Современные новации образования требуют от старшеклассников довольно рано определиться с выбором профессии. Как это сделать, если подросток еще не представляет своих предпочтений. Могут ли дети в таком возрасте уже на 100% быть уверенными в будущей профессии? Отвечает детский семейный психолог Лилия Алексеенко.
– Способен ли старшеклассник в свои годы быть точно уверенным, чем будет заниматься во взрослой жизни?
– Конечно, не может! Почему? Во-первых, еще с десяток лет назад у нас не было такого выбора профессий, как сейчас. Сегодня профессий очень много. То, что старшекласснику очень сложно выбрать из всех профессий именно «свою», – это правда. Куда идти, на чем остановиться, – всего этого подростки не знают. Более того, они думают, что, отдав предпочтение сегодня какой-то одной профессии, они будут работать так всю жизнь. На самом деле это не так. Старшеклассник может передумать миллион раз. Важно ему это объяснить и сказать, что сейчас он может выбрать одну профессию, а через год – отдать предпочтение другой, – и это естественно! Родители должны убедить и успокоить своего ребенка, объяснив, что изменение выбора и предпочтений – это нормально, этого не стоит бояться!
– Что родители должны делать?
– Родители должны помочь своему ребенку-старшекласснику выбрать будущую профессию. При этом следует разъяснить, что профессию выбираем не на всю жизнь, а на какой-то период. Такой выбор следует делать, конечно же, если ребенок сам не сделал свой серьезный выбор. Подросток должен понимать, что в начале своей взрослой жизни он кем-то должен быть, где-то работать.
– Если после завершения школы выпускник так и не определился со своей будущей деятельностью, что делать?
– В случае неопределенности могу посоветовать родителям следующий вариант развития событий. Не стоит паниковать и зацикливаться на срочном избрании профессии. Можно предложить ребенку не спешить, не принимать ошибочных решений, а в течение года где-то поработать, предварительно пройдя обучение на любых онлайн-курсах. Можно работать, зарабатывать деньги, и постепенно в течение года пытаться определиться со своими профессиональными приоритетами.
– Лилия, Вы сами сразу выбрали профессию психолога или также были колебания?
– По своему опыту скажу, что после окончания школы пошла учиться в медицинское училище. Уже на первом курсе я поняла, что хочу быть психологом. Так случилось … Такое может случиться с кем угодно. Меняются вкусы, мировоззрение, приоритеты. Не стоит нервничать. Это вполне нормально. Случается, что желание сменить профессию приходит позже, когда человек уже проработал несколько лет по выбранной специальности. Сменить профессию и место работы никогда не поздно. Сегодня ситуация благоприятная тем, что есть немало профессий, которые можно выбирать и не учиться в высшем учебном заведении. Блогер, фитнес-тренер, мастер маникюра – немало профессий не нуждаются в 5-летнем обучении. Несколько недель или месяцев обучения на курсах (очных или онлайн) – и у вас новая профессия. Выбрать род деятельности сегодня стало легче, чем десять лет назад. Но наша система образования все усложняет.
– Что делать, если родители также колеблются, паникуют и не знают, что посоветовать ребенку, чтобы не навредить?
– Если родители хотят помочь старшекласснику выбрать профессию и не знают, как правильно это сделать, советую воспользоваться услугами третьих лиц. Например, пойти на консультацию к психологу или посетить курсы профориентации, где выпускнику школы помогут специалисты. Существует немало тестов, которые сориентируют ребенка как минимум с выбором сферы деятельности, или даже с конкретной профессией, которая соответствует характеру, особенностям психики, характера старшеклассника. Опять повторю, что такие шаги следует делать, если ребенку, а не родителям, эта тема очень болезненная. Если же нет, то можно просто взять год на «подумать». Главное – не впадать в панику и помнить, что у каждого ребенка есть свое время для выбора профессии. Одни выпускники школы после последнего звонка уже совершенно точно знают, кем будут. Будущее у них распланировано и расписано по пунктам. А в других – нет, после школы неопределенность и непонимание своего будущего. Для таких нужно время, чтобы спокойно обдумать свои дальнейшие шаги. Родители должны научиться отпустить эту проблему.
Посмотрим на ситуацию с выбором профессии с другой стороны. Например, когда ребенок выбрал профессию, выбрал вуз, но – не смог поступить. В такой ситуации абитуриент теряет смысл жизни, чувствуя пропасть и полную неизвестность впереди. За разъяснением мы обратились к запорожскому логотерапевту Серго, который в своей практике нередко учит людей, как вернуть себе тот же смысл жизни.
– Серго, чем успокоить молодого человека, которому не удалось с первой попытки поступить в учебное заведение после школы?
– Смысл жизни невозможно дать, его нужно найти, приобрести. Не поступив в учебное заведение – сумей не разочароваться! Это важно! Экзистенциальная фрустрация, или кризис ценностных ориентиров и потеря смысла жизни, – очень опасное состояние, которое превращает человека в агрессора и жертву одновременно. Человек начинает обвинять систему, которая не дает ему возможности попасть в ту среду, где, по его мнению, он могла бы раскрыться и реализоваться.
– Как выйти из этого состояния и не допустить его развития?
– Первое, что должен сделать человек, попавший в такую ситуацию, – взять на себя ответственность за свое состояние и отношение к этому вопросу вообще. Второе – ни в коем случае не говорить фразы типа «Жизнь кончена!» Третье – надо срочно изменить свой информационный рацион. То есть, те знания, которые ты получал ранее, и привели тебя к той ситуации, до той точки жизни, где ты сейчас находишься. Мой совет – идти к первоисточникам. Можно, конечно, читать много книг и просматривать много телепрограмм, но я советую уделить внимание биографиям выдающихся людей. Ты увидишь, сколько знаменитых личностей не поступили туда, куда хотели. Они не упали в панику, приняли эту ситуацию и начали смотреть на мир шире! К чему я веду? Познание себя лежит в познании мира, все его разнообразие, всех его возможностей. Ты должен сам себя направлять в заданном направлении. Не позволяй себя тормозить. Не позволяй себе делать себя жертвой, в которой виноваты все вокруг.
Алгоритм твоих действий прост:
- взять на себя ответственность за то, что с тобой произошло;
- принять ситуацию;
- сделать выводы;
- направить и направить себя дальше.
Родителям на заметку:
Родителям и детям в реализации приведенного выше алгоритма действий поможет очень хорошая книга «Развитие эмоционального интеллекта». Ее автор Джил Хессон. Советую эту книгу пошагово читать и исследовать подросткам, начиная еще с 12-летнего возраста. И тогда и подростковый возраст пройдет спокойнее, и осмысления своего будущего будет эффективным.
Еще одна книга, которая поможет родителям урегулировать взаимоотношения с детьми, – это книга Элизабет Лукаса «Искусство уважения. Как помочь ребенку найти свой путь». Это издание должно быть в доме каждой семьи, где есть дети. Уважительное отношение к жизни и понимания уникальности собственного ребенка – об этом пишет Элизабет Лукас, лучшая ученица и последовательница Виктор Франкл, выдающегося австрийского невролога и психиатра, основателя логотерапии. Содержание этой книги поможет родителям найти общий язык с детьми в любой ситуации, и, в частности, после неудачной попытки поступить в студенческих рядов выбранное учебное заведение.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.