МВФ: Может ли Украина обойтись без денег фонда

“МВФ выделил Украине кредит”. “МВФ отказал Украине в кредите”. “Украина находится под внешним управлением МВФ”. “Без денег МВФ Украина не выживет”. “Миссия МВФ приедет решить судьбу следующего транша кредита”. Уже не первый год подобными заголовками время от времени наполняются ленты СМИ и соцсетей. 

Владимир Зеленский, еще как актер, устами героя сериала “Слуга народа” в грубой форме отказался от сотрудничества с МВФ со словами “Мы НЕ попрошайки”. Но это было кино. После избрания на пост президента он говорит уже о необходимости продолжить работу с фондом и говорит об очередном транше.

Рассказываем, что это за организация и для чего страны с ней сотрудничают – для тех, кто постоянно видит аббревиатуру МВФ в заголовках новостей, но не слишком понимает, почему это важно.

Зачем нужен МВФ

Вы управляете страной, но не то чтобы очень успешной. Проблем у вас хватает, и экономике нужны дополнительные средства – если не для стремительного развития, то хотя бы для того, чтобы уберечься от катастрофы.

Их надо относительно быстро где-то взять, но где?

Есть несколько вариантов. Можно, например, резко сократить расходы бюджета: строить меньше дорог, тратить меньше денег на образование, медицину и тому подобное. Вариант? Вариант.

Правда, есть нюанс – вряд ли такой ход с вашей стороны оценит население.

Можно также повысить налоги. Но избиратели, очевидно, вас также не поймут. К тому же высока вероятность, что бизнес после усиления налогового бремени просто уйдет “в тень”, и вместо больших поступлений в казну, на которые вы рассчитывали, вы получите только большую головную боль.

Наконец, есть еще один вариант – взять деньги в долг. Именно этим путем преимущественно идут правительства, которым необходимо стабилизировать экономику.

Но и здесь возможны проблемы: если в вашей стране дела плохи, то есть шанс, что желающих одолжить вам деньги будет немного. Или же они будут занимать их под очень высокий процент.

Один из тех, кто может прийти на помощь даже в такой трудный момент – Международный валютный фонд.

Его иногда называют “кредитором последней надежды”, который может предоставить заем стране даже тогда, когда все остальные от нее отворачиваются.

МВФ был создан после Второй мировой войны в частности именно для того, чтобы помогать странам выходить из экономических кризисов.

Сейчас членами МВФ являются 190 государств, каждое из которых вносит свою долю в финансирование фонда. Некоторые страны выделяют туда больше денег, а значит играют и большую роль в принятии решений и могут в случае необходимости претендовать на серьезную помощь для себя.

За время своего существования МВФ сотрудничал с десятками стран – от Турции, Греции и Ирландии до Мексики и Украины.

Когда страна получает кредит МВФ, то несмотря на распространенное мнение, как правило, не имеет возможности сразу же направить эти деньги на “проедание” и покрытия бюджетных дыр.

Средства фонда обычно зачисляются в золотовалютные резервы и служат своеобразной финансовой “подушкой безопасности”. Нацбанк, к примеру, может использовать эти резервы для сдерживания колебаний курса гривны.

Специалисты часто говорят о том, что кредит МВФ – это не столько о деньгах, сколько о доверии к экономике страны и того, что государство делает правильные шаги в направлении улучшения ситуации.

Поддержка фонда – важный сигнал для других потенциальных заемщиков, например Всемирного банка или ЕС, а также внутренних и международных инвесторов.

Если, мол, на сотрудничество со страной идет МВФ, то риски вложения средств у нее есть меньше.

“Магический пендель”

Кредиты от МВФ для стран выгодны ввиду того, что деньги занимают под относительно низкие проценты 2-3% против, например, 8-12%, за которые Украина продает евробонды.

Но, очевидно, миллиардные транши на таких условиях фонд раздает не просто так.

Для стран-заемщиц у МВФ есть перечень требований реформ с “оздоровления экономики” – программу изменений фонд разрабатывает совместно с властями страны.

Генеральное направление этих требований обычно плюс-минус одинаково, о какой бы стране ни шла речь: дерегулирование, приватизация, введение принципов свободного рынка, борьба с коррупцией. Большинство обозревателей указывают, что это не просто прихоти МВФ, эти реформы действительно позволяют конце оздоровить экономику.

Хочешь получить транш – возьми на себя обязательства выполнять эти условия. Не готов проводить реформы – оставайся без дополнительных поступлений и решай свои проблемы самостоятельно.

