракетные на 80%. У нас же не идет обновление на современные, идет поставка старых. Третье поколение – еще из Советского Союза. Оно было нормальное и сейчас нормальное, но с таким видом войск и оружия не воюют. Уже есть современные танки 4-го поколения. Т-64 – хороший танк, но туда нужно навешивать радиолокационное оборудование, средства ПВО, задымление, различные приборы, усиливать двигатель”, – подчеркнул Стариков.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-04-24