Президент Франции Эммануэль Макрон через два дня посетил Москву и Киев, где провел переговоры с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским. Его целью было снизить эскалацию военного напряжения между странами и предложить пути к миру. Но удалось ли это?
Путешествие Макрона на восток Европы состоялось на фоне взимания войск и начала масштабных учений российской армии у границ Украины. Французский президент не скрывал, что именно этот аспект его очень беспокоит.
“Мое намерение, с этим я приехал в Москву и в Киев, – восстановить безопасно-оборонительный порядок на европейском континенте”, – так объяснил французский президент главную цель своего вояжа в РФ и Украину.
В Москве переговоры Макрона с российским визави длились около шести часов. Дело в том, что стороны обсуждали не только Украину, но и “безопасные гарантии”, выдвинутые Кремлем странам НАТО.
По результатам переговоров французский лидер не объявил конкретных договоренностей, но отметил, что повез в Киев “определенные предложения и идеи”, которые, по мнению Владимира Путина, “вполне возможны для того, чтобы положить их в основу дальнейших наших общих шагов”.
Киевский вояж французского лидера оказался быстрее московского. Переговоры с президентом Зеленским продолжались около двух часов, а по их результатам Макрон помимо финансовой помощи Украине подчеркнул и важность выполнения минских соглашений.
“Мне кажется, что на сегодняшний день это единственный путь, который позволяет идти к установившемуся миру”, – отметил глава Французской Республики.
Украинские эксперты не видят поводов для оптимизма, оценивая результаты визита Макрона в Киев и Москву.
Бывший министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко (2007 – 2009 годы) считает, что единственным очевидным успехом этих визитов французского президента можно считать вероятное снижение риска российского вторжения в Украину в ближайшее время.
“Если исходить из постановки вопроса, что основной целью визитов была деэскалация, то можно с определенным предположением сказать, что на какой-то период времени, думаю, что не слишком значителен, вопрос о прямом широкомасштабном вторжении России, мне кажется, можно считать по меньшей мере отложенным”, – сказал он в комментарии СМИ.
В то же время, экс-министр уверен, что с миссией “главного европейского миротворца” Макрон так и не справился.
“Главной причиной этого являются абсолютно неправильные подходы наших западных партнеров, включая Макрона, к определению сути всего происходящего и почему оно здесь происходит”, – отметил бывший глава МИД.
По его мнению, западные партнеры сознательно избегают признавать очевидный факт, что Россия с 2014 года совершает международную вооруженную агрессию по отношению к Украине. Соответственно, речь должна идти не об “урегулировании конфликта в Украине”, а о наказании страны-агрессора за ее преступные действия.
“К сожалению, пока наши западные партнеры такую постановку вопроса не принимают, они ее боятся и ищут “гибридные варианты” договоренностей. Очень часто и в первую очередь за счет интересов Украины”, – добавил Огрызко.
Также удивляет экс-дипломата, что Макрон публично заявил об обязанности Европы уважать Россию и “понимать ее собственные травмы”.
“Это выходит просто за пределы адекватной оценки ситуации. Какие бы “травмы” не испытывала Россия, она должна выполнять нормы международного права. Она их нарушает, следовательно она должна быть за это наказана”, – считает бывший украинский министр.
Политический аналитик Мария Золкина, занимающаяся проблемами европейской и евроатлантической интеграции, вообще считает, что визит французского президента в Кремль доказал его “политическую лояльность” к России.
“Макрон доказал сегодня свою политическую лояльность России и теплым отношениям с Россией, несмотря на все. Общее впечатление от пресс-конференции такое, будто Макрон все время извинялся за созданные НАТО “проблемы” для России. Сплошное понимание и принятие всех “страхов” России”, – отметила эксперт.
Давление или помощь?
Одной из ключевых проблем, которую обсуждали на переговорах Макрона, Зеленского и Путина, стала тема выполнения Украиной минских соглашений.
Российский президент в этом контексте даже использовал не очень уместный куплет из стыдливой песни российской группы “Красная плесень”. Хотя его спикер возразил, что несколько перефразированная цитата из песни взята именно из нее.