Немалое количество реформ, запущенных в Украине в последние годы, является прямым следствием требований МВФ: это касается, в частности, очистки банковского сектора, принятия закона о запуске рынка земли, введение рыночных цен на газ для населения, электронного декларирования чиновников.

Противники сотрудничества с МВФ любят обвинять украинскую власть в “внешнем управлении” и неспособности проводить независимую политику.

Их оппоненты же отвечают: если бы не выполнение условий МВФ, то вполне вероятно, что Украина до сих пор оставалась бы еще более недореформированной страной, чем сейчас. А потребность в деньгах фонда крайней мере стимулирует власть делать хоть что-то.

“Можно кричать, что стыдно полагаться на западных партнеров, cоромно надеяться на внешнее управление. Но стыдно другое. Стыдно, что украинская власть не может делать реформы и менять страну без магического пенделя”, – считает инвестиционный банкир Сергей Фурса.

Требования МВФ трудно назвать ультиматумом – это лишь условия, которые страна соглашается выполнять. Иными словами, речь идет об обязательствах, которые сами берет на себя, чтобы получить помощь.

И формальное согласие еще не всегда означает реальное выполнение договоренностей. Украина и МВФ сотрудничают еще с середины 1990-х, и на самом деле Киев с тех пор получил лишь около половины средств, которые готов выделить фонд. Именно из-за невыполнения Украиной части своих обязательств.

Только по одной из более десяти кредитных соглашений Украина полностью выбрала выделенные МВФ деньги. Это было еще в 1996 году.

А сотрудничество с МВФ действительно помогает?

МВФ имеет богатую историю сотрудничества с десятками стран по всему миру, и примеры в свою пользу в ней находят как сторонники взаимодействия с фондом, так и их оппоненты.

Например, опыт работы МВФ со странами Восточной Европы принято считать положительным: в начале 1990-х именно в сотрудничестве с фондом разрабатывали и воплощали мероприятия по переходу к рыночной экономике Польша и Венгрия.

Вместе с другими странами, которым также помогал МВФ – например Эстония и Словакия – они смогли успешно завершить необходимые реформы, улучшить ситуацию в экономике и уже в 2004 году вступить в ЕС.

Хватает и примеров работы МВФ, которые обычно рассматриваются как неудачные. Прежде всего речь идет о Латинской Америке, в частности Аргентине. Даже многолетнее сотрудничество с фондом не уберегло страну от серии экономических потрясений, дефолтов и обесцененных национальной валюты.

В качестве примера неудачного вмешательства МВФ любят приводить и работу фонда в некоторых странах Азии и Африки, где предложены программы реформ, по мнению критиков, не учитывали локальных особенностей, приводя к росту безработицы и обнищания части населения.

Сторонники программ МВФ, впрочем, настаивают: страны обращаются в фонд не от хорошей жизни. МВФ приходит туда, где начинаются проблемы, и не исключено, что население просто начинает ассоциировать эти проблемы с фондом – хотя на самом деле корень бед отнюдь не в его деятельности.

К тому же правительства стран-заемщиц время затягивают или вообще отказываются выполнять те или иные условия фонда, проводя реформы лишь частично, – а потом возлагают ответственность за их неэффективности на МВФ.

И хотя критики отдельных подходов фонда встречаются и среди уважаемых экономистов, большая часть специалистов все же соглашаются: экономическое положение в государствах, которые длительное время сотрудничают с МВФ, последовательно выполняя все его условия, в конце концов улучшается.

Когда МВФ даст деньги

В середине февраля 2021-му выяснилось, что новый транш кредита от МВФ Украина не получит. Причина – недостаточный прогресс в реализации обещанных Киевом реформ.

Украина должна выполнить ряд ключевых требований и внедрить реформы во многих сферах, в том числе и в судопроизводстве. Планировалось, что необходимые законы примут еще весной, чтобы получить деньги летом. На этом было завязано и получения помощи от ЕС.

Однако важные законы приняли только недавно. 28 июля Владимир Зеленский заявил о том, что Украина готова получить очередной транш. Но в МВФ ответили – миссия приедет в Киев решать судьбу транша только в сентябре.

В общем поступления МВФ являются критически важными для Украины, в бюджете которой расходы существенно превышают доходы. Но сейчас сложилась благоприятная ситуация, которая позволит Киеву время обходиться без нового транша.

Это связано с тем, что Украине удалось накопить золотовалютных резервов почти 30 млрд. долларов, а инвесторы и другие потенциальные кредиторы еще не отвернулись от Украины, рассматривая нынешнюю неопределенность в отношениях с МВФ как временную.

Однако со временем все может измениться. Возможно, это произойдет осенью, когда Украину ожидают пиковые выплаты по внешнему долгу.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2021-07-29