Какой иностранный язык вам преподавали в школе? Есть большая вероятность того, что это был английский. Какие у вас воспоминания об этих уроках? В языковой гимназии, в которой я проучилась 2 и 3 классы, нас заставляли учить правила уже в 3-м классе. Но существует ли немного лучший способ сделать это? Какие есть методики обучения английскому современных малышей?
Статья предоставлена коллегами из
Общие сведения
Большую роль играет характер занятий: групповой или индивидуальный. Отсюда исходят многие параметры используемых методик. Другой значимый фактор – возраст. В зависимости от возрастных категорий меняется уровень и продолжительность сосредоточенности, а также основной вид деятельности, на что однозначно стоит ориентироваться, планируя занятия.
Как и всё остальное в нашей жизни, любая методика может быть полезной, однако слепое их применение может привести к прямо противоположному результату.
Существует несколько общих принципов для всех методик:
-
Естественность. Чем искусственнее созданные при обучении условия, тем дольше ребенок будет делать прогресс.
-
Разнообразие и интересность, иначе, во-первых, внимание ребенка улетучится максимум через 15 минут, а во-вторых, он будет твёрдо убежден, что учить язык – нудно.
-
Последовательность. Вы бы не стали ожидать от первоклассника успешного решения квадратных уравнений? Так и в английском: стоит начинать с азов, опять же, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, постепенно усложняя материал.
-
Твёрдость. Порой дети не хотят что-то делать просто потому, что не хотят что-то делать, подобно тому, как многие из них любят конфеты, но терпеть не могут овощи. А потому логично, что в некоторых случаях понадобиться настойчивость.
Эти принципы должны быть учтены в любой методике для детей, вне зависимости от возраста. Посмотрим же на несколько примеров.
О методиках
-
В методике Зайцева основной фокус – на трехлетних малышах. Работа проходит в согласии с их возрастными особенностями. Деткам дают “говорящие” кубики с изображенными на них буквами и слогами. Сами кубики раскрашены в разные цвета и имеют разный вес. В процессе игры малыши учатся сопоставлять написание и произношение букв и буквосочетаний. Так тихонько и незаметно проходит первое обучение детей чтению и аудированию, а со временем – и речи, поскольку они также будут стараться повторить услышанное.
-
Игровая методика – для детей до года. Суть в том, чтобы показать ребенку изображение или предмет, назвать его на английском пару раз и попросить детей повторить за вами. Затем малыши рисуют этот предмет, параллельно пытаясь вспомнить его название на английском. Со временем, когда дети уже запомнили определенное количество слов, преподаватель начинает строить с ними простые беседы. Благодаря этому малыши 1) расширяют свой словарный запас, 2 ) учатся правильно произносить слова, 3) запоминают звучание слов и учатся их произносить.
-
Методика Домана, широко используемая в азиатских странах. Практикуется в основном на детях от 6 месяцев до 6 лет. Малышам показывают изображение предмета, говорят его название и просят повторить. Всё повторяется до тех пор, пока слово не запоминается. Из-за своей пассивности практически не используется в современных лицеях и гимназиях. Ситуативно хороша для домашнего обучения.
-
Методика Марии Монтессори, для обучения детей самостоятельности. Малыши получают много свободы, преподаватель только направляет, помогает и поддерживает в случае необходимости. Всё это происходит при полном доступе детей к дидактическим материалам. При этом творческие игры считаются тормозящими развитие, а потому исключены.
-
Методика работы над проектами. Может применяться в работе с детьми от 4 лет. При прохождении любой темы преподаватель разбивает её на несколько более мелких вопросов, каждый из которых рассматривается отдельной группой, а затем презентуется перед классом.
-
Метод TPR (Total physical response) или физических действий. Преподаватель говорит и выполняет определенную команду, а ребенку нужно будет повторять. Можно применять на каждом занятии в качестве подвижной гимнастики или перерывов.
-
Методика Мещеряковой – ступенчатая программа интересных занятий для детей от 3 до 10 лет, позволяющая погрузить ребенка в языковую среду и постепенно обучить его сначала петь, говорить, читать, писать и анализировать на английском.
-
“Методика” обучения по видео. Интернет сейчас полон различной информации, так почему бы это не использовать? Этот метод подходит не только детям, а и вообще людям любого возраста, поскольку обучение происходит непроизвольно, за счет одного только интереса. К тому же, учебные материалы здесь весьма разнообразные: мультфильмы, фильмы, документалки, учебные видеокурсы, блоги и многое другое.
-
Методика CLIL (Content and Language Integrated Learning) или интегрированного обучения. Заключается в проведении уроков других дисциплин на английском.
-
Классическая, исторически основная во многих украинских и российских школах. Возможно совмещение с игровыми элементами для удержания интереса младших малышей. Хорошо подходит для усидчивых, старательных деток, любящих постоянство и хорошо реагирующих на ровный выклад материала.
-
Метод рационального чтения: работа с изображениями и английским подписям к ним.
-
Кембриджская методика. Заключается в отсутствии на занятиях родного языка. Общение проходит вербально и не вербально, в том числе с помощью жестов и движений.
-
Оксфордская методика. Цель: научить детей средней и старшей школы говорить и думать на английском. Применяется творческий подход, совместно решаются задачи, интенсивно развивается навык логики.
-
Смешанная методика. Ингредиенты подбирает каждый конкретный учитель, в зависимости от студентов и их особенностей.
Вот мы и ознакомили вас с основным пластом существующих методик обучения детей английскому. А как учили вас? Продолжаете ли вы изучать английский самостоятельно? Поделитесь своим опытом.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.