“Мы пришли вас освобождать”. Как Россия “денацифицирует” школы на оккупированных территориях

В захваченных районах Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей власти продлили учебный год и при любых условиях пытаются возобновить работу школ. Учителей “переучивают” преподавать по русским программам и русскому языку. 

Почему же школа стала самой первой мишенью российских военных?

В конце марта вечером к директору одной из мелитопольских школ домой пришли вооруженные люди в масках, ее увезли в неизвестном направлении.

“Они объяснили, что военная комендатура имеет ко мне вопросы и посоветовали одеться теплее”, – рассказывает Галина Ивановна (она просит не называть ее настоящее имя).

“Я спросила, вернусь ли сегодня домой, на что мне ответили: “вы саботировали учебный процесс, отказались сотрудничать с Российской Федерацией, за это вас будут наказаны и депортированы из города”, – говорит женщина.

Как война ударила по школе

Ее привезли в гараж в окрестностях Мелитополя, куда доставили еще троих ее коллег, директора других школ города. С ними также была пожилая женщина, сын которой служил в АТО. Ее забрали двумя днями раньше.

В гараже было очень холодно, стоял один стул, женщины провели несколько часов на ногах, прежде чем им принесли еще стулья, рассказывает Галина Ивановна. “Когда в дверь стучали, мы должны подниматься и становиться лицом к стене”, – говорит 58-летняя директор школы.

На другую ночь за стенкой женщины слышали крики мужчины, которого избивали. Затем два вооруженных охранника под хмельком пришли к ним и начали по очереди вызывали на улицу на разговор, но ничего не объясняли.

На третий день директоров школ с завязанными глазами вывезли за пределы города и оставили в поле, объявив приговор – они были депортированы из Мелитополя без права возвращения, чтобы не мешали образовательному процессу.

Паспорта и телефоны при аресте были только в двух из них. Два паспорта военные вернули, а один телефон оставили у себя. Несмотря на предупреждение, женщины вернулись в Мелитополь: сначала долго шли пешком, а затем подъехали по сельскому рейсовому автобусу. Галина Ивановна вскоре покинула город. В свою квартиру она больше не возвращалась.

“Они сказали, что пришли нас освобождать, – говорит Галина Ивановна и добавляет, – действительно освободили – от учебы, от жилья, от медицинского обслуживания, от всего, что создавало нормальную жизнь”.

Обыски и показательные наказания

Задержание Галины Ивановны произошло сразу после собрания, где директора всех мелитопольских школ отказались возобновить образовательный процесс на условиях самопровозглашенной власти и написали заявления на увольнение по собственному желанию.

Собрание проводила назначенная глава так называемого “департамента образования Мелитополя” Елена Шапурова вместе с “народным мэром” Галиной Данильченко.

Техникум, где проходили собрания, был заполнен военными с автоматами.

Назначенная оккупационными властями руководительница Мелитополя Галина Данильченко

Новые “руководители” города требовали от педагогов немедленно начать обучение в школах, несмотря на их замечания, что это опасно для детей.

“Как дети будут переходить дорогу, по которой все время движется военная техника, как учиться, если в городе раздаются взрывы”, – возмущается Галина Ивановна.

Она рассказывает, что когда директора школ отдали заявления на увольнение и пошли на выход, они услышали слова Данильченко, которая, обращаясь к военным, крикнула, используя нецензурную лексику: “Сегодня всех же из Мелитополя на…”.

На следующий день в жилищах директоров и их родственников начались обыски и рейдерские нападения.

У директора начальной школы сломали двери в квартиру и вынесли компьютерную технику и деньги.

“Они пришли к моей старушке, тяжело больной 80-летней маме, ворвались в дома сына и сестры”, – рассказывает женщина, которая скрывалась сначала у дальних родственников, а впоследствии уехала из города.

Все это, по мнению Галины Ивановны, было местью за то, что директора не согласились сотрудничать и показательным наказанием для запугивания других.

О похищении педагогов и принуждении возобновить учебу в школах сообщали мэр Мелитополя Иван Федоров, омбудсмен Людмила Денисова, журналист из Каховки Олег Батурин.

По словам Батурина, самопровозглашенная власть оказывала давление на руководителей образования в Каховке, директоров школы №1 и гимназии №10, которые отказались сотрудничать, удерживали в подвале.

Не переведут в следующий класс

Несмотря на то, что за два года пандемии дистанционное обучение было хорошо отработано, оккупационные власти настаивают на немедленном открытии школ в очном формате.

