Украина без портов. Чем обернется новая морская блокада от Путина

zerno

После выхода России из зернового соглашения и обстрелов Одессы и Николаева под угрозой оказались суда в Черном море и продовольственная безопасность мира, а украинская экономика несет новые потери. 

Эти действия россиян приведут к тому, что в мире вырастет цена на зерно. И не все страны смогут позволить себе покупать продукты. Подорожает мука, крупа, мясо, считает министр аграрной политики Украины Николай Сольский.

Он обращает внимание, что одновременно с выходом из соглашения Россия начала обстреливать украинские порты. Только через одну атаку на зерновые терминалы в Одессе и Черноморске в ночь на 19 июля уничтожены 60 тыс. тонн зерна.

Но это не единственные утраты.

Министр инфраструктуры Александр Кубраков сообщил, что в ходе атаки были повреждены резервуары и причалы Одесского порта и зерновая инфраструктура трейдеров и перевозчиков.

Какими могут быть дальнейшие убытки Украины от потери морских портов и какие альтернативы для украинского экспорта?

Какова цена вопроса?

До войны украинская экономика была экспортно ориентированной. Лидеры продаж за границу несколько изменялись, цифры поступлений росли, но неизменной оставалась направленность и зависимость от экспорта. И львиная его доля шла через порты. Это самый дешевый путь доставки товаров.

С началом крупной российской агрессии и захватом или блокадой портов на Азовском и Черном морях экспорт остановился, однако аграрный – преимущественно зерна – удалось восстановить с августа прошлого года. Это произошло при посредничестве Турции и ООН.

В соответствующем соглашении речь шла о “зерновом коридоре”. Возобновление экспорта других товаров не предполагалось. Поэтому экспортная выручка украинских металлургических предприятий, по данным Гостаможни, в 2022-м упала втрое, если сравнивать с довоенным годом. Хотя, конечно, здесь также нужно учитывать, что ряд металлургических предприятий оказались на оккупированной россиянами территории.

А вот аграрный экспорт принес Украине в 2022-м 23 млрд долларов, что всего на 16% меньше, чем в 2021-м. И большая часть уходила именно через зерновой коридор.

Что уже дает Украине аграрный экспорт

Несмотря на сложности, которые создавали для коридора россияне, а также угрозы выйти из соглашения, первенство морского пути сохранилось и в 2023 году. Хотя начали развиваться другие пути – по суше и через дунайские порты.

По данным аграрного министерства, с июня прошлого года до июля этого года через порты прошло 54 млн тонн аграрной продукции, тогда как через железную дорогу – менее 14 млн тонн, автотранспорт – чуть более 6 млн тонн.

Чем больше претензий создавали россияне для черноморского коридора, тем более привлекательным становился путь через Дунай, где в развитие инфраструктуры начали инвестировать частные компании.

По данным Администрации морских портов, по итогам 2022 года через дунайские порты прошло более 16 млн. тонн продукции. Это сопоставимо с объемами, которые удалось вывезти с 1 августа в прошлом году через коридор в Черном море. Но так или иначе, речь идет именно о перевозке судами.

Главная причина, почему экспортеры за морские порты – более дешевая стоимость и возможность транспортировать большие объемы.

Речное судно может взять в разы меньше зерна, чем морское, но перевозка по железной дороге или автотранспорту имеет еще больше ограничений и проблем.

Какие еще проблемы?

Весной на западной границе страны польские, румынские и венгерские фермеры заблокировали украинские поставки. Они жаловались, что продукция из Украины взорвала местный рынок и их бизнес. Результатом протестов стали односторонние решения европейских соседей запретить ввоз украинского зерна и ряда других продуктов.

В мае по инициативе Варшавы Европейская комиссия запретила экспорт пшеницы, ячменя, рапса и семян подсолнечника из Украины в Польшу, Венгрию, Словакию, Румынию и Болгарию. Сейчас этот запрет действует до 15 сентября. Но транзит украинской агропродукции в другие страны ЕС разрешен.

Польша, где перед осенними выборами идет политическая борьба, и другие страны-соседи обратились в Брюссель с требованием и дальше продлить запрет, а список продукции расширить. Случилось это 19 июля, когда россияне обстреляли порты Одесской области.

В Киеве такие намерения называют недружественными. Денис Шмыгаль назвал это “популистским шагом, который сильно ударит по мировой продовольственной безопасности и экономике Украины”. Премьер призвал Еврокомиссию вмешаться, чтобы обеспечить экспорт зерна в ЕС.

Польский премьер Матеуш Моравецкий призывает Брюссель разработать регламент, который продлит запрет, или Польша и другие сделают это сами.

Он подчеркнул, что Варшава делает это “не против украинцев”, а “для польских фермеров”. Именно в их руках может оказаться “золотая акция” на выборах.

