Тепловозы на миллиард: зачем Украина покупает американские локомотивы?

Осенью этого года “Укрзализныця” сможет обновить свой парк грузовых локомотивов благодаря партнерству с американской компанией General Electric. Пакет документов монополист в сфере перевозок и американская корпорация подписали 23 февраля.
Сумма сделки – 1 млрд долл., срок – 15 лет, а ее предмет – производство 225 и модернизация 75 магистральных дизельных локомотивов. Соглашение было настолько важным, что во время подписания присутствовали президент Петр Порошенко и посол США в Украине Мари Йованович. В чем детали и подводные камни сотрудничества ценой в миллиард?

Почему пора менять?

В “Укрзализныце” констатируют, что изношенность локомотивного парка достигла 100% и средний возраст 609 грузовых тепловозов сейчас составляет 31 год, хотя срок их эксплуатации – 20 лет. И. о. главы УЗ Евгений Кравцов заявил, что компания за время своего существования купила только восемь новых локомотивов.

Осенью 2018 г. и в первом квартале 2019 г., то есть на первом этапе сотрудничества УЗ и GE, в Украину прибудут 30 грузовых тепловозов. Их производство, как сказали в УЗ, уже стартовало в начале года, а по прибытии в Украину их нужно будет локализовать – доработать на месте для использования в Украине. Уровень локализации первой партии до 10%. Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что последующая локализация составит до 40%.

 

Чтобы адаптировать американские локомотивы, GE должна сертифицировать украинские предприятия. В УЗ уточнили, что тогда отечественные компании смогут быть поставщиками для американской корпорации и в случае аналогичных проектов в других странах. В ноябре 2017 года первый замдиректора департамента стратегического планирования УЗ Александр Малахов заявлял о переговорах о крупноузловой сборке локомотивов GE на Крюковском вагоностроительном заводе.

“У нас профицит магистральных тепловозов, в них нет недостатка, – говорит эксперт по вопросам транспорта Александр Кава. – У нас дефицит отремонтированных тепловозов – сотни стоят в неисправном состоянии. Рабочий парк магистральных тепловозов, который нужен “Укрзализныце”, – порядка 240 единиц. Больше не нужно. Есть более 600 единиц, но подавляющее большинство требует ремонта. Провести модернизацию было бы гораздо дешевле, и по такому пути пошли все наши соседи: Венгрия, Польша, Беларусь, Латвия, Литва. Модернизация с заменой дизель-генератора позволяет существенно повысить эффективность тепловоза”.

Что закупаем?

Первая поставка – 30 дизельных тепловозов с электропередачей с асинхронным тяговым двигателем (ТЭ33А) серии Evolution. Мощность каждого – 4 575 лошадиных сил, скорость – 120 км/ч. Такие эксплуатируют в Казахстане, Туркменистане, Азербайджане, Кыргызстане, Монголии. Пробные испытания этой модели прошли в Украине еще в 2016 году. Правда тогда испытывали тепловоз производства завода “Локомотив Курастыру Зауыты” в Астане. Сейчас поставки оттуда едва ли возможны – половина акций казахстанского завода принадлежат российскому Трансмашхолдингу, а с осени 2016 года эта компания входит в украинский санкционный список.

 

ТЭ33А производства “Локомотив Курастыру Зауыты” в Астане

В УЗ огласили стоимость сделки, но не одного тепловоза. Первый ее этап обойдется в 140 млн долл., а значит один локомотив стоит около 4,6 млн долл.

“Evolution – одна из самых успешных серий General Electric. Она активно продается и на американском рынке. Техника неплохая, но вопрос в том, нужна ли она нам? – говорит Александр Кава. – Это очень дорого. Недавно General Electric продавал в Индию тысячу тепловозов Evolution. 700 из них мощностью 4,5 тыс. лошадиных сил (это такие же, как и для Украины), а 300 – 6 тыс. л.с., то есть более мощные локомотивы. Тысяча тепловозов обходится в 2,5 млрд долл., при условии, что General Electric потратит еще 200 млн долл. на строительство завода в Индии по сборке части этих тепловозов. У нас построить завод никто не обещал”.

Как проходил тендер?

Конкурса не было. Без тендера удалось обойтись потому, что УЗ будет эксплуатировать локомотивы на условиях финансового лизинга. Покупать их будет государственный Укрэксимбанк за счет своих средств под гарантии американского Citibank. Техника будет частью его активов, которую он отдаст в лизинг “Укрзализныце”.

Петр Порошенко сказал, что партнерство с GE – дело молодое. О сотрудничестве Украины и США он говорил с Дональдом Трампом летом 2017 года, президент пригласил GE войти в Инвестиционный совет. “И мы договорились о сотрудничестве между железной дорогой и General Electric”, – подытожил Порошенко.

Преимущества сотрудничества украинская сторона видит не только в том, что после долгих лет эксплуатации старых грузовых тепловозов на железную дорогу выйдет новая техника. Плюс в том, что удалось добиться локализации техники, а значит будут рабочие места и сюда придут технологии производства. Кроме того, такой договор – хороший сигнал для инвесторов.

Почему мы не производим локомотивы сами?

“Основной завод, который производил тепловозы, находится на неподконтрольной территории (Луганский тепловозостроительный завод, – ред.), – объясняет Александр Кава. – На подконтрольной территории мы могли бы их производить. Я уверен, что Крюковский вагоностроительный завод мог бы освоить производство тепловозов, но ему нужно было бы около двух лет для того, чтобы сделать опытный образец и испытать его. Поставки могли бы начаться года через три”.

Анна Гончаренко, Newsone

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2018-02-27

Добавить комментарий