Украина может сэкономить гигантские суммы на дорогах из цементобетона

В 2018 году на ремонт и строительство дорог в Украине заложено рекордную сумму — 47 млрд грн. Из них 33 млрд грн — это средства дорожного фонда, остальные 14 млрд будут напрямую финансироваться из государственного бюджета.

Появилась надежда, что проблема плохих дорог в Украине будет решена. Однако эксперты Украинского института будущего (UIF) пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе под эти нужды никаких денег не напасешься, ведь чем больше дорог будет строиться, тем в больших объемах их потом придется ремонтировать. Слабым звеном оказался асфальт.

«Автодору асфальт выгоден коррупцией на ямочных ремонтах»

Как альтернативу специалисты предлагают увеличение гарантийного срока эксплуатации дорог, вместо традиционных дорог из асфальта строя более износостойкие цементные.

В Украине на долю цементобетонных дорог приходится лишь около 1%. А вот в Европе этот материал давно стал трендом, говорят в UIF. К примеру, в Германии на него приходится аж 42% всех дорог. А если говорить о новых дорог, то доля цементобетона в ЕС составляет вообще 60-70%!

Шанс, что цементобетонные дороги всерьез «зайдут» в Украину, был в декабре 2017 года, когда принимали новый бюджет. Тогда была идея 2 млрд грн пустить на дорогу Николаев — Кропивницкий, и 4 млрд — на Николаев — Кривой Рог. Обе — из цементобетона. Но из-за политических торгов в ночь перед принятием бюджета деньги «ушли» в Харьков.

«Пример существующей сейчас цементобетонной дороги в Украине — Киев — Варшава. За последние 10 лет там не сделали ни одного квадратного метра ямочного ремонта по той причине, что она в этом не нуждается. Это основное преимущество цементобетонной дороги. И одновременно это объясняет, почему таких дорог у нас так мало — потому, что ямочные ремонты являются одним из основных источников коррупции в автодоре. Автодору трудно расстаться с этим бизнесом», — uоворит директор программы «Инфраструктура будущего» UIF, экс-первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.

Как дороги могут сэкономить $14 млрд за 20 лет

В целом, теперь в  Украине перешли к ремонту и строительству дорог по маршрутному принципу. То есть, теперь их не латают кусочками, а ремонтируют полностью от точки А до точки Б. «В частности, 4 млрд выделено на строительство дороги Go-Highway, которая соединит западную границу с портами», — говорит Владимир Шульмейстер.

 

Если Украина возьмет на вооружение европейский и американский опыт и пойдет по курсу строительства дорог из цементобетона, то со временем сможет сэкономить гигантские суммы денег, прогнозируют в UIF. Ведь прежде всего распространенность дорог из цементобетона на границей объясняют экономическими факторами.

«Стоимость строительства участка дороги из асфальта и из бетона примерно одинаковая. А вот дальше цифры расходятся. Через 6 лет дорогу из асфальтобетона нужно ремонтировать профилактически, а еще через 6 лет — капитально. Тогда как правильно построенную цементобетонную дорогу первый раз нужно ремонтировать аж через 18 лет. Все это время в нее не нужно вкладывать ни копейки», — сказали в UIF.

Получается, что разница в стоимости эксплуатации разных типов дорог со временем будет отличаться чуть ли не в два раза (не в пользу традиционного асфальта).

В UIF также отмечают, что цементобетонные дороги выгоднее Украине и с точки зрения «большой» экономики. Дело в том, что более половины стоимости дороги из асфальта составляет импортный битум. Значительная его часть завозится из России, да и кроме того нужно понимать, что деньги, заплаченные за импортное сырье, попросту выводятся из экономики Украины.

А вот если говорить о дорогах из цементобетона, то украинскими материалами мы можем обеспечить себя полностью. По подсчетам UIF переход на строительство цементобетонных дорог примерно по 1000 км в год в перспективе 20 лет даст экономию от $3,4 до $14 млрд.

«Дороги из асфальта и бетона на 99% процентов имеют одинаковые требования к основанию дороги. Разница только в верхнем слое. Cтоимость кубометра асфальта и бетона на рынке практически одинаковая. Есть стандарты, какой должна быть толщина асфальта, есть стандарт, какой должна быть толщина бетона. Так вот, при стандарте нагрузки 6,5 тонн одним кубометром мы можем покрыть бетоном 3,45 м2 дороги, а асфальтом — всего 1,76 м2», — говорит глава ассоциации «Укрцемент» Павел Качур.

Еще о плюсах и минусах

Вместе с тем, бытует мнение, что на обычном асфальте тормозной путь короче, чем на дороге из цемента. Эксперты уверяют — все как раз наоборот. По их словам, и на сухой и на мокрой дороге при правильном соблюдении технологии тормозной путь на цементобетонном покрытии оказывается меньше, чем на асфальте.

 

Кроме того, у бетона есть еще одно интересное свойство, крайне важное для южных областей Украины — он устойчив к жаркой погоде, так что при температуре выше +28 градусов нет необходимости ограничивать движение тяжелого транспорта.

Интересный факт: дорог I категории, которые выдерживают большегрузный транспорт (с нагрузкой на ось 40 тонн) в Украине всего 1,6% (2,7 тыс км) от общей протяженности. Львиная доля — 64% (109,7 тыс км) — приходится на дороги IV категории, на которых допускается нагрузка не больше 24 т/ось.

 

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

2018-02-22

Добавить комментарий