Главный дипломат ЕС Жозеп Борель рассказал, что Брюссель ответит на российский выход из соглашения и угроз еще большей военной поддержкой Украине. А вот что ЕС будет делать со странами-членами на своих восточных границах, пока неизвестно. Предварительная договоренность заключалась в том, что после 15 сентября украинский экспорт не будет ограничиваться, а европейские фермеры получат компенсацию от ЕС в 100 млн евро.

Какие последствия?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит посмотреть, как работало зерновое соглашение, говорит Олег Нивьевский из Киевской школы экономики (KSE).

С июля прошлого года и до средины осени благодаря ей на экспорт пошли нормальные объемы продукции. Но “на второй-третий месяц со стороны России пошли разные обвинения, препятствия, проблемы с проверкой судов”. В результате доверие к этому пути уменьшалось, а риски росли, напоминает экономист.

“Сейчас только штрафы за сутки за простой (суда) достигают 30 долларов на тонне, а до войны это была цена всей логистики – значит не очень дешево уже”.

Кроме того, по мнению Нивьевского, надежды на коридор отвлекали от более активных действий участников рынка в развитии альтернативных путей – через Дунай и западные коридоры по суше.

К тому же, объем производимой аграрной продукции уменьшается, поэтому падает и экспорт.

“Если взять просто математически потенциальный объем перевозок через Дунай и через все западные коридоры, то этого достаточно, чтобы перевезти тот объем экспорта, который сейчас без зернового коридора”, – считает он.

А на развитие альтернативных путей могут отыскаться дополнительные средства.

“Как ни парадоксально, но переход от того болота, которым можно назвать зерновой коридор, в котором была большая неопределенность, к тому, что мы видим: все, море закрылось, у нас есть только альтернативные пути, – такой переход от большей неопределенности к меньшей наоборот будет лучше”, – говорит экономист, ссылаясь на исследования KSE.

Денис Марчук, заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета, считает, что альтернативных путей может не хватить, чтобы вывезти весь объем продукции.

“Активно собираем новый урожай, а у нас еще есть переходные остатки от предыдущего, около 9 млн тонн. Вместе с новым урожаем, который мы оцениваем около 68 млн тонн, экспортный потенциал будет где-то на уровне 53 млн тонн”, – подает он расчеты.

Поэтому ставка на морские порты остается, – в Черном море прорабатываются другие маршруты. Возможно, с привлечением Румынии, – рассказывает Марчук.

Но пути не через море реальны и эффективны. Это подтвердилось в последние месяцы, когда прохождение судов через Босфор в украинские порты фактически остановилось.

По словам представителя ВАР, самым актуальным направлением являются речные порты на Дунае – в Румынию. Именно через них в последние месяцы транспортируют до 2 млн. тонн украинской продукции. Вполне реально увеличить эти объемы еще на миллион тонн.

Вместе с железной дорогой и автодорогами ежемесячный экспорт может составить 4-4,5 млн тонн – что неплохо, но недостаточно. Поэтому полноценной альтернативы Черному морю нет.

“Из Одессы это один корабль отправить, а по Дунаю нужно 6-7”, – объясняет Марчук.

Следует ожидать, что альтернативные пути дадут более дорогую логистику, а значит, меньшие прибыли производителям. И это тогда, когда им и так нелегко.

Кроме того, важно, что альтернативные пути эффективны “при их правильном функционировании и диалоге с европейскими партнерами”, дипломатически формулирует Денис Марчук.

“Мы должны экспортировать, мы должны зарабатывать. Потому весь весь экспорт, который идет сейчас из Украины, это преимущественно аграрная продукция. В прошлом году это принесло более 20 млрд. В этом году есть задача, чтобы было не меньше”, – говорит представитель ВАР.

Серьезность проблемы с соседями на западных границах признает Олег Нивьевский. Он говорит, что вместо спровоцированной Россией неопределенности на Черном море Украина получила неопределенность из-за позиции Польши.

Впрочем, надеется Нивьевский, окончательное решение Еврокомиссии будет в пользу Украины, и его могут поддержать другие члены ЕС – Германия, Нидерланды, Испания, Италия, которые в отличие от пяти украинских соседей охотно импортируют украинскую агропродукцию.

“Беда с Россией показала, что у ЕС есть спрос на нашу продукцию, дополнительный, больше, чем мы до этого экспортировали”, – называет он неожиданный плюс. – Это как живущая жена с каким-то мужем, он ее бьет, а она его никак не бросит, все надеется, что он изменится, и качество жизни у нее плохое. А тут вдруг бросает она его или в Польшу едет через войну, – и качество жизни улучшилось”.

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2023-07-24