Мощный ледокол James Clark Ross, который недавно приобрела Украина для Национального антарктического научного центра (НАНЦ), прибыл в Одессу.
Судно уже под украинским флагом, но процесс его передачи от Британской антарктической службы (BAS) все еще продолжается.
До этого ледокол находился в одном из портов в Дании, а несколько дней назад отправился в Украину.
“Из Дании в Украину, через 3 моря – Северное, Средиземное и Черное нашего красавца привели два капитана: украинский капитан Олег Новосильный и британский “капитан-наставник” Саймон Уоллес”, – пишет Национальный антарктический научный центр.
“Следующие недели продлится оформление необходимых документов и техническая инвентаризация судна. После чего состоится официальное представление ледокола для медиа и будет объявлено его новое название”, – аносировали в центре.
Тогда же судно откроют для экскурсий.
RRS James Clark Ross назвали в честь Джеймса Кларка Росса – британского военного моряка и путешественника, который в XIX веке на кораблях “Террор” и “Эребус” совершил самую большую для своего времени экспедицию в Антарктику, а затем присоединился к поискам пропавшей экспедиции Франклина в Арктике.
Ледокол сокращенно называют JCR, а RRS в названии означает “Royal Research Ship” – “королевское исследовательское судно”.
В Украине он получит новое название – сейчас НАНЦ выбирает новое имя для своего нового судна.
Ледокол почти 100 метров в длину и водоизмещение 5732 тонн.
Он специализируется на морских биологических, океанографических и геофизических исследованиях.
На его борту есть несколько лабораторий, а также системы лебедок, которые позволяют размещать научное оборудование на корме или в средней части судна.
James Clark Ross спустили на воду 1 декабря 1990 и с 1991 года оно было штатным судном и флагманом Британской антарктической службы (вместе с другим ледоколом RRS Ernest Shackleton, который в 2019 году передали Норвегии, а затем Италии).
Также в Одессу идет другое судно “Бельгика”, которое Украине передала Бельгия для экологического мониторинга Черного и Азовского морей.
За эти годы “Джеймс Кларк Росс” совершил много экспедиций в Антарктику, где изучал изменения климата, и айсберги, а также обеспечивал британские и другие антарктические миссии.
Украине он обошелся в 5 млн долларов, что является очень низкой ценой для такого судна.
Зачем ледокол Украине?
Исследовательское судно – давняя потребность украинских ученых и полярников со станции “Академик Вернадский” в Антарктике.
Ежегодно Украине приходится фрахтовать иностранное судно для того, чтобы доставлять антарктические экспедиции на “Академик Вернадский” и забирать их оттуда.
Это каждый раз стоило миллионы долларов, которые тратили из бюджета на иностранные суда.
“Надеемся, что украинские полярники уже в этом году отправятся на ледяной континент на собственном судне под флагом Украины, а одновременно с исследованиями на” Вернадском” начнутся работы наших ученых в открытом океане”, – рассказывали ранее в Министерстве науки и образования Украины.
Кроме замены экспедиций на “Академик Вернадский” новое судно накож использовать для научных исследований в других частях мирового океана.
Собственный океанографический ледокол открывает целый ряд новых возможностей для украинской науки и ученых, говорят в НАНЦ:
- после длительного перерыва вернуться к исследованиям Мирового океана;
- решить логистические проблемы на антарктической станции “Академик Вернадский” и расширить возможности сезонных экспедиций;
- создавать научно-исследовательские и логистические консорциумы с другими странами;
- проводить исследования не только в Антарктиде, но и в Арктике, и, при необходимости, в других регионах океана.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.