Не является помехой для этого решения даже разрушенная на 90% инфраструктура Мариуполя. Власти там постановили продлить учебный год до 1 сентября, “в целях деукраинизации и подготовки к российской программе”, – рассказал советник мэра Петр Андрющенко.

“Оккупанты планируют открыть 9 школ. Однако сейчас удалось найти всего 53 учителя”, – говорит Андрющенко.

Возобновить учебный процесс удалось только в четырех из 20 школ Мелитополя.

Галина Ивановна рассказывает, что в ее школе из 1176 учеников сейчас учатся 20. Школьников от начальной школы к старшей сажают вместе на один урок, и учителей тоже не хватает. “Учитель биологии – один на три школы”, – говорит она.

Новое руководство давит и на родителей, рассказывает жительница Мелитополя и мама двух школьниц Анастасия. В вайбер-группах рассылают сообщения о том, что детей, не вышедших на учебу сейчас, не переведут в следующий класс, а в августе они будут вынуждены сдавать экзамены.

От классных руководителей своих дочерей Анастасия еще в апреле получила сообщение, что дети переведены в следующий класс, а программу будут догонять уже осенью. Дистанционно школы Мелитополя не работали с начала войны из-за отсутствия связи в городе.

Тем не менее, и учителя и родители пытались поддерживать друг друга, они продолжали общение в родительском чате. “Мы переписывались на украинском, – отмечает Анастасия, – на день вышиванки все делились своими фото”.

“Оплот бандеровщины”

Но почему школа становится едва ли не самой мишенью власти на оккупированных территориях?

По мнению собеседников BBC, это, прежде всего, попытка закрепиться на новых территориях, показать, что с приходом новой власти жизнь налаживается.

Но эти действия также соответствуют всей российской риторике по отношению к Украине, считает Олег Батурин.

“Школа является для них оплотом бандеровщины. Все, что связано с украинской историей, языком, культурой, даже все, что называется “национальным”, для россиян является признаком нацизма. Все это нужно растоптать, уничтожить”.

Школа всегда является центром общаства, который объединяет учителей, родителей и детей. Уничтожение школ, размещение в них военных баз – это также попытка взорвать общество изнутри.

За три месяца войны от бомбежек и обстрелов пострадали 1837 учебных заведений, почти 200 из них разрушены полностью.

Интеграция в систему образования РФ

В захваченных городах учения спешат восстановить на русском языке и по новым, русским программам, а учителей направляют на “переквалификацию”.

В Мариуполе, рассказывает советник мэра Петр Андрющенко, “детям все лето будут преподавать русский язык и литературу, историю России и математику на русском языке”.

Новоназначенная руководительница департамента образования Мелитополя Елена Шапурова сообщила, что российские учебники для всех школ Мелитополя уже заказали.

“Учеба будет проходить на русском языке, знания школьников на освобожденных территориях будут оцениваться по 5-балльной шкале”, – отчитывается Шапурова в телеграмм-канале самопровозглашенной администрации города.

О так называемой “интеграции” школ на захваченных территориях донецкой области в систему образования “ДНР”, сообщают российские СМИ со ссылкой на “министерство образования” самопровозглашенной “ДНР”.

“Особое внимание будут уделять переквалификации учителей украинского языка и литературы, которые будут овладевать методикой преподавания русского языка и литературы, а также учителей истории”, – говорится в сообщении агентства ТАСС.

Российские власти Крыма заявляют, что “готовы способствовать переподготовке педагогов из школ “ЛНР”, “ДНР”, Запорожской и Херсонской областей”, а также направить в Херсон преподавателей из Крыма, чтобы “помочь адаптироваться к системе российского школьного образования”.

По словам омбудсмена Людмилы Денисовой, около 3,5 тысячи учителей с оккупированных территорий уже проходят такую ​​подготовку.

Она отмечает, что “принуждение к обучению и вмешательству в образовательный процесс является прямым нарушением права на культурную и национальную идентичность”, гарантированного международными конвенциями ООН.

Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Кремень называет политику деукраинизации учебных заведений на оккупированных территориях “лингвоцидом”, который является “частью геноцида против украинцев”.

Что говорит Украина

Украинские власти заявляют, что преподавание в школах по программам Российской Федерации является нарушением уголовного кодекса Украины и будет считаться коллаборационизмом.