“Действующий президент (Зеленский, – Ред.) недавно заявил, что ему не нравится ни один пункт этих минских сделок. “Нравится, не нравится – терпи, моя красавица”. Надо выполнять, по-другому не выходит”, – сказал глава Кремля.
Основной посыл его заявления – даже если украинским властям не нравятся договоренности, они должны “терпеть” их и выполнять.
Лидер РФ при этом оговорился, что еще когда в 2015 году бывший украинский президент Петр Порошенко подписывал “Минск”, то уже тогда предполагал, что его будут привлекать к уголовной ответственности в Украине. Россия, по его словам, теперь готова предоставить ему политическое убежище “из гуманитарных соображений”.
Французский глава в свою очередь отметил, что рассматривает минские соглашения как “основу” для построения мира в Украине, но подчеркнул, что они должны использоваться именно для защиты территориальной целостности Украины.
“Можно сказать, минские соглашения действуют как инструмент защиты суверенитета и территориальной целостности, и потому мы должны дальше продвинуться, чтобы полностью их выполнить”, – заявил Макрон в Киеве.
В офисе президента Зеленского исключают возможность давления на украинские власти или ее партнеров в контексте минских договоренностей. “Сможет ли российская сторона всех “передавить”, чтобы в рамках минских документов протолкнуть что-нибудь выгодное себе? Точно нет”, – сказал BBC News Украина советник главы ОП Михаил Подоляк.
Хотя Макрон одной своей фразой наделал шума в Украине. Он поблагодарил Киев, что тот сделал шаг навстречу для переговоров и отозвал из Совета невыгодный России и боевикам проект закона о переходном периоде.
Но офис президента перед этим настаивал, что правительство отозвало этот проект не из-за требований Москвы.
Украинский политолог Владимир Фесенко не видит путей, как преодолеть существенные разногласия между Украиной и Россией в контексте выполнения этих соглашений. Визиты Эммануэля Макрона, по его мнению, в этом не смогли помочь.
“Сами по себе эти визиты в Москву и в Киев ни к чему не приведут. Тем более надо учитывать специфику Макрона, говорящего в Москве то, что хотят услышать там, а в Киеве – то, что хотят услышать здесь. Такая тактика выглядит привлекательно” с точки зрения политики и якобы с точки зрения поиска компромиссов, но разногласия слишком велики. И это одна из причин, почему не следует ожидать существенного продвижения в переговорном процессе”, – сказал он.
Политолог не исключает, что западные страны попытаются давить на украинские власти для того, чтобы реализовать ключевые положения минских соглашений “в российском их понимании”.
Возможно, Макрон предложил Зеленскому определенные варианты компромиссов, на которые мог бы согласиться Киев.
“Это уже привычное явление – то, что называется “давлением западных партнеров” на Украину. Оно было и в 2014 и 2015 годах, именно под этим давлением родились вторые минские соглашения, в тексте которых, к сожалению, были допущены недопустимые ошибки. Они значительно ослабили переговорные позиции Украины и ими сейчас пользуется, даже кичится Путин”, – отметил эксперт.
В то же время, он считает, что активные переговоры на этом направлении только начинаются с визита Макрона.
Далее необходимо следить за поведением России, а также ожидать визитов в Москву и Киев канцлера Германии Олафа Шольца, запланированных на середину февраля, который тоже может предложить свое видение разрешения конфликта в Донбассе.
Требования Москвы, которые она в настоящее время выдвигает Киеву, в частности, прямые переговоры с представителями так называемых “ДНР” и “ЛНР” и закрепление в Конституции их особого статуса, по мнению Фесенко, в нынешнем виде реализованы не могут. Ответные действия власти не будут поддержаны ни в Верховной Раде, ни в украинском обществе.
В таком случае политолог не исключает попытки Кремля возобновить активные боевые действия на оккупированном Донбассе.
“Такое может произойти и к этому надо готовиться. И такой сценарий я, кстати, считаю более вероятным, чем сценарий большой войны”, – отметил он.
Из-за этих разногласий эксперты не слишком оптимистично смотрят на результативность встречи советников лидеров “нормандской четверки” 10 февраля.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.