Нынешний уровень стабилизации Харьковского авиационного завода свидетельствует о его способности к возрождению в статусе государственного. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, вызванную войной на Донбассе и пандемией коронавируса, в Украине взялись за восстановление авиационной отрасли, о чем идет речь в указе Президента Владимира Зеленского №268/21. В документе четко очерчены задачи по утверждению и реализации государственной целевой научно-технической программы развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы и Плана антикризисных мер по финансовому оздоровлению и возобновлению эффективной работы Харьковского государственного авиационного производственного предприятия. Оно может занять одно из ведущих мест в осуществлении проекта Президента Украины по созданию и техническому обеспечению национального авиаперевозчика.
Однако выполнение глобального амбициозного задания по возрождению ХГАПП, которое уже несколько десятков лет находится в глубокой стагнации, в Харькове видят по-разному.
Приватизация как панацея?
В Харьковской областной государственной администрации единственным спасением авиазавода считается неотложная приватизация предприятия для расширения взаимодействия государства и бизнеса и создания условий для государственно-частного партнерства при решении вопросов функционирования предприятия. В конце прошлого месяца в ХОГА был подписан меморандум о возобновлении выпуска самолетов на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии.
В меморандуме, который подписали и.о. председателя ХОГА Александр Скакун, председатель Харьковского областного совета Татьяна Егорова-Луценко, президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, председатель правления АО «ФЭД» Виктор Попов, генеральный директор ЧАО «Авиакомпания Константа» Михаил Пинкевич, глава профсоюза работников авиа Украины Ярема Жугаевич, глава профкома ПО ПАУ на ХГАПП Михаил Погорелов, говорится, что его цель — создание эффективного взаимодействия для возобновления серийного выпуска и сервисного обслуживания самолетов и другой авиационной техники на ХАЗ.
Александр Скакун объяснил, что решение о подписании меморандума с внутренними инвесторами было принято после многих переговоров. Руководитель ХОГА отметил, что эти инвесторы болеют за авиаотрасль и преследуют цель «не похороны Харьковского авиационного завода, а наоборот, его новую жизнь». Стороны планируют в течение пяти лет выйти на уровень выпуска пяти самолетов в год, создав 1500 рабочих мест. Предусмотрено участие подписавшихся в разработке и обсуждении проектов законодательных и нормативно-правовых актов в авиакосмической отрасли, совершенствовании законодательства по приватизации, погашении долгов по зарплате, привлечении инвестиций и т.д.
Руководитель ХОГА сообщил, что в комитетах парламента уже давно рассматривают законопроект о приватизации авиазавода, и выразил надежду, что этот документ в ближайшее время будет вынесен в зал для голосования.
«Мне и нашим партнерам хотелось бы, чтобы этим законом был списан государственный долг, который составляет 2,6 миллиарда гривен. Если парламентарии рассмотрят этот закон, предприятие будет выставлено согласно действующему законодательству на приватизацию, в которой могут участвовать любые кандидаты. Это могут быть иностранные компании или украинские. Наши коллеги готовы участвовать в конкурсе. Считаю, что это перспектива дальнейшей жизнедеятельности этого предприятия», — отметил Александр Скакун. Он подчеркнул, что внутренние инвесторы-подписанты готовы участвовать в открытом конкурсе, если будет принят закон о приватизации этого предприятия, и взять на себя переговоры с кредиторами по частному долгу и погасить его. Они обещают выплатить задолженность по заработной плате перед работниками завода за последние годы.
Как можно узнать из обнародованной на сайте ХОГА информации о подписании меморандума, среди его подписантов нет представителей руководства завода и Укроборонпрома, к структуре которого входит ХГАПП. По словам руководителя авиазавода, Александра Кривоконя о подписании меморандума он узнал от журналистов и почему ни его, ни Укроборонпром об этом не извещали. «Получилось, как в той поговорке, без меня меня женили», — заметил Александр Кривоконь.
Он рассказывает, что на заводе действительно сложная ситуация, о чем пишут и средства массовой информации и говорят отечественные и иностранные заказчики.
«Но с приходом в конце апреля этого года нашей команды мы стали стабилизировать производство. Мы подписали план антикризисных действий и неукоснительно его выполняем», — отметил руководитель авиазавода.
Как рассказал Александр Кривоконь, нынешний совокупный долг завода составляет почти 4 миллиарда гривен, то есть авиастроителям удалось удержать ситуацию на прежнем уровне. Правда, пока еще наращиваются долги по заработной плате, поскольку в процессе сокращения количества работников и увольнения нужно выплачивать и зарплату за два месяца и отпускные. Однако не наращиваются простои и фонд зарплаты за простои значительно уменьшился. Еще месяц-два, и эта глыба снега, по мнению руководителя ХАЗ, остановится. Гендиректор убежден, что за сентябрь и октябрь удастся в значительной степени выплатить работникам заработную плату. Все это – за счет заработанных средств.
