Едва ли не самый главный из принятых в прошлом году экономических законов — «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений» (№5600). Как этот документ повлияет на бизнес и рядовых граждан – читайте в нашей публикации.
При обсуждении законопроекта было немало нареканий на то, что это попытка увеличить налоговую нагрузку на бизнес. Министр финансов Сергей Марченко называл эти упреки политическими спекуляциями: «Якобы власти хотят прижать честный бизнес, собрав с него максимальные налоги. Это не соответствует действительности. Предложенные изменения касаются только представителей бизнеса, который в течение многих лет привыкли руководствоваться нормами, выписанными специально для них и для их обогащения. Закон не повлияет на простых граждан, открытый малый бизнес. В то же время бюджет получит дополнительные десятки миллиардов гривен ежегодно».
Итак, что дает новый закон?
Администрирование и запрет путешествий за границу
В области администрирования налогов закон расширил возможности контрольных органов. Прежде всего, по запросам, предусмотренным статьей 73 Налогового кодекса Украины (НКУ). После изменений в НКУ налоговая инспекция может составить письменный запрос плательщика, если она установила факты, которые могут указывать на нарушение налогового законодательства.
«Это положение значительно расширило основания для подачи запросов и дальнейшего инициирования проверок, поскольку нет необходимости обосновать существование нарушения, а только предложения о возможных нарушениях. Эта инновация явно не полезна для налогоплательщиков, но стоит отметить, что налогоплательщики имеют право не предоставлять информацию, если она уже была предоставлена в соответствии с предварительными запросами налоговых органов, что определенным образом улучшает их состояние», — считает председатель правления общественной организации «Ассоциация представителей малого и среднего бизнеса Киева» Максим Тютюнников.
Закон предусматривает ограничение прав руководителей путешествовать за пределы Украины в случае налогового долга компании. Директора имеющего долг юридического лица могут ограничить в этом праве после внесения в реестр менеджеров юридических лиц, имеющих налоговые долги свыше миллиона гривен.
Порядок внесения менеджера в реестр очень прост — достаточно решения суда, где он признал долг компании. Суд принимает такое решение на основе заключения руководителя налогового органа. Это изменение достаточно противоречиво и, несмотря на видимую положительную ориентацию и начальную цель, вполне может быть рычаг, где такой налог можно использовать для воздействия на компанию.
Однако случается, когда руководители предприятий-должников на очень большие суммы спокойно путешествуют по миру и не думают платить налоги, или же, убрав чужие средства, не возвращаются домой.
Изменения в доходах
Закон вводит ограничение 50% суммы отрицательного значения объекта налогообложения прошлых лет, которое можно внести в финансовый результат до налогообложения и уменьшить его. Его применяют только к крупным налогоплательщикам, то есть эти изменения не повлияют на малых и средних налогоплательщиков. Это нововведение обременительно для крупного бизнеса, увеличивает фискальную нагрузку и не учитывает убыточных периодов в деятельности предприятий, особенно ввиду того, что на бизнес сильное негативное влияние оказали пандемия и карантинные ограничения.
Закон устанавливает обязательство уплачивать налог на доходы от продажи частным лицом (т.е. физическим) собственной сельскохозяйственной продукции. Ранее эта категория доходов заключалась в перечне исключений и не облагалась налогом на доход физических лиц.
«Со времени принятия закона этот налог должны платить, но только если сумма дохода от продукции с земельного участка превышает 12 минимальных заработных плат (78 тысяч гривен 2022 года). Напомним, что налог на прибыль физических лиц составляет 18% плюс военный сбор в 1,5%», — говорит Максим Тютюнников.
Законодатель утвердил формулу, согласно которой для фермеров установлена минимальная налоговая ответственность, которая может составлять менее 4% нормативной и денежной оценки соответствующего земельного участка. Если сумма налоговых обязательств для фермера составляет менее 4% регуляторной и денежной оценки земельного участка, он должен уплатить разницу между такими суммами. Как считает партнер АО «Ассирия» Дмитрий Куцевол, в среднем налоговая нагрузка фермера возрастет с 300 до 1,5 тысяч гривен на гектар и закон сужает для определенных категорий пользование упрощенной системой налогообложения.
Трасты и недвижимость
По мнению юристов, положительный в новом законе пункт, определяющий налогообложение платежей, полученных от трастов, фондов и партнерских отношений. Платежи с таких организаций будут облагаться налогом в размере 9%.
Они будут платить такой налог, когда будут выполнять выплаты по распределению прибыли в пользу их участников, партнеров, бенефициаров и т.д. в случае получения доходов и если их не контролируют иностранные компании.
Закон увеличивает ставку, по которой будут облагать налогом продажа физическим лицом третьего и следующего объекта недвижимости на текущий год от 5 до 18%. Налогоплательщик может уменьшить этот доход по документированным расходам на приобретение недвижимости.
«Этими нормами пытаются бороться с уклонением от уплаты налогов путём использования отдельных лиц. Поэтому это нововведение станет проблематичным для бизнесов, использующих в деятельности такие схемы», — считает Максим Тютюнников. Это без преувеличения позитива.
Однако, по мнению Дмитрия Куцевола, хоть такие изменения — попытка перекрыть схемы, работающие на рынке первичного жилья, конструкция закона все же позволяет делать такие вещи.
Льготы для новых компаний
Закон вводит налоговые льготы для отдельных компаний, которые будут отвечать таким критериям до 1 января 2037 года: если фирма была образована после 1 января 2022-го и она действует в отдельных населенных пунктах, компания имеет не менее десяти сотрудников и создает новые рабочие места, работает без филиалов, имеющих 90% дохода от реализации своей продукции и продуктов ее переработки, сумма дохода не превышает 40 миллионов гривен в год.
В итоге юристы уверены, что цель закона – наполнение госбюджета и нивелирование схем, позволяющих уклоняться от уплаты налогов. Но положительным в общем-то они его назвать не могут, поскольку документ существенно увеличивает фискальную нагрузку на бизнес и дает новые рычаги давления контролирующим органам.
«Особенно сильно это ударит по большому бизнесу. А это все приведет к понижению инвестиционной привлекательности Украины для иностранных инвесторов. Это касается и малого аграрного бизнеса», — отмечает Тютюнников.
Положительно то, что документ избавляет от уплаты налогов, вводит существенные налоговые льготы для некоторых категорий предпринимателей.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.