По словам образовательного омбудсмена Сергея Горбачева, учителя могут объявить простой. В таком случае они вправе не выходить на работу, но будут получать не менее 2/3 заработной платы.

Украинские власти считают учителей, которые согласились преподавать по программам РФ, коллаборантами, говорит образовательный омбудсмен Сергей Горбачев.

Педагоги из Мелитополя, с которыми разговаривала BBC, подтвердили, что зарплату им пока выплачивают. Однако такая ситуация далеко не повсюду.

Министерство финансов сообщало, что в некоторых общинах Донецкой, Запорожской, Киевской, Луганской, Николаевской, Сумской, Харьковской и Херсонской областей учителя не получили зарплату за апрель.

“Причиной тому являются активные военные действия, оккупация украинских территорий, отсутствие связи с руководством или факты сотрудничества с оккупантами”, – пояснили чиновники.

В не менее сложной ситуации оказались выпускники, которые не могут выехать из временно оккупированных районов. Мультипредметный тест, который в этом году заменит ЗНО, можно сдать только на подконтрольной территории Киева.

МОН призывает всех в любом случае зарегистрироваться на тестирование.

Часть вузов из оккупированных городов перевели на подконтрольную Киеву территорию, как это было в 2014 году с университетами Донецка и Луганска.

Выехали в Запорожье и два ведущих университета Мелитополя, педагогический и агротехнологический.

В то же время самопровозглашенные власти Мелитополя объявили, что выпускники смогут поступить в местные вузы, которые номинально остались в городе, по упрощенной процедуре. В момент написания статьи официальные сайты обоих университетов не работали.

“Экстремистская литература”

Вместе с образованием пророссийские руководители захваченных городов взялись за чистки книжных фондов.

Советник мэра Мариуполя Петр Андрющенко рассказал, что в городе начали “инвентаризацию библиотечных, школьных и других книжных фондов”, проводимую сотрудниками библиотеки им. Крупского города Донецка.

“Изымают книги, которые имеют “экстремистское содержание”, а это – все учебники истории Украины и литературы, а также книги на украинском языке”.

Российское агентство “РИА Новости” сообщило, что в детской библиотеке Мелитополя обнаружили “состав нацистской литературы”.

Среди книг, показанных в сюжете новостного канала, была история украинского войска для детей “Путь украинского воина”, книги о Голодоморе, а также финалисты Книги года BBC-2018 “The Ukraine” Артема Чапая и “Серые пчелы” Андрея Куркова.

Книги в детской библиотеке Мелитополя, которые новые власти города считают нацистскими

Восемь лет без Украины

Политика деукраинизации была хорошо отработана пророссийскими властями в самопровозглашенных республиках Донбасса. Но, как вспоминают учителя и родители, это происходило медленнее и менее агрессивно.

До конца 2014 года в школах оставалась украинская программа, в классах с украинским языком обучение преподавали на государственном языке, вспоминает Дарья Дмитриева, преподавательница украинского языка и литературы, выехавшая из Донецка в начале 2015-го.

Затем украинский язык и литература стали факультативом, а преподавателей за неимением нагрузки отправили на переквалификацию.

Формально это было несложно сделать, – объясняет Дмитриева. У преподавателей старшего поколения в дипломах еще был отмечен “учитель русского языка и литературы”, у многих также были указаны два языка преподавания, русский и украинский.

Украинский язык продолжают тайком изучать школьники в “ДНР” и “ЛНР”, которые, по крайней мере, до последнего времени планировали поступать в украинские вузы, однако с каждым годом число таких детей все меньше.

В последующие учебные годы в Донецке и Луганске все украинские учебники заменили российскими, которые завезли из РФ. Украина в них почти не упоминалась, рассказывает доцент университета и мама школьника из Луганска, которая до сих пор живет там.

“Это было и больно, и комично, – говорит женщина, – ребенка просили назвать “столицу нашей родины и народы, населяющие нашу страну”, то есть народы севера России”.

В программе истории для 5-9 класса, заключенной “Донецким республиканским институтом развития образования”, поиск по слову “Украина” выдает ноль результатов, по слову “Киев” – один.

Киевская Русь называется “государство Русь” или “Русская земля”, Киев ни разу не упоминается как столица и культурный центр Древнерусского государства. Донбасс последовательно считается русским.

Отдельные темы посвящены изучению государственности “Донецкой Народной Республики”, ее конституции и защите прав человека.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2022-05-30