В настоящее время на заводе введена жесткая экономия. За электроэнергию остались небольшие долги благодаря тому, что Александр Кривоконь, что отопление производственных помещений перевели на дровяное.
Как свидетельствуют показатели деятельности ХГАИН, в последнее время существенно улучшилось состояние предприятия. Растут объемы производимой и реализованной продукции, уменьшается ущерб, накапливавшийся несколько лет, увеличивается фонд оплаты труда. За 10 месяцев этого года предприятие изготовило товарной продукции более чем на 64 миллиона гривен, что на 12,3 миллиона гривен больше, чем за аналогичный период в прошлом году.
«С мая на предприятии начались регулярные выплаты заработной платы тем, кто выполняет производственные задания (за отработанное время). За 10 месяцев 2021 года общая сумма этих выплат превысила 32,4 миллионов гривен, а фонд оплаты труда составляет 72,4 миллионов гривен. В прошлом году средняя зарплата работников ХГАИН составляла 3485 гривен, а в октябре этого года выросла до 4920. Нам удалось снизить накопленный убыток. Если в прошлом году в первом полугодии он достигал 71 миллиона гривен, то за тот же период 2021-го — 33,3 миллиона. Рассчитываем, что вскоре избавимся от остальных убытков, — рассуждает Александр Кривоконь. — Ситуация все еще трудна, однако смотрим в будущее со сдержанным оптимизмом и не останавливаемся».
Реальные пути выхода из кризиса являются
По мнению генерального директора ХГАИН, после окончательной стабилизации на предприятии необходимо начать процесс санации, во время которой определить не задействованные в производстве заводские объекты, которые можно реализовать и полностью погасить задолженность по заработной плате. Вполне по силам ХАЗ, утверждает Александр Кривоконь, справиться с долгами коммерческим структурам, составляющим полмиллиарда гривен и которые можно реструктуризировать. Они, по меркам завода, на предприятии невелики при условии загруженности производства.
«К новому году мы приступим к проектам, которые дадут предприятию средства. К примеру, достройка Ан-140 в лизинг «Мотор Сичи», руководитель которой недавно подтвердил запланированное подписание договоров, — делится соображениями Александр Кривоконь. — Вырученных за достройку этих самолетов средств хватит на выплату почти 40% задолженности по заработной плате и начало выплат кредиторам, например, «Мотор Сичи». Есть и другие проекты, которые мы реализуем. Предприятие в этом году ремонтирует самолеты Ан-74 для Египта и Туркменистана».
Как рассказал руководитель ХГАПП, специалисты предприятия реанимировали в Египте самолет Ан-74Т-200А, который во время аварийной посадки получил значительные повреждения стоек шасси, передней и нижней частей фюзеляжа. Над травмированной машиной, изготовленной в свое время на ХАЗ, специалисты начали работать еще осенью 2018 года. Согласно утвержденной программе восстановления воздушного судна, было выполнено пять этапов ремонтно-восстановительных работ. К сожалению, предыдущее руководство авиазавода прервало египетский контракт. Летом этого года его удалось восстановить. С тех пор ХГАПП четырежды отправлял египетским партнерам грузы с комплектующими для поврежденного самолета. И вот в прошлую субботу состоялся второй успешный полет машины, ее удалось поднять в воздух и она готова к перелету на аэродром ХАЗ для последующего ремонта и обслуживания. А это все означает поступление средств.
Есть шанс возродить авиазавод. Но нужно приложить максимум усилий и нам, и государству. Надо, чтобы государство открыло нам разрешение на конструкторские разработки, и это позволит заводу иметь собственный продукт, стать конкурентоспособным. Это был бы небольшой, но стимул для развития нашего производства и отрасли в целом. И в таком случае приватизация была бы не нужна», — отмечает Александр Кривоконь.
Цена может быть слишком высокой
По утверждению гендиректора ХГАИН, он отнюдь не против приватизации. Однако предостерегает от поспешных решений и приводит примеры приватизации предприятий в Харькове, когда с промышленной карты города безвозвратно исчезли такие гиганты, как «Серп и молот», завод тракторных двигателей, велозавод и т.д.
«Думаю так: если государство не способно финансировать авиационную отрасль, то, возможно, нужно продавать. Но необходимо выяснить, надо ли все 100% нашего предприятия отдать под приватизацию. Считаю, что нет», — отмечает Александр Кривоконь.
Он убежден, что если будет принято решение о продаже, к конкурсу нужно привлекать всех потенциальных инвесторов. И рассказывает о письме от крупной казахстанской авиакомпании.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.